Файл: Протокол 1 от 26 августа 2022 г. Рассмотрено на педагогическом совете Протокол 1 от 29 августа 2022 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа
по учебному предмету: «Мир вокруг нас»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основная цель данного занятия: подготовить детей к анализу, сравнению, обобщению предметов ближайшего окружения по определённым признакам. В процессе работы решается задача: научить детей наблюдать – «смотреть» и «видеть» в предметах и явлениях конкретные признаки, свойства, замечать изменения, рассуждать, на основе наблюдения приходить к выводам. С окончанием работы по данной теме задача эта не снимается, но на остальных занятиях становится всё более выполнимой, реальной. Усвоенные в этот период знания о цвете, форме, величине, расположении предметов и их частей в пространстве дают детям образцы, мерки для определения аналогичных свойств в других предметах. В этом плане работу по указанной теме следует рассматривать как подготовительный этап, а полученные обучающимися знания и навыки – как средство познания окружающей действительности.
Необходимым этапом коррекционно-развивающей работы является организация практических действий, способствующих выявлению и различению изучаемых свойств в предмете. Основные виды практических действий учащиеся находят отражение в следующих упражнениях:
- Упражнения в нахождении предметов указанного цвета, формы, величины по наглядному образцу или словесному указанию.
- Упражнения в определении цвета, формы, величины, расположения предметов на плоскости при самостоятельном узнавании в словесном обозначении их.
- Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов и их изображений по цвету, форме и величине.
Формирование представлений о цвете предметов
Цель занятий – научить детей различать и понимать названия основных и промежуточных цветов и их оттенков, а затем и самостоятельно определять цвет любого предмета, знать точные названия наиболее распространённых цветов. Работу начинают с того, учитель организует специальный показ образцов цвета и называет их. Сначала закрепляют знание трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого. Поскольку детям первоначально показывают интенсивные, насыщенные цвета, их различение и правильное называние не должно вызывать затруднений. На этом наглядном материале следует выработать умение при определении цвета любого предмета ориентироваться на хорошо знакомый предмет с неизменной окраской.
Формирование представлений о форме и величине предметов
Все те упражнения, которые были рассмотрены выше, систематически используются в течении всей работы над формированием представлений о форме и величине предметов. Дело в том, что плоские геометрические фигуры достаточно хорошо знакомы детям, они производили с ними действия уже в процессе усвоения цвета предметов. Изучение
собственно темы «Форма предметов» начинается с овала, с упражнений на различение геометрических фигур: круг – овал. В связи с тем, что основное внимание при изучении темы «Форма предметов» уделяется выработке умения определять форму реальных предметов с помощью геометрических фигур, необходимо познакомить учащихся также с объёмными фигурами.
Развитие представлений о расположении предметов в пространстве
Эта задача также осуществляется на основе специально организованных наблюдений и практических действий учащихся, формирования прочного дифференцирования левой и правой руки, направлений движений справа налево и наоборот. С опорой на эти навыки строится вся работа по изучению взаимного положения предметов, выражаемого словами: вверху, внизу, справа, слева, в середине, в углу, под, над, внутри, между, впереди, сзади, через и т.д.
Формирование представлений о количестве предметов
Главная задача педагога – учить детей видеть окружающую действительность в пространственных, временных и количественных отношениях, развивать их мышление и речь. На основе ППД дети осваивают основные математические понятия о равенстве и неравенстве, о количестве и числе, осмысляют арифметические действия сложения и вычитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень:
- основные и промежуточные цвета и их оттенки;
- различные виды геометрических фигур;
- иметь представления о величине и форме предметов;
- способы сравнения предметов по ряду признаков;
- иметь пространственные представления;
- основные математические понятия;
- словарь, выражающий указанные выше понятия и отношения.
Достаточный уровень:
- распознавать и правильно называть основные и промежуточные цвета и их оттенки;
- различать виды геометрических фигур;
- определять величину и форму предметов;
- сравнивать предметы различными способами;
- определять положение предмета в пространстве;
- пользоваться основными математическими понятиями;
- активно пользоваться словарём, выражающим указанные выше понятия и отношения.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Изучаемая тема коррекционно-развивающего занятия | Количество учебных часов |
1. | Формирование представлений о цвете предметов | 9 |
2. | Формирование представлений о форме и величине предметов | 8 |
3. | Развитие представлений о расположении предметов в пространстве | 9 |
4. | Формирование представлений о количестве предметов | 8 |
| Итого: | 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
I Учебно-методическое обеспечение
А. Литература для обучающихся:
Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения
Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений
Запартович Б. Б., Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред. И. Д. Зверева
Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для обучающихся
Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов
Б. Пособия для учителя:
А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Я и мир вокруг» учебник для 3 класса в 2 - х частях– М. Баласс, 2013.
А. А Вахрушев, О.В Бурский Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс, – М.: Баласс, 2015.
А. А Вахрушев, О.В Бурский, О.А. Родыгина Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» – М.: Баласс, 2014.
А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Наша планета Земля» учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2014.
А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.2 класс - М.: Баласс, 2014.
Дополнительная:
1 А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. Программа и тематическое планирование для начальной школы. Москва «Просвещение» 2013.
2 О. И. Дмитриева, Т. В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. Москва «Вако» 2016..
II Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия
- гербарии; коллекции насекомых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства,
повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества
Экранно-звуковые пособия
Диск. «Звуки живой природы» Фильм «Многообразие животного мира»
Фильм «Природа в разное время года» Фильм «Бережем природу»
Презентация «Звери и растения нашего края».
Презентация «Красная книга»
Информационно-коммуникативные средства.
Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Вахрушева
Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева.
Материально-технические средства.
Компьютерная техника, классная магнитная доска
Учебно – практическое оборудование
- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
- материалы: тетради, бумага писчая
Электронные ресурсы открытыйурок.рф/статьи/646943/
http://school-collection.edu.ru
https://урок.рф/library/zelenij_mir_vokrug_nas_121146.html
https://kopilkaurokov.ru/.../rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzh
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ «МИР ВОКРУГ НАС»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Коррекционные задачи | |
план | факт | ||||
1. | Свойства предметов: цвет, форма, величина. | 1 | 01.09 | | Развитие наглядно-образного мышления |
2. | Составление целого из частей. | 1 | 08 | | Формирование причинно-следственных связей |
3. | Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, полуовал, прямоугольник. | 1 | 15 | | Обучение сравниванию, умению находить не только различия, но и сходства |
4. | Выделение простой формы в предметах. | 1 | 22 | | Последовательность смысловых звеньев |
5. | Анализ простейшей схемы – изображение позы человека. | 1 | 29 | | Развитие мыслительного анализа зрительно воспринимаемого предмета |
6. | Правая и левая стороны у себя и на рисунке. | 1 | 06.10 | | Умение анализировать |
7. | Понятия «справа» - «слева», «спереди» - «сзади». | 1 | 20 | | Умение характеризовать объект |
8. | Понятия «справа», «слева», «спереди», «сзади». | 1 | 27 | | Словесно-логическое мышление |
9. | Понятия «верх», «низ», «вправо», «влево», «середина». | 1 | 03.11 | | Формирование способности критично относится к результатам своей деятельности |
10. | Понятия «справа», «слева», «спереди», «сзади». | 1 | 10 | | Обучение обобщению предметов и явлений |
11. | Пространственное положение геометрических фигур. | 1 | 17 | | Умение применять имеющиеся знания в новых условиях |
12. | Красный, жёлтый, оранжевый цвета. | 1 | 01.12 | | Понимание обращённой речи |
13. | Закрепление знания изучаемых цветов и их названий. | 1 | 08 | | Овладение произношением |
14. | Группировка предметов по цвету. | 1 | 15 | | Становление фонематического слуха |
15. | Закрепление знания изученных цветов и их названий. | 1 | 22 | | Усвоение словарного состава |
16. | Красный, синий, фиолетовый цвета. | 1 | 29 | | Дифференцирование значения слов |
17. | Закрепление знания изученных цветов и их названий | 1 | 12.01 | | Знакомство со словарём |
18. | Свойства предметов: цвет, форма. | 1 | 19 | | Овладение диалогической речью |
19. | Закрепление знания основных цветов – красного, синего, жёлтого. | 1 | 26 | | Овладение монологической речью |
20. | Цвета предметов и их различие. | 1 | 02.02 | | Умение составлять рассказ |
21. | Чёрный, коричневый цвета. | 1 | 09 | | Связная письменная речь |
22. | Закрепление знания изученных цветов и геометрических фигур. | 1 | 16 | | Выполнение указаний взрослых |
23. | Понятия «большой», «маленький». | 1 | 02.03 | | Рассказ о выполненной работе |
24. | Величина предметов. Понятия: «большой», «маленький», «одинаковый по размеру». | 1 | 09 | | Самостоятельное планирование |
25. | Закрепление представления о размере предметов. | 1 | 16 | | Развитие чувств, исполнение воли |
26. | Закрепление знания изученных цветов и их названий. | 1 | 23 | | Воспитание сенсорной культуры |
27. | Закрепление знания цвета и формы предметов. | 1 | 30 | | Развитие познавательной деятельности |
28. | Величина предметов: «длинный», «короткий». | 1 | 06.04 | | Повышение интеллектуального уровня |
29. | Величина предметов: «широкий», «узкий». | 1 | 20 | | Исправление дефектов мышления |
30. | Понятия: «верх», «низ», «высокий», «низкий», «сверху», «снизу». | 1 | 27 | | Развитие и исправление наглядно-действенного мышления |
31. | Величина предметов: «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте». | 1 | 04.05 | | Развитие самостоятельности в работе и мыслительной деятельности |
32. | Понятия: «вверху», «внизу», «выше», «ниже», «справа», «слева». Величина предметов: «толстый», «тонкий». | 1 | 11 | | Развитие способности правильно и отчётливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления |
33. | Закрепление представлений о пространственном расположении предметов. | 1 | 18 | | Умение использовать свои восприятия и наблюдения в качестве основы мыслительных процессов |
34 | Повторение пройденного материала Итоги. | 1 | 25 | | |