Файл: Протокол 1 от 26 августа 2022 г. Рассмотрено на педагогическом совете Протокол 1 от 29 августа 2022 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рабочая программа

по учебному предмету: «Мир вокруг нас»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основная цель данного занятия: подготовить детей к анализу, сравнению, обобщению предметов ближайшего окружения по определённым признакам. В процессе работы решается задача: научить детей наблюдать – «смотреть» и «видеть» в предметах и явлениях конкретные признаки, свойства, замечать изменения, рассуждать, на основе наблюдения приходить к выводам. С окончанием работы по данной теме задача эта не снимается, но на остальных занятиях становится всё более выполнимой, реальной. Усвоенные в этот период знания о цвете, форме, величине, расположении предметов и их частей в пространстве дают детям образцы, мерки для определения аналогичных свойств в других предметах. В этом плане работу по указанной теме следует рассматривать как подготовительный этап, а полученные обучающимися знания и навыки – как средство познания окружающей действительности.

Необходимым этапом коррекционно-развивающей работы является организация практических действий, способствующих выявлению и различению изучаемых свойств в предмете. Основные виды практических действий учащиеся находят отражение в следующих упражнениях:

- Упражнения в нахождении предметов указанного цвета, формы, величины по наглядному образцу или словесному указанию.

- Упражнения в определении цвета, формы, величины, расположения предметов на плоскости при самостоятельном узнавании в словесном обозначении их.

- Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов и их изображений по цвету, форме и величине.

Формирование представлений о цвете предметов

Цель занятий – научить детей различать и понимать названия основных и промежуточных цветов и их оттенков, а затем и самостоятельно определять цвет любого предмета, знать точные названия наиболее распространённых цветов. Работу начинают с того, учитель организует специальный показ образцов цвета и называет их. Сначала закрепляют знание трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого. Поскольку детям первоначально показывают интенсивные, насыщенные цвета, их различение и правильное называние не должно вызывать затруднений. На этом наглядном материале следует выработать умение при определении цвета любого предмета ориентироваться на хорошо знакомый предмет с неизменной окраской.

Формирование представлений о форме и величине предметов

Все те упражнения, которые были рассмотрены выше, систематически используются в течении всей работы над формированием представлений о форме и величине предметов. Дело в том, что плоские геометрические фигуры достаточно хорошо знакомы детям, они производили с ними действия уже в процессе усвоения цвета предметов. Изучение

собственно темы «Форма предметов» начинается с овала, с упражнений на различение геометрических фигур: круг – овал. В связи с тем, что основное внимание при изучении темы «Форма предметов» уделяется выработке умения определять форму реальных предметов с помощью геометрических фигур, необходимо познакомить учащихся также с объёмными фигурами.

Развитие представлений о расположении предметов в пространстве

Эта задача также осуществляется на основе специально организованных наблюдений и практических действий учащихся, формирования прочного дифференцирования левой и правой руки, направлений движений справа налево и наоборот. С опорой на эти навыки строится вся работа по изучению взаимного положения предметов, выражаемого словами: вверху, внизу, справа, слева, в середине, в углу, под, над, внутри, между, впереди, сзади, через и т.д.

Формирование представлений о количестве предметов

Главная задача педагога – учить детей видеть окружающую действительность в пространственных, временных и количественных отношениях, развивать их мышление и речь. На основе ППД дети осваивают основные математические понятия о равенстве и неравенстве, о количестве и числе, осмысляют арифметические действия сложения и вычитания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Минимальный уровень:

- основные и промежуточные цвета и их оттенки;

- различные виды геометрических фигур;

- иметь представления о величине и форме предметов;

- способы сравнения предметов по ряду признаков;

- иметь пространственные представления;

- основные математические понятия;

- словарь, выражающий указанные выше понятия и отношения.

Достаточный уровень:

- распознавать и правильно называть основные и промежуточные цвета и их оттенки;

- различать виды геометрических фигур;

- определять величину и форму предметов;

- сравнивать предметы различными способами;

- определять положение предмета в пространстве;

- пользоваться основными математическими понятиями;

- активно пользоваться словарём, выражающим указанные выше понятия и отношения.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п

Изучаемая тема

коррекционно-развивающего занятия

Количество учебных часов

1.

Формирование представлений о цвете предметов


9

2.

Формирование представлений о форме и величине предметов

8

3.

Развитие представлений о расположении предметов в пространстве

9

4.

Формирование представлений о количестве предметов

8




Итого:


34


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

I Учебно-методическое обеспечение

А. Литература для обучающихся:

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

Запартович Б. Б., Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред. И. Д. Зверева

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для обучающихся

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

Б. Пособия для учителя:

А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Я и мир вокруг» учебник для 3 класса в 2 - х частях– М. Баласс, 2013.

А. А Вахрушев, О.В Бурский Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс, – М.: Баласс, 2015.

А. А Вахрушев, О.В Бурский, О.А. Родыгина Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» – М.: Баласс, 2014.

А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Наша планета Земля» учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2014.

А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.2 класс - М.: Баласс, 2014.

Дополнительная:

1 А. А. Плешаков.  Мир вокруг нас. Программа и тематическое   планирование для начальной школы.  Москва «Просвещение» 2013.

2 О. И. Дмитриева, Т. В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс.  Москва «Вако» 2016..

II Материально-техническое обеспечение

Наглядные пособия

- гербарии; коллекции насекомых;

- изобразительные наглядные пособия – таблицы

- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства,

повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества

Экранно-звуковые пособия

Диск. «Звуки живой природы» Фильм «Многообразие животного мира»

Фильм «Природа в разное время года» Фильм «Бережем природу»

Презентация «Звери и растения нашего края».

Презентация «Красная книга»

Информационно-коммуникативные средства.

Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Вахрушева

Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева.

Материально-технические средства.

Компьютерная техника, классная магнитная доска

Учебно – практическое оборудование

- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик

- материалы: тетради, бумага писчая

Электронные ресурсы открытыйурок.рф/статьи/646943/

http://school-collection.edu.ru

https://урок.рф/library/zelenij_mir_vokrug_nas_121146.html

https://kopilkaurokov.ru/.../rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzh



КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ «МИР ВОКРУГ НАС»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Коррекционные задачи

план

факт

1.

Свойства предметов: цвет, форма, величина.

1

01.09




Развитие наглядно-образного мышления

2.

Составление целого из частей.

1

08




Формирование причинно-следственных связей

3.

Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, полуовал, прямоугольник.

1

15




Обучение сравниванию, умению находить не только различия, но и сходства

4.

Выделение простой формы в предметах.

1

22




Последовательность смысловых звеньев

5.

Анализ простейшей схемы – изображение позы человека.

1

29




Развитие мыслительного анализа зрительно воспринимаемого предмета

6.

Правая и левая стороны у себя и на рисунке.

1

06.10




Умение анализировать

7.

Понятия «справа» - «слева», «спереди» - «сзади».

1

20




Умение характеризовать объект

8.

Понятия «справа», «слева», «спереди», «сзади».

1

27




Словесно-логическое мышление

9.

Понятия «верх», «низ», «вправо», «влево», «середина».

1

03.11




Формирование способности критично относится к результатам своей деятельности

10.

Понятия «справа», «слева», «спереди», «сзади».

1

10




Обучение обобщению предметов и явлений

11.

Пространственное положение геометрических фигур.

1

17




Умение применять имеющиеся знания в новых условиях

12.

Красный, жёлтый, оранжевый цвета.

1

01.12




Понимание обращённой речи

13.

Закрепление знания изучаемых цветов и их названий.

1

08




Овладение произношением

14.

Группировка предметов по цвету.

1

15




Становление фонематического слуха

15.

Закрепление знания изученных цветов и их названий.

1

22




Усвоение словарного состава

16.

Красный, синий, фиолетовый цвета.

1

29




Дифференцирование значения слов

17.

Закрепление знания изученных цветов и их названий

1

12.01




Знакомство со словарём

18.

Свойства предметов: цвет, форма.

1

19




Овладение диалогической речью

19.

Закрепление знания основных цветов – красного, синего, жёлтого.

1

26




Овладение монологической речью

20.

Цвета предметов и их различие.

1

02.02




Умение составлять рассказ

21.

Чёрный, коричневый цвета.

1

09




Связная письменная речь

22.

Закрепление знания изученных цветов и геометрических фигур.

1

16




Выполнение указаний взрослых

23.

Понятия «большой», «маленький».

1

02.03




Рассказ о выполненной работе

24.

Величина предметов. Понятия: «большой», «маленький», «одинаковый по размеру».

1

09




Самостоятельное планирование

25.

Закрепление представления о размере предметов.

1

16




Развитие чувств, исполнение воли

26.

Закрепление знания изученных цветов и их названий.

1

23




Воспитание сенсорной культуры

27.

Закрепление знания цвета и формы предметов.

1

30




Развитие познавательной деятельности

28.

Величина предметов: «длинный», «короткий».

1

06.04




Повышение интеллектуального уровня

29.

Величина предметов: «широкий», «узкий».

1

20




Исправление дефектов мышления

30.

Понятия: «верх», «низ», «высокий», «низкий», «сверху», «снизу».

1

27




Развитие и исправление наглядно-действенного мышления

31.

Величина предметов: «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».

1

04.05




Развитие самостоятельности в работе и мыслительной деятельности

32.

Понятия: «вверху», «внизу», «выше», «ниже», «справа», «слева». Величина предметов: «толстый», «тонкий».

1

11




Развитие способности правильно и отчётливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления

33.

Закрепление представлений о пространственном расположении предметов.

1

18




Умение использовать свои восприятия и наблюдения в качестве основы мыслительных процессов

34

Повторение пройденного материала Итоги.

1

25