Файл: Протокол 1 от 26 августа 2022 г. Рассмотрено на педагогическом совете Протокол 1 от 29 августа 2022 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи коррекционной работы:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной ПМП помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- оказание родителям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий;
- в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Основные направления коррекционной работы
Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
- психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
- мониторинга динамики развития обучающихся и успешности в освоении АООП;
- анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей;
- психолого-педагогический эксперимент;
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
- беседы с учащимися, учителями и родителями;
- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
- оформление документации наблюдения за обучающимися (СОЛДО)
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- составление индивидуальной программы психологического сопровождения;
- формирование в классе комфортного психологического климата;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
- разработку оптимальных для развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями групповых и индивидуальных психо-коррекционных программ в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по
психо-коррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;
- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: занятия индивидуальные и групповые; игры, упражнения, этюды; психо-коррекционные методики и технологии; организация деятельности (труд, изобразительная деятельность, конструирование и др.)
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
- беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг;
- анкетирование педагогов, родителей;
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах
доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями и др.
Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальных особенностей различных категорий детей
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов
- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
- разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество
- взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
- индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги;
- лекции для родителей;
- анкетирование педагогов, родителей;
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы - один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.
Взаимодействие специалистов требует:
- создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы;
- осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем;
- разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью
Социальное партнерство - современный механизм, который основан на взаимодействии общеобразовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество:
- с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество;
- с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с умственной отсталостью и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации;
- с родителями обучающихся в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Рабочая программа
по коррекционно-развивающему занятию : «Сказкотерапия»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель:
- развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”;
- развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи;
- развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности.
- умение узнавать и различать персонажей из сказок;
- воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.