Файл: Протокол 1 от 26 августа 2022 г. Рассмотрено на педагогическом совете Протокол 1 от 29 августа 2022 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи коррекционной работы:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной ПМП помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психо­физического развития и индивидуальных возможностей;

- организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- оказание родителям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, со­циальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Принципы коррекционной работы

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.


Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное вли­яние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации коррекционной работы

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

- в рамках образовательного процесса через содержание и органи­зацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий;

- в рамках психологического и социально-педагогического сопровож­дения обучающихся.

Основные направления коррекционной работы

Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

- психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

- мониторинга динамики развития обучающихся и успешности в освоении АООП;

- анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей;

- психолого-педагогический эксперимент;

- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;

- беседы с учащимися, учителями и родителями;

- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.



- оформление документации наблюдения за обучающимися (СОЛДО)

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- составление индивидуальной программы психологического сопровождения;

- формирование в классе комфортного психологического климата;

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;

- разработку оптимальных для развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями групповых и индивидуальных психо-коррекционных программ в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по

психо-коррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;

- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: занятия индивидуальные и групповые; игры, упражнения, этюды; психо-коррекционные методики и технологии; организация деятельности (труд, изобразительная деятельность, конструирование и др.)

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся

- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

- беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг;

- анкетирование педагогов, родителей;


- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах

доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществ­ление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями и др.

Информационно-просветительская работа включает:

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальных особенностей различных категорий детей

- оформление информационных стендов, печатных и других материалов

- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности

- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Социально-педагогическое сопровождение включает:

- разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество

- взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.

В процессе информационно-просветительской и социально-­педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

- индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги;

- лекции для родителей;

- анкетирование педагогов, родителей;

- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Механизмы реализации программы коррекционной работы

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы - один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.


Взаимодействие специалистов требует:

- создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы;

- осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем;

- разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью

Социальное партнерство - современный механизм, который основан на взаимодействии общеобразовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.

Социальное партнерство включает сотрудничество:

- с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество;

- с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с умственной отсталостью и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации;

- с родителями обучающихся в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Рабочая программа

по коррекционно-развивающему занятию : «Сказкотерапия»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель:

- развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”; 

- развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи;

- развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности.

- умение узнавать и различать персонажей из сказок;

- воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.