Файл: Протокол 1 от 26 августа 2022 г. Рассмотрено на педагогическом совете Протокол 1 от 29 августа 2022 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи:

Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.

Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.

Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.

Формировать навыки речевого общения.
Воспитательно-развивающие задачи сказкотерапии

Воспитание у детей положительных нравственных качеств.

Умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи.

Развитие разговорно - диалогической и монологической речи.

Научить детей анализировать, находить сходство и различие в сказочных персонажах.

Развивать у детей умение имитировать речь и движения сказочных героев. Развивать психофизические процессы (внимание, память, мышление и т.д.).

Инсценировка сказок способствует развитию выразительности, образности речи, формированию необходимого ритма и темпа.
Формы учебных занятий:игры ролевые, диалоги и беседы, викторины, настольные игры, прослушивание и просматривание сказок, рисование сказочных персонажей
Основные этапы работы над сказкой

Знакомство с персонажами сказки. Знакомство с главным героем сказки.

Первичное рассказывание сказки. Вторичное рассказывание сказки.

Анализ сказки. Стимулирование “подсказок” детьми.

Повторное рассказывание сказки психологом.

Совместное рассказывание сказки учителем и ребенком.

Проведение игр.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения в развитии ВПФ, мелкой и общей моторики, координации движений, нарушения в развитии речи, эмоционально волевой сфере.

Упражнения, входящие в курс сказкотерапии, являются благодатным материалом для развития у этой категории детей связной устной речи. Использование этих упражнений активизирует речь обучающихся, помогает сломать психологический барьер молчания.

Игры с имитацией действий сказочных героев решают задачу координации движений, согласованности действий рук, способствуют развитию ловкости, точности движений, помогают детям лучше овладеть своими способностями, осознать пластические возможности движений при создании образов.


Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать свои промахи и ошибки других. Ребёнок становится раскрепощённее, контактнее, учится чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Занятия курса сказкотерапия аккумулируют в себе элементы пластики, ритмики, риторики, этики и эстетики. Акцент делается на развитие личностных качеств ребенка, его духовного мира и физического здоровья. Многие сказки дают возможность для изготовления аппликаций и поделок, рисования и раскрашивания, лепки. Это развивает мелкую моторику рук. Упражнения, входящие в курс сказкотерапии, способствует коррекции ВПФ.

В связи с этим коррекция нарушений, исправляемых данной программой, является составной частью в системе работы с данной категорией детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СКАЗКОТЕРАПИЯ»
Личностные и предметные результаты: 

-в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом;

- действие смыслообразования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания ("что такое хорошо, что такое плохо");

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

 

Минимальный уровень:

- осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- восприятие на слух сказок и; ответы на вопросы учителя по их содержанию с

- опорой на иллюстративный материал;

- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
Достаточный уровень:

- понимание содержания небольших по объему сказок,



- чтение сказки после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по

- и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

- определение основной мысли сказки после предварительного его анализа;

- чтение сказки молча с выполнением заданий учителя;

- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной

- выразительности (после предварительного разбора);

- пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Изучаемая тема

коррекционно-развивающего занятия

Количество

учебных часов

1.


«Мои сказки»

7

2.


«В гостях у сказки»

11

3.


«Чудесный мир сказок»

9

4.


«В мире волшебной сказки»

7




Итого:

34



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое обеспечение

Дополнительная литература:

1.​ Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2011.

2.​ Ермолаева М. Е. Практическая психология детского творчества. М., 2012 .

3 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2012.

4 Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов: Программы, методические рекомендации, сборник упражнений. Сост. А. П. Ершова. М., 2014

5​ Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапия. СПб., 2013

6.​ Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2014.

7​ Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ. Речь, СПб, 2014.

8 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2014.

9.​ Зинкевич Т.Д. Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. Смарт, СПб, 2016.

  1.  Погосова Н. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2013.Погосова Н. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2014.

11. ​Сакович Н. А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы обра­зования. Мн., 2013.

12 Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: ACT, 2013.

Материально- техническое обеспечение:
Занятия проводятся в классе с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, с учетом возрастных особенностей детей.


При реализации программы используются такие формы работы, как: игры; упражнения;
элементы сказкотерапии с импровизацией; рисование; беседы;
Оборудование:

Аппликатор Кузнецова, куклы, мягкие и пластиковые игрушки, предметы различной формы и структуры, полоски ткани различных размеров, ковёр, индивидуальные коврики, набор кубиков «Сказка», Таблицы по теме «Времена года», «Дикие и домашние животные», классная библиотечка, раскраски по сказкам, кукольный театр,
Технические средства обучения:
Магнитофон.

Магнитная классная.

Цветные мелки; карандаши, фломастеры.

Наборы цветной бумаги, картона.

Альбом для рисования.
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ «СКАЗКОТЕРАПИЯ»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Коррекционные задачи

план

факт

1.

«Мои сказки» Умная галка.

1

05.09



Развитие наглядно-образного мышления

2.

Мышь и лягушка.

1

12



Формирование причинно-следственных связей

3.

Лев, медведь и лисица.

1

19



Словесно-логическое мышление

4.

Ёж и уж.

1

26



Развитие мыслительного анализа

5.

Теремок.

1

03.10



Последовательность смысловых звеньев

6.

Маша и медведь.

1

17



Умение анализировать

7.

Колобок.

1

24



Умение характеризовать объект

8.

«В гостях у сказки»

Лиса и волк (Русская сказка).

1

31



Развитие наглядно-образного мышления

9.

Гуси и лиса (Русская сказка).

1

07.11



Обучение обобщению предметов и явлений

10.

Лиса и козёл (Русская сказка).

1

14



Овладение произношением

11.

Мышка вышла гулять. Л. Толстой.

1

28




Умение применять имеющиеся знания в новых условиях

12.

Волк и баран (Литовская сказка).

1

05.12




Понимание обращённой речи

13.

Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. С. Прокофьева.

1

12




Формирование способности критично относится к результатам своей деятельности

14.

Рак и ворона (Литовская сказка).

1

19




Становление фонематического слуха

15.

Заяц и черепаха (Казахская сказка).

1

26




Усвоение словарного состава

16.

Благородный медведь (Мордовская сказка).

1

09.01




Дифференцирование значения слов

17.

Как белка и заяц друг друга не узнали (Якутская сказка).

1

16




Формирование способности критично относится к результатам своей деятельности

18.

Волк и ягнёнок (Армянская сказка).

1

23




Овладение диалогической речью

19.

Умей обождать! (Русская сказка).

1

30




Овладение монологической речью

20.

«Чудесный мир сказок»

Лиса и журавль (Русская сказка).

1

06.02




Умение передавать содержание сказки своими словами

21.

Храбрый баран (Русская сказка).

1

13




Связная письменная речь

22.

Лиса и тетерев (Русская сказка).

1

27




Выполнение указаний взрослых

23.

Овечка и волк (Украинская сказка).

1

06.03




Рассказ о выполненной работе

24.

Медведь и пчёлы (Башкирская сказка).

1

13




Самостоятельное планирование

25.

Тигр и лиса (Таджикская сказка).

1

20




Развитие чувств, исполнение воли

26.

Лиса и куропатка (Французская сказка).

1

27




Воспитание сенсорной культуры

27.

Куцый Хвост (Абхазская сказка).

1

03.04




Развитие познавательной деятельности

28.

Это интересно! Наши сказка. По Продоминскому.

1

17




Повышение интеллектуального уровня

29.

«В мире волшебной сказки»

Хаврошечка (Русская сказка).

1

24




Умение отвечать на вопросы по содержанию сказки

30.

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская сказка).

1

08.05




Формирование способности критично относится к результатам своей деятельности

31.

У Лукоморья дуб зелёный. А. С. Пушкин.

1

15




Развитие самостоятельности в мыслительной. деятельности

32.

Подарки феи. Шарль Перро.

1

22




Развитие наблюдательности и внимания

33.

Горшочек каши. Братья Гримм.

1

29




Развитие познавательной деятельности

34.

Наши сказки. В. Порудоминский

1

29




Исправление дефектов мышления