Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 658. 012. 12(075. 8) Ббк 65. 053. 9я73 з555 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 529
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Автор-составитель Л. В. Земцова
Учебное пособие
Томск
«Эль Контент»
2013
УДК
658.012.12(075.8)
ББК
65.053.9я73
З-555
Рецензенты:
Полякова О. П., канд. экон. наук, доцент кафедры экономики строительства
Томского государственного архитектурно-строительного университета;
Ерохина Е. А., докт. экон. наук, профессор кафедры управления инновациями ТУСУРа.
З-555
Экономический анализ : учебное пособие / автор-сост. Л. В. Земцо- ва. — Томск : Эль Контент, 2013. — 234 с.
ISBN 978-5-4332-0089-0
Учебное пособие содержит комплексное изложение вопросов экономи- ческого анализа деятельности предприятия. Рассматривается система по- казателей для оценки финансового состояния организации, вопрос оценки вероятности банкротства, приведена методика комплексной диагностики организации, дается анализ использования средств труда и трудовых ре- сурсов. Большое внимание уделено вопросу использования займов на ос- нове составляющих эффекта финансового рычага. Приведены контрольные вопросы и задания для самопроверки по ключевым положениям курса.
Предназначено для студентов дистанционной формы обучения.
УДК
658.012.12(075.8)
ББК
65.053.9я73
ISBN 978-5-4332-0089-0
© Земцова Л. В., составление, 2013
© Оформление.
ООО «Эль Контент», 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
6
1
Анализ производства и реализации продукции
8
1.1
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8 1.2
Анализ ассортимента и структуры продукции . . . . . . . . . . . . .
13 1.3
Анализ положения товаров на рынках сбыта . . . . . . . . . . . . . .
15 1.4
Анализ качества продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17 1.5
Анализ конкурентоспособности продукции . . . . . . . . . . . . . . .
20 1.6
Анализ ритмичности работы предприятия . . . . . . . . . . . . . . . .
23 1.7
Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
2
Анализ использования трудовых ресурсов предприятия и фонда
заработной платы
31
2.1
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами . . . .
31 2.2
Анализ использования фонда рабочего времени . . . . . . . . . . . .
36 2.3
Анализ производительности труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
39 2.4
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов . . . . . .
44 2.5
Анализ использования фонда заработной платы . . . . . . . . . . . .
46
3
Анализ использования основных средств
53
3.1
Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
53 3.2
Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
57 3.3
Анализ использования производственной мощности предприятия .
62 3.4
Анализ использования технологического оборудования . . . . . . .
64 3.5
Методика определения резервов увеличения выпуска продукции,
фондоотдачи и фондорентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
67
4
Анализ использования материальных ресурсов
70
4.1
Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами .
70 4.2
Анализ эффективности использования материальных ресурсов . . .
76
5
Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
85
5.1
Анализ общей суммы затрат на производство продукции . . . . . .
85 5.2
Анализ затрат на рубль произведенной продукции . . . . . . . . . .
89
4
Оглавление
5.3
Анализ себестоимости отдельных видов продукции . . . . . . . . . .
92 5.4
Анализ прямых материальных затрат . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
94 5.5
Анализ прямых трудовых затрат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
99 5.6
Анализ косвенных затрат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 5.7
Методика определения резервов снижения себестоимости продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
6
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
108
6.1
Анализ состава и динамики прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 6.2
Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
111 6.3
Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 6.4
Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов . 117 6.5
Анализ рентабельности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
7
Анализ объемов и эффективности инвестиционной деятельности
125
7.1
Анализ объемов инвестиционной деятельности . . . . . . . . . . . . 125 7.2
Ретроспективная оценка эффективности реальных инвестиций . . . 128 7.3
Прогнозирование эффективности инвестиционной деятельности . . 129 7.4
Анализ эффективности финансовых вложений . . . . . . . . . . . . . 137 7.5
Анализ эффективности лизинговых операций . . . . . . . . . . . . . 142
8
Анализ финансового состояния предприятия: сущность и задачи
148
8.1
Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости . . . . . . . . . . . . . . 148 8.2
Бухгалтерский баланс, его сущность и порядок отражения в нем хозяйственных операций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
9
Анализ источников формирования и размещения капитала
166
9.1
Анализ динамики, состава и структуры источников формирования капитала предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 9.2
Оценка стоимости капитала предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . 174 9.3
Анализ структуры активов предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 9.4
Анализ состава структуры и динамики основного капитала . . . . . 179 9.5
Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов . . . . . 181 9.6
Анализ состояния производственных запасов . . . . . . . . . . . . . . 182 9.7
Анализ состояния дебиторской задолженности . . . . . . . . . . . . . 184 9.8
Анализ остатков и движения денежной наличности . . . . . . . . . . 186
10 Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности
предприятия
189
10.1
Показатели эффективности и интенсивности использования капитала. Методика их расчета и анализа . . . . . . . . . . . . . . . . 189 10.2
Анализ оборачиваемости капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 10.3
Оценка эффективности использования заемного капитала. Эффект финансового рычага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Оглавление
5
10.4
Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала . . . . . . . . . . . . 195 10.5
Оценка операционного левериджа и запаса финансовой устойчивости предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 10.6
Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 10.7
Оценка платежеспособности предприятия на основе изучения потоков денежных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 10.8
Методы диагностики вероятности банкротства . . . . . . . . . . . . . 210 10.9
Пути финансового оздоровления субъектов хозяйствования . . . . . 212
Заключение
215
Литература
216
Глоссарий
218
ВВЕДЕНИЕ
Экономический анализ — это учебная дисциплина, которая играет важную роль в системе подготовки студентов экономических специальностей. В учебном посо- бии раскрыты теоретические основы экономического анализа хозяйственной дея- тельности в гармоничном сочетании производственного (управленческого) и фи- нансового анализа, бухгалтерского учета и аудита, менеджмента и маркетинга.
Экономический анализ рассмотрен как научная дисциплина, предназначенная для понимания сущности экономических явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимозависимости; систематизации и моделирования факторных моделей; опре- деления влияния факторов на результаты деятельности организации; выявления и подсчета экономических резервов развития бизнеса; овладения навыками орга- низации аналитической работы на предприятии и повышения научно-экономичес- кой обоснованности бизнес-планов.
Данное учебное пособие состоит из 10 глав, в которых рассмотрены методики анализа производства и реализации продукции, использования трудовых ресур- сов и фонда зарплаты, основных средств и материальных ресурсов, себестоимости и финансовых результатов деятельности предприятия, эффективности инвестици- онной деятельности. Большое внимание в пособии обращено на методику анализа финансового состояния организации. Методика анализа основных показателей хо- зяйственной, экономической и финансовой деятельности организаций подкреплена примерами расчетов и выводами.
В конце каждой главы приведены вопросы и задания для самоконтроля. Завер- шают пособие словарь основных терминов и библиографический список.
Соглашения, принятые в книге
Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто- граммы и специальное выделение важной информации.
Эта пиктограмма означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Соглашения, принятые в книге
7
Эта пиктограмма означает внимание. Здесь выделена важная ин- формация, требующая акцента на ней. Автор здесь может поде- литься с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.
Пример
Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести прак- тический пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в тео- ретическом материале.
Контрольные вопросы по главе
Глава 1
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависи- мыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции,
который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления кон- куренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объ- ем продаж является основой разработки производственной программы. Предпри- ятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее ка- чества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализа- ции продукции;
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натураль- ных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие
показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимост-
ной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
1.1 Анализ динамики и выполнения
плана производства и реализации продукции
9
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке про- дукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражать- ся в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции
(штуки, метры, тонны и т. д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применя- ются для обобщенной характеристики объемов производства про- дукции, например на консервных заводах используется такой по- казатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприя- тиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленно- сти — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициен- тов их трудоемкости, и т. д.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщен- ной оценки объемов выпуска продукции — в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции,
расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 1.1).
Пример
Из таблицы 1.1 видно, что в первые три года происходил спад производства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В итоге за пять лет объем производства возрос всего на 3,3%, а объем реализации — на 2,8%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации приблизительно совпа- дали, то за последний год темпы роста производства значительно опередили темпы реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализован- ной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
10
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции
Таблица 1.1 – Динамика производства и реализации продукции
Г
о
д
Об
ъем
произв
о
дства
про
дукции
в
тек
ущих
ценах,
тыс.
р
у
б.
Индек
с
цен
Об
ъем
произв
о
дства
про
дукции
в
ценах
базисног
о
го
да,
тыс.
р
у
б.
Темпы
Темпы
роста, %
Объем
роста, %
реализа-
ции,
тыс. руб.
базис-
цеп-
базис-
цеп-
ные
ные
ные
ные
ххх1 18610 1,00 18610 100 100 18500 100 100
ххх2 27357 1,50 18243 98,0 98,0 18144 98,0 98,0
ххх3 38148 1,46 17420 93,6 95,5 17390 94,0 95,8
ххх4 53940 1,40 17610 94,5 101,1 17715 95,7 101,8
ххх5 73940 1,33 18140 97,5 103,0 18145 98,1 102,4
ххх6 100320 1,28 19230 103,3 106,0 19018 102,8 104,8
Исчислим его по среднегеометрической:
T
BП
n
1
»
T
1
T
2
T
3
T
4
T
5
T
6 5
»
1,0 0,98 0,955 1,011 1,03 1,06 5
»
1,033 1,0065 100,65%,
T
ПP
100,65
100 0,65%.
T
PП
5
»
1,028 1,0055,
T
ПP
100,55
100 0,55%,
где T
BП
— темп выпуска продукции, T
PП
— темп реализации продукции, T
ПP
— темп прироста.
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции со- ставляет 0,65%, а реализации продукции — 0,55%.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчет-
ный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 1.2.
Из таблицы 1.2 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,5%, а по реализации недовыполнен на 2,39%. Это свидетель- ствует о росте остатков нереализованной продукции.
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпус- ке и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 1.3).
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных
обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
1.1 Анализ динамики и выполнения
плана производства и реализации продукции
11
Пример
Таблица 1.2 – Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием_____________ за 20__ год
Объем производства про-
Реализация продукции
дукции в плановых ценах,
в плановых ценах, тыс. руб.
Изделие
тыс. руб.
план
факт
,
%
план
факт
,
%
к плану
к плану
Пальто женские
50000 66500
16500
33 52275 62730
10455 20,0
из ч/ш ткани
Пальто женские
30000 17100
12900
43 30135 17712
12423 41,2
из п/ш ткани
Итого
80000 83600
3600
4,5 82410 80442
1968
2,39
Пример
Таблица 1.3 – Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке
План
02.01.20__г.
на сутки на месяц
Отклонение
03.01
Вид
План
Фактический объем
от плана
и т. д.
продукции
с начала
месяца
за сутки
с начала
месяца
Изделие А
Выпуск
400 2500 400 380 380
20
Отгрузка
405 2520 405 410 410
5
Изделие Б
Выпуск
125 1600 125 130 130
5
Отгрузка
135 1640 135 138 138
3
ИТОГО:
Выпуск
525 4100 525 510 510
15
Отгрузка
540 4160 540 548 548
8
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельно- сти данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий- смежников, транспортных организаций и т. д. При анализе реализации продукции