Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 658. 012. 12(075. 8) Ббк 65. 053. 9я73 з555 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 546
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
12
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции
особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, ко- оперированным поставкам и по экспорту продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оце-
нить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вслед- ствие падения спроса на нее; он определяется величиной возможного материаль- ного и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое пред- приятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажет- ся нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции,
необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопуще- ния или минимизации потерь.
Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спро- са на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспо- собности продукции в результате низкого качества сырья, обору- дования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала;
неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повыше- ние процентных ставок по вкладам; демографические, социально- экономические, политические и другие причины.
Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и не-
преодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок.
Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу,
организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их по- крытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно,
является непреодолимым, и наоборот.
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизвод-
ственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск об- наружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет мень- шим — это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или после- производственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состоя- ние предприятия: в сумму ущерба, кроме указанных расходов, войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.
В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции
управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим;
на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн,
конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на после- производственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это прямой убыток для предприятия. Каждый то- вар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
13
Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику ос- татков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.
Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скоро- сти реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж; рост его уровня свидетель- ствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассор- тимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприя- тие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции,
а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, техниче- ских, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоря- жении. Система формирования ассортимента включает в себя:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъя- тие из производственной программы морально устаревших и экономиче- ски неэффективных изделий;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассор- тименте продукции.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента про-
дукции дает одноименный коэффициент, уровень которого опре-
деляется отношением объема производства продукции, зачтенно-
го в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому)
выпуску продукции.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
При этом в выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного. Рассчитаем вели- чину данного коэффициента по данным табл. 1.2:
К
ac
50000
17100 80000 0,84.
Судя по величине этого коэффициента, произошли существенные изменения в ассортиментной политике предприятия: значительно увеличился выпуск первого изделия и сократился второго.
14
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других — уменьшается.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все эко-
номические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость,
себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивает- ся удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при уве- личении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Пример
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показате- лей можно произвести способом цепной подстановки (см. табл. 1.4), который поз- воляет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВП
усл1
QVВП
ф. общ
Уд
iф
Ц
iпл
83600 тыс. руб.,
ВП
усл2
QVВП
ф. общ
Уд
iпл
Ц
iпл
76000 тыс. руб.,
∆ВП
стр
ВП
усл1
ВП
усл2 83600
76000 7600 тыс. руб.,
где ВП — стоимость валового выпуска продукции; V ВП — общий объем выпуска продукции в натуральном или условно-натуральном выражении; Уд
i
— удельный вес i-го вида продукции в общем объеме производства; Ц
i
— цена i-го вида продук- ции. Данные графы 7 получены следующим образом:
ВП
усл2
QVВП
ф. общ
Уд
iпл
Ц
iпл
76000 тыс. руб.
Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана (К
ВП
) по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (можно в трудозатратах):
К
ВП
19000 20000 0,95.
Если бы план производства был равномерно недовыполнен на 5% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 76 000 тыс. руб. При фактической струк- туре он выше на 7600 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом — способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных
(К
СТ
83 600
80 000 1,045) и условно-натуральных объемов выпуска (можно в нормо-часах) (К
Н
19 000
20 000 0,95), умножим на запланированный выпуск продукции в стоимостном выражении (ВП
ПЛ
):
∆ВП
СТР
К
СТ
К
Н
ВП
ПЛ
1,045 0,95 80000 тыс. руб. 7600 тыс. руб.
1.3 Анализ положения товаров на рынках сбыта
15
Таблица 1.4 – Анализ структуры товарной продукции
Из
делие
Опт
о
вая
цена
из
делия,
р
у
б.
Об
ъем
произв
о
дства
про
дукции,
т.
С
т
р
укт
ура
про
дукции,
%
Выпу
ск
про
дукции
в
ценах
плана,
тыс.
р
у
б.
Из
менение
выпу
ск
а
про
дукции
за
счет
ст
р
укт
уры,
тыс.
р
у
б.
План
Факт
План
Факт
План
Факт
плано
в
ой
ст
р
укт
уре
Факт
А
5000 10000 13300 50 70 50000 47500 66500
19000
Б
3000 10000 5700 50 30 30000 28500 17 100
11400
Итого
—
20000 19000 100 100 80000 76000 83600
7600
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной про- дукции на сумму выручки и на другие показатели деятельности предприятия:
трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оце- нить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
1.3 Анализ положения товаров на рынках сбыта
От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от ре- ализации продукции, сумма полученной прибыли и т. д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3–5 лет.
Из табл. 1.5 видно, что за последние два года спрос на продукцию Б и уро- вень ее рентабельности начали падать, а объем продаж и доходности изделия А
увеличился как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:
«звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способ- ствуют экономическому росту;
«дойные коровы» — эти товары переживают период зрелости, в незначи- тельной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в ин- вестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование
«трудных детей»;
«трудные дети» — это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекла- ме, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;
16
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции
«мертвый груз», или «неудачники», — нежизнеспособные товары, не спо- собствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.
Пример
Таблица 1.5 – Анализ динамики рынков сбыта продукции
Показатели
Внутренний рынок
Экспорт
Годы
Годы
ххх 1
ххх2
хххЗ
ххх1
ххх2
хххЗ
Изделие А
Объем реализации
7000 6000 6900 3000 4000 5646
продукции, шт.
Цена единицы
3,4 4,4 5,8 3,7 5,2 6,5
продукции, тыс. руб.
Себестоимость единицы
2,8 3,6 4,6 3,2 4,2 5,0
продукции, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.
4200 4800 8280 1500 4000 8470
Рентабельность, %
21,4 22,2 26,1 15,6 23,8 30,0
Изделие Б
Объем реализации
10200 9000 5904
—
—
—
продукции, шт.
Цена единицы
2,2 2,7 3,5
—
—
—
продукции, тыс. руб.
Себестоимость
1,9 2,4 3,1
—
—
—
продукции, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.
3060 3000 2360
—
—
—
Рентабельность, %
15,8 12,5 12,9
—
—
—
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближай- шее время могут стать «звездами», на поддержку достаточного количества «звезд»,
которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «доходных коров»,
способствующих финансированию «трудных детей».
При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каж- дый товар на отдельных сегментах рынка:
1) нулевая стадия — изучение и апробация идеи разработки нового товара,
а потом и самого товара;
2) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение) — выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рекламу;
1.4 Анализ качества продукции
17
3) вторая стадия (рост и развитие продаж) — товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;
4) третья стадия (зрелость) — товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т. е. находится в самом прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;
5) четвертая стадия (насыщение и спад) — вначале незаметное, а затем рез- кое сокращение объема продаж по предсказуемым и непредсказуемым при- чинам. Способность вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на из- делие путем его совершенствования или замены другим требует опреде- ленного мастерства.
Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ас- сортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.
В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, проанализировать показатели их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию в обла- сти экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ поведения конкурентов и выбрать наи- более приемлемые способы конкурентной борьбы.
1.4 Анализ качества продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является ка- чество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоева- ния и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способ- ствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продук- ции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
18
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде,
содержание белка в продуктах питания и др.);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т. е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной про- дукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа — изучить динамику перечисленных показателей, вы- полнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Пример
Таблица 1.6 – Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель
Прошлый год
Отчетный год
План
Факт
Средневзвешенный балл качества продукции
0,70 0,75 0,74
Удельный вес, %
продукции высшей категории качества
75,0 76,0 78,0
экспортируемой продукции
29,0 35,0 38,5
забракованной продукции
0,55 0,40 0,50
зарекламированной продукции
0,30 0,25 0,20
Как видно из табл. 1.6, за отчетный год на предприятии проделана определен- ная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспо- собности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стои- мостные показатели работы предприятия; выпуск товарной продукции (
∆ВП), вы- ручку от реализации продукции (
∆В) и прибыль (∆П). Расчет производится следу- ющим образом:
∆ВП Ц
1
Ц
0
VВП
1
,
∆В Ц
1
Ц
0
VРП
1
,
∆П Ц
1
Ц
0
VВП
1
С
1
С
0
VРП
1
,
1.4 Анализ качества продукции
19
где Ц
0
и Ц
1
— соответственно цена изделия до и после изменения качества; С
0
и С
1
— соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения каче- ства; V ВП
1
— количество произведенной продукции повышенного качества; V РП
1
—
объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзве- шенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в сто-
имостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: измене- ние удельного веса по каждому сорту (
∆Уд
i
) нужно умножить на цену соответству- ющего сорта (Ц
i
), результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (V ВП
общ. ф
):
∆ВП
сорт
Q∆Уд
i
Ц
i
VВП
общ. ф
.
Пример
Таблица 1.7 – Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены изделия А
Сорт продукции Цена, руб.
Структура продукции
Изменение средней
План
Факт
,
цены, руб.
Первый сорт
5400 0,70 0,75
0,05 1 0,05 5400 270
Второй сорт
4000 0,30 0,25
0,05
0,05 4000 200
Итого
5000 1,00 1,00
—
70
Как видно из табл. 1.7, в связи с улучшением качества продукции (увеличени- ем доли первого сорта и уменьшением соответственно доли второго сорта) сред- няя цена реализации по изделию А выше плановой на 70 руб. Стоимость всего фактического выпуска данного изделия увеличилась на 931 тыс. руб. (70 руб.
13 300 шт. — см. табл. 1.4), а сумма выручки — на 878,22 тыс. руб. (70 руб.
12 546 шт.).
Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости
изделия за счет изменения сортового состава (табл. 1.8).
После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:
∆П
сорт
∆Ц
сорт
∆С
сорт
VРП
общ. ф
,
где
∆Ц
сорт
— изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;
∆С
сорт
—
изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сортового состава;
V РП — фактический общий объем выпуска продукции в натуральном выражении.
20
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24
особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, ко- оперированным поставкам и по экспорту продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оце-
нить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вслед- ствие падения спроса на нее; он определяется величиной возможного материаль- ного и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое пред- приятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажет- ся нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции,
необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопуще- ния или минимизации потерь.
Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спро- са на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспо- собности продукции в результате низкого качества сырья, обору- дования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала;
неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повыше- ние процентных ставок по вкладам; демографические, социально- экономические, политические и другие причины.
Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и не-
преодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок.
Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу,
организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их по- крытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно,
является непреодолимым, и наоборот.
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизвод-
ственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск об- наружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет мень- шим — это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или после- производственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состоя- ние предприятия: в сумму ущерба, кроме указанных расходов, войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.
В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции
управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим;
на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн,
конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на после- производственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это прямой убыток для предприятия. Каждый то- вар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
13
Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику ос- татков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.
Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скоро- сти реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж; рост его уровня свидетель- ствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассор- тимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприя- тие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции,
а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, техниче- ских, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоря- жении. Система формирования ассортимента включает в себя:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъя- тие из производственной программы морально устаревших и экономиче- ски неэффективных изделий;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассор- тименте продукции.
Обобщающую характеристику изменений ассортимента про-
дукции дает одноименный коэффициент, уровень которого опре-
деляется отношением объема производства продукции, зачтенно-
го в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому)
выпуску продукции.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
При этом в выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного. Рассчитаем вели- чину данного коэффициента по данным табл. 1.2:
К
ac
50000
17100 80000 0,84.
Судя по величине этого коэффициента, произошли существенные изменения в ассортиментной политике предприятия: значительно увеличился выпуск первого изделия и сократился второго.
14
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других — уменьшается.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все эко-
номические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость,
себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивает- ся удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при уве- личении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Пример
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показате- лей можно произвести способом цепной подстановки (см. табл. 1.4), который поз- воляет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВП
усл1
QVВП
ф. общ
Уд
iф
Ц
iпл
83600 тыс. руб.,
ВП
усл2
QVВП
ф. общ
Уд
iпл
Ц
iпл
76000 тыс. руб.,
∆ВП
стр
ВП
усл1
ВП
усл2 83600
76000 7600 тыс. руб.,
где ВП — стоимость валового выпуска продукции; V ВП — общий объем выпуска продукции в натуральном или условно-натуральном выражении; Уд
i
— удельный вес i-го вида продукции в общем объеме производства; Ц
i
— цена i-го вида продук- ции. Данные графы 7 получены следующим образом:
ВП
усл2
QVВП
ф. общ
Уд
iпл
Ц
iпл
76000 тыс. руб.
Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана (К
ВП
) по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (можно в трудозатратах):
К
ВП
19000 20000 0,95.
Если бы план производства был равномерно недовыполнен на 5% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 76 000 тыс. руб. При фактической струк- туре он выше на 7600 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом — способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных
(К
СТ
83 600
80 000 1,045) и условно-натуральных объемов выпуска (можно в нормо-часах) (К
Н
19 000
20 000 0,95), умножим на запланированный выпуск продукции в стоимостном выражении (ВП
ПЛ
):
∆ВП
СТР
К
СТ
К
Н
ВП
ПЛ
1,045 0,95 80000 тыс. руб. 7600 тыс. руб.
1.3 Анализ положения товаров на рынках сбыта
15
Таблица 1.4 – Анализ структуры товарной продукции
Из
делие
Опт
о
вая
цена
из
делия,
р
у
б.
Об
ъем
произв
о
дства
про
дукции,
т.
С
т
р
укт
ура
про
дукции,
%
Выпу
ск
про
дукции
в
ценах
плана,
тыс.
р
у
б.
Из
менение
выпу
ск
а
про
дукции
за
счет
ст
р
укт
уры,
тыс.
р
у
б.
План
Факт
План
Факт
План
Факт
плано
в
ой
ст
р
укт
уре
Факт
А
5000 10000 13300 50 70 50000 47500 66500
19000
Б
3000 10000 5700 50 30 30000 28500 17 100
11400
Итого
—
20000 19000 100 100 80000 76000 83600
7600
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной про- дукции на сумму выручки и на другие показатели деятельности предприятия:
трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оце- нить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
1.3 Анализ положения товаров на рынках сбыта
От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от ре- ализации продукции, сумма полученной прибыли и т. д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3–5 лет.
Из табл. 1.5 видно, что за последние два года спрос на продукцию Б и уро- вень ее рентабельности начали падать, а объем продаж и доходности изделия А
увеличился как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:
«звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способ- ствуют экономическому росту;
«дойные коровы» — эти товары переживают период зрелости, в незначи- тельной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в ин- вестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование
«трудных детей»;
«трудные дети» — это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекла- ме, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;
16
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции
«мертвый груз», или «неудачники», — нежизнеспособные товары, не спо- собствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.
Пример
Таблица 1.5 – Анализ динамики рынков сбыта продукции
Показатели
Внутренний рынок
Экспорт
Годы
Годы
ххх 1
ххх2
хххЗ
ххх1
ххх2
хххЗ
Изделие А
Объем реализации
7000 6000 6900 3000 4000 5646
продукции, шт.
Цена единицы
3,4 4,4 5,8 3,7 5,2 6,5
продукции, тыс. руб.
Себестоимость единицы
2,8 3,6 4,6 3,2 4,2 5,0
продукции, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.
4200 4800 8280 1500 4000 8470
Рентабельность, %
21,4 22,2 26,1 15,6 23,8 30,0
Изделие Б
Объем реализации
10200 9000 5904
—
—
—
продукции, шт.
Цена единицы
2,2 2,7 3,5
—
—
—
продукции, тыс. руб.
Себестоимость
1,9 2,4 3,1
—
—
—
продукции, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.
3060 3000 2360
—
—
—
Рентабельность, %
15,8 12,5 12,9
—
—
—
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближай- шее время могут стать «звездами», на поддержку достаточного количества «звезд»,
которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «доходных коров»,
способствующих финансированию «трудных детей».
При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каж- дый товар на отдельных сегментах рынка:
1) нулевая стадия — изучение и апробация идеи разработки нового товара,
а потом и самого товара;
2) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение) — выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рекламу;
1.4 Анализ качества продукции
17
3) вторая стадия (рост и развитие продаж) — товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;
4) третья стадия (зрелость) — товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т. е. находится в самом прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;
5) четвертая стадия (насыщение и спад) — вначале незаметное, а затем рез- кое сокращение объема продаж по предсказуемым и непредсказуемым при- чинам. Способность вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на из- делие путем его совершенствования или замены другим требует опреде- ленного мастерства.
Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ас- сортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.
В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, проанализировать показатели их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию в обла- сти экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ поведения конкурентов и выбрать наи- более приемлемые способы конкурентной борьбы.
1.4 Анализ качества продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является ка- чество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоева- ния и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способ- ствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продук- ции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
18
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде,
содержание белка в продуктах питания и др.);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т. е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной про- дукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа — изучить динамику перечисленных показателей, вы- полнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Пример
Таблица 1.6 – Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель
Прошлый год
Отчетный год
План
Факт
Средневзвешенный балл качества продукции
0,70 0,75 0,74
Удельный вес, %
продукции высшей категории качества
75,0 76,0 78,0
экспортируемой продукции
29,0 35,0 38,5
забракованной продукции
0,55 0,40 0,50
зарекламированной продукции
0,30 0,25 0,20
Как видно из табл. 1.6, за отчетный год на предприятии проделана определен- ная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспо- собности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стои- мостные показатели работы предприятия; выпуск товарной продукции (
∆ВП), вы- ручку от реализации продукции (
∆В) и прибыль (∆П). Расчет производится следу- ющим образом:
∆ВП Ц
1
Ц
0
VВП
1
,
∆В Ц
1
Ц
0
VРП
1
,
∆П Ц
1
Ц
0
VВП
1
С
1
С
0
VРП
1
,
1.4 Анализ качества продукции
19
где Ц
0
и Ц
1
— соответственно цена изделия до и после изменения качества; С
0
и С
1
— соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения каче- ства; V ВП
1
— количество произведенной продукции повышенного качества; V РП
1
—
объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзве- шенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в сто-
имостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: измене- ние удельного веса по каждому сорту (
∆Уд
i
) нужно умножить на цену соответству- ющего сорта (Ц
i
), результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (V ВП
общ. ф
):
∆ВП
сорт
Q∆Уд
i
Ц
i
VВП
общ. ф
.
Пример
Таблица 1.7 – Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены изделия А
Сорт продукции Цена, руб.
Структура продукции
Изменение средней
План
Факт
,
цены, руб.
Первый сорт
5400 0,70 0,75
0,05 1 0,05 5400 270
Второй сорт
4000 0,30 0,25
0,05
0,05 4000 200
Итого
5000 1,00 1,00
—
70
Как видно из табл. 1.7, в связи с улучшением качества продукции (увеличени- ем доли первого сорта и уменьшением соответственно доли второго сорта) сред- няя цена реализации по изделию А выше плановой на 70 руб. Стоимость всего фактического выпуска данного изделия увеличилась на 931 тыс. руб. (70 руб.
13 300 шт. — см. табл. 1.4), а сумма выручки — на 878,22 тыс. руб. (70 руб.
12 546 шт.).
Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости
изделия за счет изменения сортового состава (табл. 1.8).
После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:
∆П
сорт
∆Ц
сорт
∆С
сорт
VРП
общ. ф
,
где
∆Ц
сорт
— изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;
∆С
сорт
—
изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сортового состава;
V РП — фактический общий объем выпуска продукции в натуральном выражении.
20
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции
∆П
сорт
70 35 12546 шт. 439110 руб.
Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, и результаты обобщают.
Пример
Таблица 1.8 – Влияние сортового состава на изменение среднего уровня себестоимости изделия А
Сорт
Себестоимость
Структура
Изменение среднего уров-
продукции
изделия, руб.
продукции
ня себестоимости за счет
План Факт
,
сортового состава, руб.
Первый сорт
4200 0,70 0,75
0,05
0,05 4200 210
Второй сорт
3500 0,30 0,25
0,05
0,05 3500 175
Итого
4000 1,00 1,00
—
35 1.5 Анализ конкурентоспособности продукции
Под конкурентоспособностью понимают характеристику про-
дукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по сте-
пени соответствия конкретной общественной потребности, так
и по затратам на ее удовлетворение.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании по- требностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребно- сти покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
эстетическим (внешний вид товара);
эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на рис. 1.1.
Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходи- мо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурен- тоспособности продукции.
1.5 Анализ конкурентоспособности продукции
21
Рис. 1.1 – Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции
Единичные показатели
g отражают процентное отношение
уровня какого-либо технического или экономического параметра
(P) к величине того же параметра продукта-конкурента (P
100
),
принимаемого за 100%:
g
P
P
100 100.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Групповой показатель
G объединяет единичные показатели
g
j
по однородной группе параметров (технических, экономи-
ческих, эстетических) с помощью весовых коэффициентов
a
j
,
определенных экспертным путем:
G
Q a
j
g
j
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции
Интегральный показатель
I представляет собой отношение
группового показателя по техническим параметрам (G
Т
) к груп-
повому показателю по экономическим параметрам (G
Э
):
I
G
Т
G
Э
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Если I
@ 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I A 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Пример
Таблица 1.9 – Единичные и групповые показатели конкурентоспособности холодильников
Показатели
Оцениваемый
SТ1N0L
g
i
a
i
G
Технические параметры
Общий объем, дм
3 315 325 0,97 0,15 0,145
Полезный объем
190 202 0,94 0,25 0,235
холодильной камеры, дм
3
Полезный объем
70 70 1,0 0,20 0,20
морозильной камеры, дм
3
Замораживающая
4,3 4,5 0,95 0,22 0,20
способность, кг/сут
Средний срок службы, лет
16 15 1,06 0,10 0,106
Температура в морозильной
15
18 0,83 0,08 0,0664
камере,
Итого
—
—
—
0,962
Экономические параметры
Цена, у.д.е
350 400 0,875 0,6 0,525
Расход электроэнергии
1,40 1,45 0,965 0,4 0,386
в сутки, кВт ч
Итого
—
—
—
—
0,911
В рассматриваемом примере (табл. 1.9) оцениваемый холодильник уступает базовому образцу по техническим параметрам, но превосходит его по экономиче- ским параметрам, что делает его конкурентоспособным:
I
0,962 0,911 1,056.
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров, для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю
1.6 Анализ ритмичности работы предприятия
23
рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактиче- ская конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фир- мой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше — низкой.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции — совер- шенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, ре- кламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.
1.6 Анализ ритмичности работы предприятия
Ритмичность — это равномерный выпуск и отгрузка продукции
в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, преду-
смотренными планом.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и ре- ализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели:
снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производ- ства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие,
замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвое- временно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока; пе- рерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к по- вышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели — это коэффициент ритмичности, коэффици- ент вариации, удельный вес производства продукции за i-й период
(декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.
Косвенные показатели ритмичности — это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, поте- ри от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и другие.
24
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции
Один из наиболее распространенных показателей — коэффици-
ент ритмичности — определяется суммированием фактического
удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более
запланированного уровня.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
Вычислим значение коэффициента ритмичности по данным табл. 1.10:
K
ритм
25
22 21 25 93%.
Таблица 1.10 – Ритмичность выпуска продукции по кварталам
Квар
т
а
л
Выпу
ск
про
дукции,
тыс.
р
у
б.
У
дельный
ве
с
про
дукции,
%
Выпо
лнение
плана,
к
о
эффициент
До
ля
про
дукции,
за
чтенная
в
выпо
лнение
плана
по
ритмичности,
%
План
Факт
План
Факт
Первый
20000 24244 25,0 29 1,212 25,0
Второй
20000 18392 25,0 22 0,920 22,0
Третий
20000 17556 25,0 21 0,878 21,0
Четвертый
20000 23408 25,0 28 1,170 25,0
Всего за год
80000 83600 100 100 1,045 93,0
Коэффициент вариации (K
B
) определяется как отношение сред-
неквадратического отклонения от планового задания за сутки
(декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному,
среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску про-
дукции.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Коэффициент вариации определяется следующим образом:
1.7 Анализ факторов и резервов
увеличения выпуска и реализации продукции
25
K
B
¾
Px ¯x
2
n
¯x
ПЛ
¾
29 25
2
22 25
2
21 25
2
28 25
2 4
25 3,54 25 0,14,
где
x ¯x
2
— квадратическое отклонение от среднеквартального (среднемесячно- го) задания; n — число периодов; x
ПЛ
— среднеквартальный плановый (среднеме- сячный) выпуск продукции.
В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,14. Это значит, что вы- пуск продукции по кварталам отклоняется от графика в среднем на 14%.
Причины аритмичности — трудности сбыта продукции, низкий уровень орга- низации, технологии и материально-технического обеспечения производства,
а также планирования и контроля.
Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации про- дукции. В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия по уст- ранению причин неритмичной работы.
1.7 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции,
необходимо установить факторы изменения ее объема (рис. 1.2).
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. Если вы- ручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:
ГП
Н
ТП РП ГП
К
.
Отсюда:
РП
ГП
Н
ТП ГП
К
.
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товар- ный баланс можно записать таким образом:
ГП
Н
ТП ОТ
Н
РП
ОТ
К
ГП
К
.
Отсюда:
РП
ГП
Н
ТП ОТ
Н
ОТ
К
ГП
К
,
где ГП
Н
, ГП
К
— соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП — стоимость выпуска товарной продукции; РП — объем реали- зации продукции за отчетный период; ОТ
Н
, ОТ
К
— остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции произво- дится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми дан- ными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.
Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции
(табл. 1.11).