Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 658. 012. 12(075. 8) Ббк 65. 053. 9я73 з555 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 506
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Контрольные вопросы по главе 5
107
Контрольные вопросы по главе 5 1) С какой целью осуществляется анализ себестоимости продукции, работ и услуг?
2) Что относится к постоянным и переменным затратам?
3) От чего зависит размер себестоимости продукции?
4) Как при анализе себестоимости учитываются изменения в структуре по элементам затрат?
5) Что представляет собой анализ себестоимости отдельных видов продукции?
6) От чего зависит общая сумма материальных затрат в целом по предприятию?
7) Что представляет собой факторная модель изменения материальных затрат на единицу продукции?
8) От чего зависит расход сырья и материалов на единицу продукции?
9) Что относят к комплексным статьям затрат?
10) Что включают в себя расходы по содержанию и эксплуатации машин и обо- рудования?
11) От чего зависит общая сумма амортизации?
12) Каковы резервы снижения себестоимости продукции?
Глава 6
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1 Анализ состава и динамики прибыли
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибы- ли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприя- тие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличе- ния прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса.
Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. Его основные задачи:
систематический контроль за формированием финансовых результатов;
определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского уче- та по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2), «Отчет о движении капитала» (форма №3), соответствующие таблицы бизнес-плана пред- приятия.
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
1) маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми про- изводственными затратами по реализованной продукции);
6.1 Анализ состава и динамики прибыли
109
2) прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);
3) балансовая (валовая) прибыль (финансовые результаты от реализации про- дукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы);
4) налогооблагаемая прибыль (разность между балансовой прибылью и сум- мой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от доле- вого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое пери- одически пересматривается);
5) чистая (нераспределенная) прибыль (прибыль, которая остается в распо- ряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений);
6) капитализированная (реинвестированная) прибыль — это часть нераспре- деленной прибыли, которая направляется на финансирование прироста ак- тивов, т. е. фонд накопления;
7) потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату ди- видендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее струк- туру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продук- цию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Как показывают данные табл. 6.1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 21,85%. Темп ее прироста к прошлому году в сопоставимых ценах составляет
1,7%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (83,6%). Удельный вес операционных финансовых результатов состав- ляет всего 12,6%, но с развитием рыночных отношений он может быть значительно большим.
После этого следует основательно изучить факторы изменения каждой со-
ставляющей общей суммы прибыли (рис. 6.1).
110
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 24
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Пример
Таблица 6.1 – Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли за отчетный год
Показатель
Прошлый год
Отчетный год
Прибыль
План
Факт
фактичес-
Сумма, Доля,
кая в ценах
тыс. руб.
%
Сумма, Доля, Сумма, Доля, прошлого
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
года
Прибыль от реа-
12 250 83 15 477 84,8 18 597 83,6 12 550
лизации про- дукции, услуг
Операционные
2850 19,3 3250 17,8 3860 17,4 3500
доходы
Операционные
650
4,4
900
4,9
1060 4,8
1600
расходы
Внереализаци-
1500 10,2 1883 10,3 2233 10,0 1500
онные доходы
Внереализаци-
1200
8,1
1450
8,0
1380 6,2
950
онные расходы
Общая сумма
14 750
100
18 260
100
22 250
100
15 000
прибыли
Налоги из
5150 35 6390 35 7565 34 5250
прибыли
Чистая прибыль
9600 65 11 870 65 14 685 66 9750
6.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
111
Рис. 6.1 – Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли
6.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от че-
тырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции
(VРП); ее структуры (Уд
i
); себестоимости (С
i
) и уровня среднереализационных цен (Ц
i
):
112
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
П
QVРП
oбщ
Уд
i
Ц
i
С
i
.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и от- рицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабель- ных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет.
Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной про- дукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение се- бестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибы- ли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 6.2.
Пример
Таблица 6.2 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель
План
План, пересчитан-
Факт
ный на фактичес-
кий объем продаж
Выручка (нетто)
от реализа-
PVРП
i пл
Ц
i пл
PVРП
i ф
Ц
i пл
PVРП
i ф
Ц
i ф
ции продукции,
83 414 81 032 97 120
товаров, услуг (В)
Полная себестои-
PVРП
i пл
С
i пл
PVРП
i ф
С
i пл
PVРП
i ф
С
i ф
мость реализован-
67 937 65 534 78 523
ной продукции (3)
Прибыль (П)
15477 15498 18597
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и пла- новой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент вы- полнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скор- ректировать на этот процент.
Выполнение плана по реализации исчисляют путем сопоставления фактиче- ского объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная),
условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна
6.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
113
по своему составу). На данном предприятии выполнение плана по реализации со- ставляет:
К
pп
V РП
ф
V РП
пл
18 405 20500 0,9.
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс. руб. (15 477 0,9).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:
QVРП
i ф
Ц
i пл
QVРП
i ф
С
i пл
81 032 65 534 15 498 (тыс. руб.).
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себе- стоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
QVРП
i ф
Ц
i ф
QVРП
i ф
С
i пл
97 120 65 534 31 586 (тыс. руб.).
Пример
Таблица 6.3 – Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель
Факторы
Порядок Прибыль,
прибыли
Объем Структура
Цены
Себесто-
расчета
тыс. руб.
продаж
продаж
имость
План
План
План
План
План
В
пл
З
пл
15 477
Усл. 1
Факт
План
План
План
П
пл
К
рп
13 930
Усл. 2
Факт
Факт
План
План
В
усл
З
усл
15 498
Усл. 3
Факт
Факт
Факт
План
В
ф
З
усл
31 586
Фактически
Факт
Факт
Факт
Факт
В
ф
З
ф
18 597
По данным табл. 6.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции:
∆П
V PП
П
ycл1
П
пл
13 930
15 477 1547 тыс. руб.;
структуры товарной продукции:
∆П
cтp
П
ycл2
П
ycл1 15 498
13 930 1568 тыс. руб.;
114
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
отпускных цен:
∆П
ц
П
ycл3
П
ycл2 31 586
15 498 16 088 тыс. руб.;
себестоимости реализованной продукции:
∆П
c
П
ф
П
ycл3 18 597
31 586 12 989 тыс. руб.
Итого
3120 тыс. руб.
Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 1568 тыс.
руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных ви- дов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 989 тыс. руб.
6.3 Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен
Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспо- собность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерче- ские цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производствен- но-сбытовой структуры предприятия.
Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на та- ком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспе- чить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т. д.). При этом ценовая политика должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.
Таблица 6.4 – Сравнительный анализ уровня цен на продукцию
Уровень цены, тыс. руб.
Вид про-
На внутреннем рынке
В стране импортера
дукции
анализиру-
в сред-
конкуриру-
анализиру-
средней
емого пред-
нем по
ющего пред-
емого пред-
на рынке
приятия
отрасли
приятия
приятия
А
5,6 5,0 5,3 6,5
Б
3,5 3,6 3,7
—
Данные табл. 6.4 показывают, что анализируемое предприятие проводит бо- лее гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Оно быстрее отреагировало на уменьшение спроса на изделие Б, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия и одновременно подняв цены на продукцию, кото- рая пользуется более высоким спросом. В итоге предприятие сумело увеличить рентабельность капитала за счет наращивания суммы оборота.
6.3 Анализ ценовой политики предприятия
и уровня среднереализационных цен
115
Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ
уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продук- ции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влия- ние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъ- юнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции — один из основных факторов, от которого за- висит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (
∆Ц
кaч
) можно определить по формуле:
∆Ц
кaч
Ц
н
Ц
п
V РП
н
V РП
oбщ
,
где Ц
н и Ц
п
— соответственно цена изделия нового и прежнего качества; V РП
н
—
объем реализации продукции нового качества; V РП
общ
— общий объем реализован- ной продукции i-го вида за отчетный период.
По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, влияние качества продукции на изменение средней цены можно рассчитать способом абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножается на плановую цену еди- ницы продукции соответствующего сорта и результаты суммируются:
∆Ц QУд
iф
Уд
iпл
Ц
iпл
.
Методика расчета влияния сортового состава на уровень средней цены и на сумму прибыли показана в п. 1.4. Данные табл. 1.7 показывают, что в результате повышения удельного веса продукции I сорта и уменьшения II сорта средняя цена изделия А повысилась на 70 руб.
По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в за-
висимости от рынков сбыта продукции (табл. 6.6) и сроков реализации (табл. 6.7).
Пример
Таблица 6.5 – Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены изделия А
Рынок
Цена изде-
Объем
Структура
Изменение
сбыта
лия, руб.
продаж, шт.
рынков сбыта, %
средней
План
Факт
План
Факт
, цены, руб.
Экспорт
5915 5455 6900 52,2 55
2,8
165,6
Внутренний
4000 5000 5646 47,8 45
2,8
112,0
Итого
5000 10455 12546 100 100
—
53,6
116
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Из табл. 6.5 видно, что в связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены изделия А повысился на 53,6 руб., а сумма прибыли — на 672,5 тыс.
руб. (53,6 руб. 12546 шт.).
Пример
Таблица 6.6 – Влияние сроков реализации продукции на изменение средней цены изделия А
Сроки
Цена изде-
Объем
Структура
Изменение
реализации
лия, руб.
продаж, шт.
продаж, %
средней
План
Факт
План
Факт
, цены, руб.
В сезон
5200 9410 10915 90 87
3
156
Несезонная
3200 1045 1631 10 13
3
961
продажа
Итого
5000 10455 12546 100 100
—
60
В связи с увеличением доли несезонных продаж в общем объеме продаж сред- няя цена реализации по изделию А снизилась на 60 руб.
Если на протяжении года произошло изменение цен на продукцию по срав- нению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции
(табл. 6.7).
Таблица 6.7 – Факторы изменения среднереализационных цен
Фактор
Изменение средней
Изменение суммы
цены, руб.
прибыли, тыс. руб.
Изделие А
Изделие Б
Изделие А
Изделие Б
Качество продукции
70,0
50
878,2
295
Рынки и каналы сбыта
53,6
—
672,5
—
Сроки реализации
60,0
75
752,7
442,1
Инфляция
936,4
625
11748
3690
Итого
1000
600
12546
3542
6.4 Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
117
6.4 Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде все- го операционные и внереализационные доходы и расходы.
К операционным доходам относятся проценты к получению по
облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, до-
ходы от участия в других организациях, доходы от реализации
основных средств и иных активов и т. п.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Операционные расходы включают выплату процентов по об-
лигациям, акциям, за предоставление организации в пользование
денежных средств (кредитов, займов). Сюда относятся также
расходы организации по содержанию законсервированных произ-
водственных мощностей и объектов, мобилизационных мощно-
стей, расходы, связанные с аннулированием производственных за-
казов (договоров), прекращением производства, не давшего про-
дукции, расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг (опла-
та консультационных и посреднических услуг, депозитарных услуг
и т. п.).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Внереализационные доходы и расходы — это прибыль (убытки)
прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы
по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные
пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной
дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой
давности; убытки от стихийных бедствий и т. д.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факто-
ры изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному
случаю.
Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних го- сударственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (акцио- нерных обществ, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские,
банковские и коммерческие векселя и др.
Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капи- тала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изуча-
118
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
ется динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, вексе- лей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертифика- тов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.
В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг (табл. 6.8).
Таблица 6.8 – Состав и динамика доходов от ценных бумаг
Вид
Прошлый год
Отчетный год
ценных
бумаг
К
о
личе
ств
о
С
т
оим
ость,
тыс.
р
у
б.
До
х
о
д,
тыс.
р
у
б.
У
дельный
ве
с,
%
К
о
личе
ств
о
С
т
оим
ость,
тыс.
р
у
б.
До
х
о
д,
тыс.
р
у
б.
У
дельный
ве
с,
%
Акции
300 3000 1050 36,8 350 3500 1400 36,3
Облигации
300 3000 900 31,6 400 4000 1200 31,1
Депозиты
—
3000 900 31,6
—
3600 1260 32,6
И т. д.
Итого
9000 2850 100 11 100 3860 100
Доходы от акций на данном предприятии за отчетный год увеличились на
350 тыс. руб., в том числе за счет:
1) увеличения количества акций:
350 300 3,5 175 тыс. руб.;
2) уровня дивиденда на одну акцию:
4,0 3,5 350 175 тыс. руб.
Купонные выплаты процентов по облигациям выросли на 300 тыс. руб. только за счет количества облигаций.
Процентный доход по депозитам возрос на 360 тыс. руб., в том числе за счет увеличения суммы депозитных вкладов — на 180 тыс. руб.
3600 3000 30100
и уровня процентных ставок по депозитам — на 180 тыс. руб.
35% 30% 3600.
Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому
виду.
Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушениями отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями.
При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в резуль- тате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях
6.5 Анализ рентабельности предприятия
119
нарушения договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответству- ющие санкции.
Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расче- тов находится не на должном уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направлен- ные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
6.5 Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность — это относительный показатель, определяю-
щий уровень доходности бизнеса.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприя- тия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной,
коммерческой, инвестиционной и т. д.); они более полно, чем прибыль, характе- ризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина пока- зывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инве- стиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность
производственной
деятельности
(окупае-
мость издержек) R
3
исчисляется путем отношения прибыли от
реализации (П
рп
), или чистой прибыли от основной деятельно-
сти (ЧП), или суммы чистого положительного денежного потока
(ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного
периода, к сумме затрат по реализованной продукции (З):
R
3
П
рп
З
, или R
3
ЧП
рп
З
, R
3
ЧПД
З
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
120
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 24
6.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
111
Рис. 6.1 – Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли
6.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от че-
тырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции
(VРП); ее структуры (Уд
i
); себестоимости (С
i
) и уровня среднереализационных цен (Ц
i
):
112
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
П
QVРП
oбщ
Уд
i
Ц
i
С
i
.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и от- рицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабель- ных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет.
Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной про- дукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение се- бестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибы- ли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 6.2.
Пример
Таблица 6.2 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель
План
План, пересчитан-
Факт
ный на фактичес-
кий объем продаж
Выручка (нетто)
от реализа-
PVРП
i пл
Ц
i пл
PVРП
i ф
Ц
i пл
PVРП
i ф
Ц
i ф
ции продукции,
83 414 81 032 97 120
товаров, услуг (В)
Полная себестои-
PVРП
i пл
С
i пл
PVРП
i ф
С
i пл
PVРП
i ф
С
i ф
мость реализован-
67 937 65 534 78 523
ной продукции (3)
Прибыль (П)
15477 15498 18597
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и пла- новой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент вы- полнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скор- ректировать на этот процент.
Выполнение плана по реализации исчисляют путем сопоставления фактиче- ского объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная),
условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна
6.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
113
по своему составу). На данном предприятии выполнение плана по реализации со- ставляет:
К
pп
V РП
ф
V РП
пл
18 405 20500 0,9.
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс. руб. (15 477 0,9).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:
QVРП
i ф
Ц
i пл
QVРП
i ф
С
i пл
81 032 65 534 15 498 (тыс. руб.).
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себе- стоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
QVРП
i ф
Ц
i ф
QVРП
i ф
С
i пл
97 120 65 534 31 586 (тыс. руб.).
Пример
Таблица 6.3 – Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель
Факторы
Порядок Прибыль,
прибыли
Объем Структура
Цены
Себесто-
расчета
тыс. руб.
продаж
продаж
имость
План
План
План
План
План
В
пл
З
пл
15 477
Усл. 1
Факт
План
План
План
П
пл
К
рп
13 930
Усл. 2
Факт
Факт
План
План
В
усл
З
усл
15 498
Усл. 3
Факт
Факт
Факт
План
В
ф
З
усл
31 586
Фактически
Факт
Факт
Факт
Факт
В
ф
З
ф
18 597
По данным табл. 6.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции:
∆П
V PП
П
ycл1
П
пл
13 930
15 477 1547 тыс. руб.;
структуры товарной продукции:
∆П
cтp
П
ycл2
П
ycл1 15 498
13 930 1568 тыс. руб.;
114
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
отпускных цен:
∆П
ц
П
ycл3
П
ycл2 31 586
15 498 16 088 тыс. руб.;
себестоимости реализованной продукции:
∆П
c
П
ф
П
ycл3 18 597
31 586 12 989 тыс. руб.
Итого
3120 тыс. руб.
Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 1568 тыс.
руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных ви- дов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 989 тыс. руб.
6.3 Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен
Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспо- собность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерче- ские цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производствен- но-сбытовой структуры предприятия.
Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на та- ком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспе- чить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т. д.). При этом ценовая политика должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.
Таблица 6.4 – Сравнительный анализ уровня цен на продукцию
Уровень цены, тыс. руб.
Вид про-
На внутреннем рынке
В стране импортера
дукции
анализиру-
в сред-
конкуриру-
анализиру-
средней
емого пред-
нем по
ющего пред-
емого пред-
на рынке
приятия
отрасли
приятия
приятия
А
5,6 5,0 5,3 6,5
Б
3,5 3,6 3,7
—
Данные табл. 6.4 показывают, что анализируемое предприятие проводит бо- лее гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Оно быстрее отреагировало на уменьшение спроса на изделие Б, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия и одновременно подняв цены на продукцию, кото- рая пользуется более высоким спросом. В итоге предприятие сумело увеличить рентабельность капитала за счет наращивания суммы оборота.
6.3 Анализ ценовой политики предприятия
и уровня среднереализационных цен
115
Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ
уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продук- ции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влия- ние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъ- юнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции — один из основных факторов, от которого за- висит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (
∆Ц
кaч
) можно определить по формуле:
∆Ц
кaч
Ц
н
Ц
п
V РП
н
V РП
oбщ
,
где Ц
н и Ц
п
— соответственно цена изделия нового и прежнего качества; V РП
н
—
объем реализации продукции нового качества; V РП
общ
— общий объем реализован- ной продукции i-го вида за отчетный период.
По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, влияние качества продукции на изменение средней цены можно рассчитать способом абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножается на плановую цену еди- ницы продукции соответствующего сорта и результаты суммируются:
∆Ц QУд
iф
Уд
iпл
Ц
iпл
.
Методика расчета влияния сортового состава на уровень средней цены и на сумму прибыли показана в п. 1.4. Данные табл. 1.7 показывают, что в результате повышения удельного веса продукции I сорта и уменьшения II сорта средняя цена изделия А повысилась на 70 руб.
По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в за-
висимости от рынков сбыта продукции (табл. 6.6) и сроков реализации (табл. 6.7).
Пример
Таблица 6.5 – Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены изделия А
Рынок
Цена изде-
Объем
Структура
Изменение
сбыта
лия, руб.
продаж, шт.
рынков сбыта, %
средней
План
Факт
План
Факт
, цены, руб.
Экспорт
5915 5455 6900 52,2 55
2,8
165,6
Внутренний
4000 5000 5646 47,8 45
2,8
112,0
Итого
5000 10455 12546 100 100
—
53,6
116
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Из табл. 6.5 видно, что в связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены изделия А повысился на 53,6 руб., а сумма прибыли — на 672,5 тыс.
руб. (53,6 руб. 12546 шт.).
Пример
Таблица 6.6 – Влияние сроков реализации продукции на изменение средней цены изделия А
Сроки
Цена изде-
Объем
Структура
Изменение
реализации
лия, руб.
продаж, шт.
продаж, %
средней
План
Факт
План
Факт
, цены, руб.
В сезон
5200 9410 10915 90 87
3
156
Несезонная
3200 1045 1631 10 13
3
961
продажа
Итого
5000 10455 12546 100 100
—
60
В связи с увеличением доли несезонных продаж в общем объеме продаж сред- няя цена реализации по изделию А снизилась на 60 руб.
Если на протяжении года произошло изменение цен на продукцию по срав- нению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции
(табл. 6.7).
Таблица 6.7 – Факторы изменения среднереализационных цен
Фактор
Изменение средней
Изменение суммы
цены, руб.
прибыли, тыс. руб.
Изделие А
Изделие Б
Изделие А
Изделие Б
Качество продукции
70,0
50
878,2
295
Рынки и каналы сбыта
53,6
—
672,5
—
Сроки реализации
60,0
75
752,7
442,1
Инфляция
936,4
625
11748
3690
Итого
1000
600
12546
3542
6.4 Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
117
6.4 Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде все- го операционные и внереализационные доходы и расходы.
К операционным доходам относятся проценты к получению по
облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, до-
ходы от участия в других организациях, доходы от реализации
основных средств и иных активов и т. п.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Операционные расходы включают выплату процентов по об-
лигациям, акциям, за предоставление организации в пользование
денежных средств (кредитов, займов). Сюда относятся также
расходы организации по содержанию законсервированных произ-
водственных мощностей и объектов, мобилизационных мощно-
стей, расходы, связанные с аннулированием производственных за-
казов (договоров), прекращением производства, не давшего про-
дукции, расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг (опла-
та консультационных и посреднических услуг, депозитарных услуг
и т. п.).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Внереализационные доходы и расходы — это прибыль (убытки)
прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы
по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные
пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной
дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой
давности; убытки от стихийных бедствий и т. д.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факто-
ры изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному
случаю.
Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних го- сударственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (акцио- нерных обществ, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские,
банковские и коммерческие векселя и др.
Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капи- тала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изуча-
118
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
ется динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, вексе- лей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертифика- тов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.
В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг (табл. 6.8).
Таблица 6.8 – Состав и динамика доходов от ценных бумаг
Вид
Прошлый год
Отчетный год
ценных
бумаг
К
о
личе
ств
о
С
т
оим
ость,
тыс.
р
у
б.
До
х
о
д,
тыс.
р
у
б.
У
дельный
ве
с,
%
К
о
личе
ств
о
С
т
оим
ость,
тыс.
р
у
б.
До
х
о
д,
тыс.
р
у
б.
У
дельный
ве
с,
%
Акции
300 3000 1050 36,8 350 3500 1400 36,3
Облигации
300 3000 900 31,6 400 4000 1200 31,1
Депозиты
—
3000 900 31,6
—
3600 1260 32,6
И т. д.
Итого
9000 2850 100 11 100 3860 100
Доходы от акций на данном предприятии за отчетный год увеличились на
350 тыс. руб., в том числе за счет:
1) увеличения количества акций:
350 300 3,5 175 тыс. руб.;
2) уровня дивиденда на одну акцию:
4,0 3,5 350 175 тыс. руб.
Купонные выплаты процентов по облигациям выросли на 300 тыс. руб. только за счет количества облигаций.
Процентный доход по депозитам возрос на 360 тыс. руб., в том числе за счет увеличения суммы депозитных вкладов — на 180 тыс. руб.
3600 3000 30100
и уровня процентных ставок по депозитам — на 180 тыс. руб.
35% 30% 3600.
Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому
виду.
Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушениями отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями.
При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в резуль- тате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях
6.5 Анализ рентабельности предприятия
119
нарушения договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответству- ющие санкции.
Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расче- тов находится не на должном уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направлен- ные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
6.5 Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность — это относительный показатель, определяю-
щий уровень доходности бизнеса.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприя- тия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной,
коммерческой, инвестиционной и т. д.); они более полно, чем прибыль, характе- ризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина пока- зывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инве- стиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность
производственной
деятельности
(окупае-
мость издержек) R
3
исчисляется путем отношения прибыли от
реализации (П
рп
), или чистой прибыли от основной деятельно-
сти (ЧП), или суммы чистого положительного денежного потока
(ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного
периода, к сумме затрат по реализованной продукции (З):
R
3
П
рп
З
, или R
3
ЧП
рп
З
, R
3
ЧПД
З
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
120
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 24
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемо- го дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продук- ции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает резуль- таты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль,
но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой,
если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наобо- рот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов:
полученная или ожидаемая сумма прибыли или чистого денежного потока от про- екта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реа- лизации продукции, работ и услуг или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность произ- водственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рас- считывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:
R
oб
П
pп
В
или R
oб
ЧП
В
, R
oб
ЧПД
В
.
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отноше-
нием балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости
всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагае-
мых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, ос-
новного, оборотного, операционного капитала и т. д.:
R
KL
БП
KL
,
R
KL
ЧП
KL
,
R
KL
ЧДП
KL
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В процессе анализа следует изучить динамику перечислений показателей рен- табельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные срав- нения с предприятиями-конкурентами.
Уровень
рентабельности
производственной
деятельности
(окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, за-
висит от трех основных факторов первого уровня: изменения
структуры реализованной продукции, ее себестоимости и сред-
них цен реализации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.5 Анализ рентабельности предприятия
121
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
R
з
П
pп
f
VPП
oбщ
, Уд
i
, Ц
i
, C
i
З
pп
f
VPП
oбщ
, Уд
i
, C
i
.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в це- лом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 6.2 и 6.3:
R
пл
П
пл
пpи VPП
oбщ. пл
, Уд пл
, Ц
пл
, C
пл
З
пл
пpи VPП
oбщ. пл
, Уд пл
, C
пл
15477 67937 100 22,8%;
R
ycл1
П
ycл1
пpи VPП
oбщ. ф
, Уд ф
, Ц
пл
, C
пл
З
ycл
пpи VPП
oбщ. ф
, Уд ф
, C
пл
15498 0,9 65534 100 22,8%;
R
ycл2
П
ycл2
пpи VPП
oбщ. ф
, Уд ф
, Ц
пл
, C
пл
З
ycл
пpи VPП
oбщ. ф
, Уд ф
, C
пл
15498 65534 100 23,6%;
R
ycл3
П
ycл3
пpи VPП
oбщ. ф
, Уд ф
, Ц
ф
, C
пл
З
ycл
пpи VPП
oбщ. ф
, Уд ф
, C
пл
31586 65534 100 48,2%;
R
ф
П
ф
пpи VPП
oбщ. ф
, Уд ф
, Ц
ф
, C
ф
З
ф
пpи VPП
oбщ. ф
, Уд ф
, C
ф
18597 78523 100 23,7%;
∆R
общ
R
ф
R
пл
23,7
22,8 0,9%;
∆R
V РП
R
усл1
R
пл
22,8
22,8 0%;
∆R
уд
R
усл2
R
усл1 23,6
22,8 0,8%;
∆R
ц
R
усл3
R
усл1 48,2
23,6 24,6%;
∆R
с
R
ф
R
усл3 23,7
48,2 24,5%.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рента- бельности перевыполнен в связи с повышением среднего уровня цен и удельного веса более доходных видов продукции в общем объеме реализации. Рост себесто- имости реализованной продукции на 12 989 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,5%.
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от из- менения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
R
П
i
З
i
V РП
i
Ц
i
С
i
V РП
i
С
i
Ц
i
С
i
С
i
Ц
i
С
i
1.
По данным табл. 6.10 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия способом цепной подстановки:
R
пл
Ц
пл
С
пл
С
пл
3,1
2,6 2,6 100 19,2%;
R
усл
Ц
ф
С
пл
С
пл
3,7
2,6 2,6 100 42,3%;