Файл: Контрольная работа мдк 02. 02 Труд как средство подготовки детей к школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное учреждение

«Светлоградский педагогический колледж»

Контрольная работа

МДК 02.02 «Труд как средство подготовки детей к школе»

Работа выполнена студентом заочного

отделения по специальности 44.02.01

«Дошкольное образование»

Фурик Ксении Сергеевны
Дата сдачи работы ________________

Оценка__________________________

Преподаватель Горбатенко Н. А.


Светлоград, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….…… 3

1. Задачи и содержание трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста…………...4

2. Виды труда детей дошкольного возраста……………………………………………………………..5

3. Формы организации трудового воспитания детей дошкольного возраста……………...………….9 4. Планирование и учёт результатов трудовой деятельности дошкольников…….……………..…. 13

5. Особенности детского труда……………………………………………….......……………………..13

Приложение……………………………..………………………………………………………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….………………………... 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………..…………………………………….26



ВВЕДЕНИЕ

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, которая направлена на развитие у воспитанников общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, влияет на сознательный выбор профессии.

Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

Особенностью жизни дошкольника является свободное времяпрепровождение, особенностью жизни младшего школьника является ответственность - он должен ходить в школу, следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам, заниматься предметами школьной программы, делать на уроке то, что требует педагог; усваивать положенные по программе знания, умения и навыки. Традиционно выделяют следующие стороны готовности ребёнка к школе: физическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая.


Трудовая деятельность является важным средством развития личности ребёнка-дошкольника, становления его самостоятельности, осознания ценности труда в жизни современного человека и определения своих возможностей в интересном, посильном виде деятельности.

Труд - основное средство удовлетворения человеческих потребностей, без него невозможна сама жизнь .

Значение труда дошкольника состоит в его воспитательном влиянии на ребёнка. Не умаляя значение игры в развитии ребёнка, крупнейший отечественный психолог Б. Г. Ананьев указывал, что именно простейшее самообслуживание обеспечивает развитие самостоятельности как стержневого личностного качества. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, познании собственных возможностей в интересном, посильном виде деятельности, сближает его со взрослыми.

В дошкольном возрасте дети получают представление о роли труда в жизни человека и общества, знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых, миром профессий, включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности.

«Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания» А. С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребёнка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Ещё можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

1.Задачи и содержание трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В процессе эстетического воспитания важно знакомить детей с трудом людей творческих профессий: писателей, музыкантов, художников, мастеров прикладного искусства. Методика ознакомления детей с людьми названных профессий. Соблюдение принципа кварты: создатель, интерпретатор, слушатель, ребёнок-исполнитель. Связь между частями кварты: композитор сочинил музыку, интерпретатор её исполнил, взрослые и дети слушали, ребёнок пытается сам сочинять музыку. То же - на примере других видов творческой деятельности. Особое внимание уделяется четвертой части - собственной деятельности дошкольников. Здесь формируется эстетическое отношение к выполнению задания: не просто изобразить что-то, но сделать это красиво; найти наиболее привлекательный вариант поделки из природного материала, бумаги. Воспитатель прививает детям умение, желание включать элементы эстетики в хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, труд на природе, приучает их оценивать результаты не только по тому, что получилось, но и насколько эстетично выполнена работа, сколько выдумки, творчества, самостоятельности проявил ребёнок.



Эстетическое воспитание в труде осуществляется и через приучение детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Эстетическому воспитанию способствует и труд под музыку, в процессе которого дети получают удовлетворение, удовольствие.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1. Воспитание в детях уважительного отношения к тружени­ку и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. Решение этой задачи должно привести к развитию у дошкольников осознания важности труда для общества.

2. Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтро­ля и самооценки. Решение этой задачи должно привести к фор­мированию у детей интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.

3. Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремлённости, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности.

4. Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребёнка активное стремление к получению качественного результата, доставлять ему радость от собственного труда.

5. Воспитание гуманного отношения к окружающим и коллективной направленности личности дошкольника: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

Следует особо подчеркнуть, что задачи трудового воспита­ния решаются не только в труде, но и в любом виде деятель­ности, присущей ребёнку дошкольного возраста.

Содержание трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

· Развитие трудовой деятельности

· Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

· Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.



2. Виды труда детей дошкольного возраста.

1.Самообслуживание - труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (умывание, раздевание, уход за волосами и так далее).

Самообслуживание - ребёнок приобретает независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.)

Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости.

В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связанно с определёнными трудностями -недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, лёгкая отвлекаемость, что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребёнка нежелание выполнять необходимые действия.

Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях.

Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребёнком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и её части, необходимые действия он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью.

Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это.

Воспитатель формирует у детей приёмы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как её оказывать, поблагодарить за услугу.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач : формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребёнок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как
надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперёд дежурных( им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям, не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п)

Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.
2. Хозяйственно-бытовой труд - вид детского труда направленный на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада.

Результат хозяйственно-бытового труда - это материальный продукт, сближает детский труд с производительным трудом взрослых. У детей появляются гордость удовлетворение от самостоятельного результата в труде.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке, и по собственной инициативе устранять его. Таким образом, хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей : "Наташа и Серёжа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!", "Ирочка - заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется : дети полностью сервируют стол готовят все необходимое для занятий стирают кукольное белье протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.