Файл: Контрольная работа мдк 02. 02 Труд как средство подготовки детей к школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поручения всегда исходят от взрослого.

• В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).

• Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.

• В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за наличием трудовых умений и навыков, отношениям ребёнка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

    Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет.

   Поручения  используются для:

- обучения трудовым навыкам, умениям;

- формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

- удовлетворения потребности в общении со взрослыми;

- подготовки к другим формам труда;

- воспитывают желание трудиться.

    Это первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть:

• по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);

• по продолжительности; (кратковременные, эпизодические, длительные);

• по содержанию соответствовать видам труда;

• по трудности (простые, сложные).

Возрастная ступень, на которой поручения особенно распространены - это средняя группа, где большее число поручений носит индивидуальный характер, и приходятся на первую половину дня (полить комнатные растение, подмести часть участка, собрать мусор в ведро, и т.д.).

В старших группах поручения продолжают играть большую роль, однако важное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных. Особое место занимают поручения, носящие общественный характер (помочь малышам, дворнику и т.д.).

Чтобы поручения оказывали воспитательное воздействие, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу, например, закрепить непрочные трудовые навыки, познакомить с новым содержанием труда. Иногда поручения даются с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия.

Интерес детей к выполнению поручений обусловлен их содержанием. К первой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия (подать, принести, отнести, поднять и т.д.). Они кратковременны, эпизодичны.

Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций -помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород.

В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу (посеять, посадить, постирать, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д.). Подобные поручения практикуют в старших группах.


В особую группу выделяются поручения, при выполнении которых нет видимого результата (спросить повара, что сегодня на завтрак, пригласить методиста на занятие и т.д.). Такие поручения решают задачи обучения детей умению общаться со взрослыми, уметь ориентироваться в помещении детского сада.

В разных возрастных группах руководство поручениями имеет свои особенности. С детьми 3-5 лет воспитатель использует в большей степени индивидуальный подход, напоминание, совместную работу с детьми. Наблюдения показывают, что большинство детей от 3 до 5 лет при выполнении поручений ориентируются на требования педагога. Чтобы воспитать разумное послушание и исполнительность малышей, воспитатель становится непосредственным участником деятельности ребёнка. В совместной деятельности воспитатель имеет возможность осуществлять контроль незаметно. Опыт совместной работы с детьми 3-5 лет показывает, как велика роль обучающего воздействия при выполнении поручений. При этом воспитатель пользуется приёмами показа и объяснения. Иначе малейшая трудность - и ребёнок бросает порученное дело.

В младшей и средней группах особенно важно замечать детскую инициативу (увидел, что валяется игрушка - подними, положи на место и т.д.). Детям 3-5 лет воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что нужно сделать. В оценке труда следует широко использовать игровые приёмы.

Участие всех детей данных групп в выполнении поручений является важной подготовкой к участию в дежурствах.

В старших группах вводятся поручения-задания (принести всем коробки и т.д.), поручения, связанные с длительными наблюдениями. Чаще всего поручения носят общественный характер. При руководстве поручениями педагог широко использует приёмы оценки (своей) и самооценки (детей), напоминание, требование, усиливается роль контроля.

Чтобы равномерно привлекать всех детей к выполнению поручений, воспитатель должна вести контроль.

Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Дежурство - форма организации труда детей, предполагающая труд  одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.



Впервые тема дежурства была исследована З.Н. Борисовой (1953). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Во втором полугодии (в конце) второй младшей группы или вначале средней группы, вводится дежурство по столовой, т.к. оно наиболее доступно и понятно детям.

Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй половины года. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т.к. оно требует большого объёма знаний о природе. Дежурные дети в течение дня должны нести ответственность за живые объекты в группе. Воспитателю нужно помогать детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые (на биологическом уровне) и для них важны внимание и ласковые слова. Так у детей будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

В условиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности:

• способствуют систематичности включения детей в труд;

• требуют от ребёнка большей самостоятельности;

• необходимы знания последовательности и объёма работы;

• имеют общественную значимость для всего коллектива;

• задания даются в обобщённом виде.

Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие.

Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т.п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, корм для рыб и т.д.


Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими.

Имеет свои особенности и подбор дежурных:

• объединение детей по одинаковому отношению к труду;

• объединение по принципу «кто с кем хочет» или сидит вместе»;

• объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным);

• • объединение по алфавиту (в подготовительной группе).

Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежурных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили).
3. Коллективный труд  -  является наиболее сложной формой организации труда детей. Эта форма организации труда исследовалась В.Г Нечаевой, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой. С.А. Козловой и др.

Данная форма организации труда детей способствует решению задач нравственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут самостоятельно распределять работу.

Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырёх. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребёнка в работу (Р.С. Буре).

Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании исследований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду используются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Общий труд. В процессе данного труда каждый ребёнок выполняет своё задание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела даёт возможность ребёнку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.


Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое значение для формирования у детей стремления к коллективной работе.

Совместный труд детей. В подготовительной группе помимо общего труда используют более сложную форму организации детей - совместный труд, который характерен тем, что труд другого ребёнка зависит от труда другого. Совместный труд даёт педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде - общая.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объединение детей в совместном труде представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естественно, в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоотношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Каждый из способов объединения в труде создаёт условия для решения различных воспитательных задач. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:

Направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели;

уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить задание: следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.

4. Планирование и учёт результатов трудовой деятельности дошкольников.

Значение планирования трудовой деятельности дошкольников для их трудового и нравственного развития.

Принципы планирования: систематичность, участие каждого ребёнка, учёт индивидуальных интересов, эмоциональная окраска трудовой деятельности, сочетание разных видов труда, сочетание трудовой деятельности с другими видами деятельности детей.