Файл: Контрольная работа мдк 02. 02 Труд как средство подготовки детей к школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд ещё более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных.
Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
З. Труд в природе - вид детского труда, предусматривающий участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений. Благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического воспитания.
Труд в природе способствует развитию не только трудового воспитания, но и нравственного, эстетического, физического и умственного воспитания.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными выращивание растений в уголке природ, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.
В средней группе труд усложняется.
Дети сами поливают растения учатся определять потребность во влаге выращивают овощи (сеют семена поливают грядки, собирают урожай с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур)
Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растёт заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.
Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приёмов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.
Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щёточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.
В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.
Формируются начала материалистического понимания природных явлений.
Расширяются сведения о растениях и животных, о приёмах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах : они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой - в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень
Дети узнают приёмы размножения растений путём черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт.
У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника.
Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость.
Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню, украшают цветами групповую комнату.
4. Ручной и художественный труд - вид детского труда, направленный на формирование ручных умений и навыков работы с разнообразным материалом, связан с изготовлением предметов из бумаги, картона, ткани. природного материала и др., направленный на удовлетворение эстетических потребностей ребёнка, формирования художественных способностей, нравственно-волевых качеств детей.
Результат художественного и ручного труда - способствует развитию фантазии, творческих способностей; развитие мелкой мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить дело до конца.
Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика) бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п - осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала ребёнок подбирает крупный жёлудь для туловища чашечку от него для юбочки или шапочки раскалывает жёлудь пополам, чтобы сделать ботинки. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клёна делают крылышки стрекозы, из шишки - лесовика. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил ребёнку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.
Всё это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.
5.Умственный труд - очень важный вид труда, который поможет ребёнку хорошо учиться в школе, будет способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, повышению самооценки, развитию чувства собственного достоинства. Целенаправленно этот вид труда вводится в среднем и старшем дошкольном возрасте. Но и в более младшем возрасте следует формировать у ребёнка самостоятельность решения, умение делать выбор, обосновывать и объяснять свои действия, получать удовольствия от принятия самостоятельного решения, от волевых усилий, которые потребовались от него при выполнении задания. Воспитатель с малых лет ребёнка одобряет его стремление к принятию решения или предложения способа выполнения задания, а также готовность прилагать волевые усилия для достижения лучшего результата.
При этом следует понимать. Что умственное воспитание и умственный труд это не одно и то же. В процессе умственного воспитания происходит развитие мышления, памяти ребёнка, ребёнок овладевает умением устанавливать причинно-следственные связи, учится классифицировать и сравнивать предметы и явления и др. Всё это составляет содержание, предпосылки умственного труда, но таковым не является. Труд появляется тогда, когда для выполнения умственных действий от ребёнка требуется усилие, напряжение, которые дают ему возможность получать качественный результат систематически . Ситуативно ребёнок может проявить интерес к какому- то явлению, может заинтересоваться им, спросить у взрослого, почему так происходит. Получив от взрослого ответ, он как правило удовлетворяется им. Но совсем по-другому происходит процесс познания, когда ребёнок должен приложить трудовое усилие для того, чтобы «добыть» новое знание, проверить его в практической деятельности.
Средняя группа.
В этом возрасте важно учить детей внимательно наблюдать за процессом труда взрослых, уметь рассказать о наблюдаемом. Для этого следует предлагать им повторить действия взрослых, задуматься над тем, почему взрослый выполняет трудовое действие именно так и можно ли достичь тех же результатов, но другим способом. Использовать проблемные методы обучения и похвалу за усилия, которые приводят к хорошему результату. Необходимо приучать детей отбирать необходимые инструменты для определённого вида труда и с помощью взрослого объяснять выбор. Дети должны получать удовольствие от усилий в труде и его положительного результата.
Старшая группа.
Дети пяти-шести лет учат самостоятельно решать математические задачи и объяснять ход решения; формулировать выводы из наблюдений, делать обобщения; классифицировать предметы по разным основаниям. Им приносит радость самостоятельно находить решение, анализируя условия, устанавливать причинно-следственные связи. Они продолжают осваивать операции планирования трудовых действий и учиться объяснять логику своего планирования, находить ответ на свои вопросы в книге или, обращаясь к взрослому, предлагать свои способы изготовления предметов или совершенствование трудовых действий.
Важно продолжать приучать детей прилагать волевые усилия к выполнению заданий, чтобы каждое задание было выполнено тщательно и добросовестно, а дети получали удовольствие от того, что благодаря своим усилиям был получен положительный результат.
Подготовительная группа.
Детей учат планировать процесс и организацию своей работы, продумывать последовательность предстоящей работы в элементарной схематической форме, разумно и удобно для работы располагать инструменты на рабочем столе, в воображаемом плане представлять весь процесс работы, предвидеть возможные ошибки, и способы их преодоления или исключения.
Дети осваивают устный счёт, без опоры на предметы, умение находить ответ на интересующий вопрос в книгах, формулировать свой вопрос взрослому.
Детей стимулируют получать удовольствие от умственного труда, радоваться его результатам. У них формируется желание находить собственные способы изготовления. Ремонта игрушек, стремление проверять правильность выбора и уметь отказываться от своего решения, если оно неверно, воспитывается потребность в самостоятельной умственной деятельности.
В этом возрасте у детей активно формируются волевые качества. Следует приучать их достигать результата в труде, прилагая волевые усилия, спокойно и настойчиво переделывать то, что было сделано недостаточно хорошо. При этом важно не автоматически повторять трудовые действия, а продумывать причины неудачного выполнения и исправлять положение осознанно, разными способами.
3. Формы организации трудового воспитания детей дошкольного возраста
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Содержание труда реализуется в разных формах организации:
- поручения (отдельным детям, небольшим группам),
- дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы), поочерёдное выполнение детьми обязанностей,
- коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).
В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте - труд всё чаще приобретает коллективный характер.
1.Поручения - это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.