ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
1.1. Характеристика системно - деятельностного обучения
1.2. Основные принципы и технологии системно – деятельностного подхода
2.2. Составление проектов на уроках биологии
2.3. Эффективность применения метода проекта на уроках биологии
2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»
Прием «Что я знаю»
1)Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
Прием «Свободное письмо»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по
данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания,
рисунки);
3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2¬3 минут, фиксация
идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Прием «Кластер»
Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её (целесообразно использовать перед стадией осмысления). Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер ¬ (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
-
умение ставить вопросы; -
выделять главное; -
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; -
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; -
сравнивать и анализировать; -
проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Прием «Зигзаг»
При изучении большого объема материала с целью его систематизации можно использовать прием «Зигзаг». Учащиеся усваивают быстро лишь то, что тут же после получения новой информации применяют на деле или передают другим.
Учебный материал разбивается на блоки. Группе предлагается изучить свой блок и представить ее в виде таблицы или кластера. При работе с данным приемом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи.
«Эссе»
Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы:
-
Что узнал и чему научился на уроке? -
Что хотел бы узнать?
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
«Инсёрт»
Один из приемов технологии развития критического мышления используемый при работе с текстом, с новой информацией.
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
2. Заполняется таблица
3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.
4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.
5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
Прием «Исключение»
Учащимся предлагаются набор формул и задание: «Определите, что объединяет все эти соединения. Какое соединение является лишним в этом ряде? По каким критериям вы это определили?»
Например: С2Н2, С8Н14, С9Н16, С3Н4, С4Н10.
Прием «Тест»
Один из самых простых способов проверки усвоения знаний на уроке, позволяет учащимся оценить свои знания.
Прием «Знаю – не знаю»
Прием заключается в том, что учащиеся в начале урока отвечают на вопросы, в которых больше ответов будет «нет». После изучения нового материала, его отработки, обучающиеся возвращаются к данным вопросам, вновь на них отвечают. Учитель, проанализировав данные карточки, может запланировать отработку проблемных вопросов на следующий урок.
2.5. Методика проведения урока химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»
Рассмотрим урок деятельностной направленности «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Для определения эффективности применения приемов интерактивного обучения предлагается описание учебного процесса, анализ результативности урока и выводы о целесообразности использования заявленных методов.
Объект: урок химии в 8 классе «Вода в природе. Свойства воды»
Цель: обосновать эффективность работы в составе малых групп с применением методов ролевой игры и практико-ориентированных заданий на уроках химии.
Предмет исследования: процесс изучения и усвоения основных понятий, умение определять значение воды в жизни человека на основе знаний ее физических и химических свойств.
Задачи данной работы:
1) описание учебного процесса на уроке в составе малых групп и в составе большой группы;
2) анализ эффективности использования работы как в составе большой группы (класс), так и в составе малой группы (пара), а так же использование ролевой игры и практико-ориентированных заданий как методов интерактивного обучения; обобщение полученных результатов и выводы об эффективности и целесообразности заявленных форм и методов интерактивного обучения.
Методы: «Ассоциация» «Микрофон», ролевая игра, практико-ориентированные задания, тест.
Межпредметные связи: география (круговорот воды в природе, агрегатные состояния воды), физика (физические свойства воды), биология (влияние и значение воды для организма человека).
Цель: повторение уже имеющихся знаний у учащихся о разных состояниях воды в природе, открытие учащимися новых знаний о физических и химических свойствах путём проведения опытов.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся: определять состояние, свойства воды; будут понимать необходимость бережного использования воды.
Получат возможность научиться: проводить опыты по изучению свойств воды.
Метапредметные:
Познавательные:
-
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -
добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах; -
наблюдать и делать самостоятельные выводы; -
развивать познавательный интерес к предмету через исследования.
Регулятивные:
-
умение принимать и сохранять учебную задачу; -
с помощью учителя планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -
соблюдать последовательность действий на уроке, корректировать свои действия; -
высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
-
умение формулировать собственное мнение и позицию; -
умение строить высказывания, задавать вопросы, слушать и понимать других; -
умение сотрудничать при работе в группе, оказывать взаимопомощь.
Личностные:
-
выработка правил поведения при совместной работе; -
бережное отношение к природным ресурсам; -
осуществление самооценки.
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, инструкции к опытам; таблица для заполнения результатов опытов; для опытов: набор №1: стакан с водой, пробирка, известь негашеная. Набор№2: стакан с водой, натрий металлический.
Структура урока:
-
Мотивация – 5 мин. -
Объявление, представление темы и ожидаемых результатов – 2 мин. -
Представление необходимой информации – 5 мин. -
Интерактивные упражнения – 20 мин. -
Рефлексия результатов – 10 мин. -
Подведение итогов – 3 мин.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. Орг. момент.
- Прозвенел звонок, проверьте свою готовность к уроку, пожелайте друг другу успешной работы. Если все готовы и настроились, тогда присаживайтесь, и начнём наш урок.
- Девизом урока я предлагаю взять пословицу: «Под лежачий камень вода не течёт».
- Как вы её понимаете?
- Верно, так что давайте настроимся на активную работу. Ведь вам предстоит выступать в роли исследователей. А что вы будете исследовать, мы сейчас выясним.