Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 571

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое значение имеет фактор политической стабильности. Национальные конфликты, деятельность террористических организаций или нестабильные политические режимы - это условия препятствуют нормальной деятельности. Они увеличивают риски. Из международной среды появляются новые конкуренты, покупатели и поставщики. [16, с.32-37]

Итак, факторы косвенного значения могут иметь различную степень влияния на организацию, связанную, прежде всего, со спецификой деятельности компании, ее доли на рынке, взаимодействия с иностранными партнерами, степенью развитости информационно-технологической базы и состоянием экономики в целом.  

Методы анализа внешней и внутренней среды организации

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспективу развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды, а также объединение масштабных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние. [25, с.43]

Проведя анализ и получив результаты о факторах внешней среды, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли организация внутренними силами, чтобы использовать возможностями, и что может осложнить будущее.

Управленческое исследование – это метод, используемый для диагностики внутренних проблем. Он предназначен для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В него включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций [23].

Существует множество методов анализа внутренней и внешней среды организации, проанализируем некоторые из них.

1.3.1 SWOT- анализ

SWOT – это аббревиатура слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка организации отражается в основном в «S» - сильных сторон и «W» ее слабых сторон, а внешняя – в «О» потенциальных благоприятных возможностях и «Т» внешних угрозах. [17, с.142]

SWOT-анализ – это этап разработки маркетинговой стратегии. Методология этого анализа включает [21, с.324]:

1. определение внутренних сильных и слабых сторон организации, а также внешних возможностей и угроз.

2. установление связей между ними. В конце SWOT-анализа составляется матрица стратегических мероприятий:

SO – необходимые, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей;

WO – необходимые, чтобы преодолевать слабые стороны и использовать представленные возможности;


ST – используемые сильные стороны организации для избегания угроз;

WT – минимизирующие слабые стороны для избегания угроз.

SWOT-анализ отвечает на такие вопросы:

  • использует ли внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если нет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
  • могут ли быть слабости фирмы ее уязвимыми местами в конкуренции? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
  • какие благоприятные возможности дают реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?

PEST – анализ

В маркетинговой сфере предприятия используется средства PEST-анализа, выявляющие политические, экономические, социальные, технологические зависимости предприятия от внешних воздействий на ведение успешного бизнеса [18, с.176].

Анализ рассматривает направления использования современных технологий, их зависимость на развитие в общем, всего предприятия (рисунок 3). Вовремя не проведенные аналитические действия могут привести к потерям в сфере сбыта продукции [32, с.143].

Рисунок 3. PEST–анализ

Ведутся аналитические исследования по определенной схеме, где выставляется матрица PEST–анализа, в схематичном виде, матрица изображается в виде дроби, где в числителе отображаются факторы макросреды, а в знаменателе — их влияние на производственный процесс. Результат отображается баллами, рангами или другими единицами измерения.

По окончании исследования можно установить возможные угрозы предприятию на рынке сбыта, он будет являться основной стратегией для планирования деятельности на несколько лет, причем данные анализа следует обновлять. [34, с.85]

Если учесть, что при проведении pest-анализа используют факторы внешней среды, влияющие на производственный процесс предприятия, то распределение выглядит так [14]:

  • макросреда: подразумевается деятельность правительства, состояние социально-демократической сферы, развитие научно-технического прогресса, и действия природных явлений.
  • микросреда: здесь имеется в виду сведения о поставщиках ресурсов, приобретателей, конкурентов, кредиторов, профсоюзов.

В основном, при проведении pest-анализа, анализируется только макросреда, включающая множество факторов. И ведется анализ по основным факторам, состоящий из [14]:

  • Анализа политической обстановки (Р). Этот фактор влияет на регулирование механизма вращения денежной массы, и другие составляющие прибыльности предприятия, а также удовлетворение в ресурсах. Здесь необходим анализ политической стабильности государства и изменений в налоговом законодательстве. Принять во внимание антимонопольные права, внешнеэкономические законодательные нормы, законы о сохранности природы и регуляцию занятости граждан.   Выясняются влияние государства на деятельность отрасли, как оно относится к иностранным инвестициям. Анализ позволяет уяснить намерения государства по отношению к развитию общественного строя, и какие средства оно будет использовать для достижения своих целей.

Выявление   внешних факторов, влияющих на производственный процесс предприятия, складывающегося из [14]:

  • Анализа экономики (Е). Это одна из важных статей аналитики, поскольку экономика предприятия — важная составляющая часть его успешной деятельности. Этот факт макроэкономики будет влиять на жизненный уровень граждан, их способность платить за товары. Эта информация необходима для составления прогнозов спроса населения той или иной продукции, выяснить ценовую политику и прибыль предприятия. Данные экономического анализа позволяют уяснить формирование и распределение экономических ресурсов на государственном уровне. При аналитике экономики используют данные о валовом доходе предприятия, политике инвестиций, учитывается степень безработицы и инфляции. Важно проанализировать изменения курса валют, ценообразование и заработную плату, как она изменилась в сфере доходности, какая денежная сумма обращается. Важно учитывать ценовую политику энергоресурсов, дефицитность бюджета и ставку налогов. В этом разделе определяется общий уровень развития экономики в области рынка, конкурентоспособность предприятия.
  • Анализа социальной сферы (S). Этот раздел анализа направлен на изучение формирования предпочтений потребителя, динамику изменений, и прогноз спроса населения. Важно учитывать активную позицию потребителя, его демографическую   структуру, выяснить жизненный уровень, изучить обычаи населения, его привычки, как оно относится к трудовой деятельности, уяснить социальную защищенность всех слоев населения.
  • Анализа новых технологических решений (Т). В этом разделе отслеживается динамика в технологических решениях, и если этого не делать, то можно потерять рынок сбыта, если не следить за изменениями в производственных процессах предприятия. Аналитика изменений позволит предприятию вовремя провести реконструкцию технологических линий, и реализовывать более современные в технологическом решении продукты, отказавшись от старых методов его производства. Здесь важно сделать анализ по защите интеллектуальной собственности, не использовать решения, направленные на ее дискриминацию. Важно   учитывать законодательные нормы по ее защите. Изучить, как влияют разработки в смежных областях на работу предприятия, провести анализ новых технологических решений и применить их к выпуску продукции на предприятии. Выяснить, не нужно ли модернизировать технологические линии, есть ли новые научные открытия, патенты, появившееся на вашем рынке. Найти решения по усовершенствованию, автоматизации всего технологического производства, и уяснить способ получения нужной информации. Все эти факторы отражены в таблице 1.

Итак, PEST-анализ представляет собой некую макроэкономическую модель, в которой отражена оценка влияния внешней среды на деятельность предприятия. В основном им пользуются при выпуске новой продукции на рынок аналогичных товаров.

Таблица 1

Pest-анализ по основным факторам

Политика

P

Экономика

E

  1. Правительственная стабильность
  2. Изменение законодательства
  3. Государственное влияние отрасли, включая долю госсобственности
  4. Государственное регулирование конкуренции в отрасли
  1. Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
  2. Курс национальной валюты и ставка рефинансирования
  3. Уровень инфляции
  4. Уровень безработицы
  5. Цены на энергоресурсы

Социум

S

Технология

T

  1. Демографические изменения
  2. Изменения структуры доходов
  3. Отношения к труду и отдыху
  4. Социальная мобильность населения
  5. Активность потребителей
  1. Государственная техническая политика
  2. Значимые тенденции в области НИОКР
  3. Новые продукты (скорость обновления и освоения новых технологий)
  4. Новые патенты

Рекомендуется проводить pest-анализ регулярно, и сравнивать полученные результаты с более ранними [27]:

  • изменения, произошедшие в законодательной базе, могут повлиять на благоприятную обстановку в завоевании рынка сбыта, и значительно расширить сферу деятельности предприятия.
  • при смене влиятельной партии в правительстве появится возможность укрепиться на рынке, что благотворно скажется на работе всего предприятия.
  • отслеживание возможных террористических действий, ведь в этом случае предприятию будет нанесен большой урон.
  • отслеживание природно-географических факторов поможет предприятию предотвратить последствия стихийных бедствий, вовремя защитить свое производство от разрушений.

При работе могут возникать проблемы и выявляться особенности pest-анализа для конкретного предприятия [1, с.54]:

  • трактовка:  для многих специалистов компании иногда представляет трудность определить сущность макросреды и выявить границы для ее деятельности. Существует реальная сложность в выявлении возможности предприятия в будущем производстве, нахождении необходимых ресурсов, чтобы анализ был более точным.
  • неверное ориентирование предприятия: не все предприятия выделяют достаточные средства на аналитику макросреды, обосновывая это трудностью производства и сбыта продукции.
  • при отсутствии одобрения и понимания со стороны руководства, могут возникнуть сложности в стимуляции менеджмента к привлечению анализа, невозможность применения их реальным событиям, они могут проявить сопротивление по изменяющимся требованиям   делать перспективный прогноз.
  • многие предприятия, работающие с несколькими отечественными или иностранными компаниями, представляют большую сложность при составлении аналитических обзоров внешних составляющих. Чтобы провести качественный анализ следует прибегнуть к обобщению динамических значений макросреды в разных государствах и организациях.

После аналитики проведения pest-анализа выявляется политический, экономический, социальный и технологический показатель внешней среды, эти данные нужны для выбора стратегии действия предприятия для достижения наибольшего благополучия. Его результатом будет обоснование факторов, которые могут создать в будущем угрозу для деятельности всего предприятия.

1.3.3 Профиль среды

При анализе некоторых факторов среды может быть использован метод составления ее профиля. Профиль среды – это образ внешнего окружения организации глазами целевой группы [5, с.165].

Его удобно применять в случаях, когда составляется профиль отдельно для макроокружения, непосредственного окружения или внутренней среды.

Его сущность в том, что в таблицу 2 «профиль среды» заносятся разные факторы, каждому экспертным образом дается оценка [9, с.64]:

  • важности для отрасли: 3 — большая, 2 — умерен­ная, 1 — слабая;
  • влияния на организацию: 3 — сильное, 2 — умерен­ное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;
  • направленности влияния: +1 — позитивная, -1 — негативная.

Таблица 2

Таблица профиля среды

Факторы

среды

Важность для отрасли, А

Влияние на организацию, В

Направленность влияния, С

Степень важности,

D=A*B*C

1

2

1

3

6

2

3

2

2

12

Затем все 3 экспертные оценки перемножаются, и выходит интегральная оценка, показывающая «степень важности» фактора для компании. По ней руководство может сделать вывод, какие из «факторов среды» имеют относительно важное значение для их фирмы. Следовательно, заслуживают самого внимательного рассмотрения при разработке стратегии, а какие факторы меньшего внимания.

«Профиль» является инструментом визуального анализа объекта. Для повышения объективности оценки рекомендуется проранжировать характеристики и проинтегрировать их. Это очень трудоемкая работа.

Таким образом, в первой главе курсовой работы мы определили основные подходы к параметрам внутренней среды организации (цели, бизнес-процессы, технология, люди, власть, структура, культура организации и др.), а также выявили сущность внешней среды (микро- и макро-) и методы ее анализа (SWOT- и PEST-анализы, профиль среды). Далее проведем исследование факторов внешней и внутренней среды на конкретном предприятии – АО «Государственный рязанский приборный завод».