Файл: Формирование мотивации к обучению у младших школьников через систему оценивания знаний на уроках окружающего мира.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 445
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты диагностики уровня школьной мотивации, проведённой по методике Н. Г Лускановой, представлены на гистограмме (рис. 4).
Рисунок 4 – Уровень школьной мотивации определённый по методике Н. Г Лускановой
Мы обнаружили очень высокий уровень школьной мотивации у 2 учеников, что составило 8%. Высокий уровень определился у 5 учеников, что составило 19%. Средний уровень показали 14 учеников, что составило 54%. Низкий уровень выявился у 5 учеников, что составило 19%. Из гистограммы (рис. 4) видно, что в классе преобладает средний уровень школьной мотивации.
Результаты эмпирического исследования, позволяют сделать вывод о том, что сформированность мотивации учебной деятельности младших школьников находится на недостаточно высоком уровне, а это, в свою очередь, затрудняет развитие положительной учебной ориентации.
В классе учится большее количество детей с недостаточной мотивацией учебной деятельности. Преобладает направленность на получение отметок, а не знаний; более выраженная внешняя мотивация к обучению, основанная на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции. Низкий уровень мотивации обучения может привести к значительным трудностям в обучении, отношениях с учителями и окружающими.
На втором этапе практической работы мы осуществляли формирование мотивации к учебной деятельности через систему оценивания знаний и деятельности на уроках окружающего мира.
За время экспериментальной работы было проведено 4 урока окружающего мира из раздела «Как люди жили в старину». Технологические карты уроков представлены в приложении:
-
Из истории имён (Приложение И). -
Какими людьми были славяне (Приложение К). -
Жизнь древних славян (Приложение Л). -
Какие предметы окружали русских людей в старину (Приложение М).
Для становления мотивации мы использовали не один путь – оценивание знаний, а все пути в системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся [20].
Формирование учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Формирование образовательной мотивации школьников облегчается внедрением набора инструментов, среди которых большинство ученых Е. Ильин, А. Маркова, И. З. Гликман выделяют следующие:
-
содержание учебного материала; -
организация учебных мероприятий; -
мониторинг и оценка учебных мероприятий [12, с. 312].
Мотивационный этап необходим для осознания учениками, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы.
Мотивационный этап на уроках окружающего мира во время проведения второго этапа работы состоял из следующих учебных действий:
-
Создавалась учебно-проблемная ситуация, которая вводила учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация создавалась разными приемами:
Первый приём – постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно на основе изучения данной темы. Мотивационный этап предполагал начало уроков с определения темы. Важно было заинтересовать учеников. Интерес вызывали неожиданные вопросы, проблемная ситуация, интересный рассказ, загадочная пословица. Например, на уроке «История имён» (Приложение И), на этапе определения темы, проводилась беседа. «Все люди похожи. У всех есть голова, руки, ноги. Но в тоже время разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим». Организовывалась беседа по вопросам.
Как вы думаете, чем могут отличаться люди?
А у кого есть маленькие сестрёнки или братишки? Их трудно отличить друг от друга, особенно когда они сладко спят?
В роддоме для того чтобы мамы их не перепутали, малышам на ручку прикрепляют бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?
У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других?
Попробуйте отгадать загадку, а вы поймёте, о чём я говорю.
Нечто, данное человеку сразу после его рождения и остающееся с ним на всю жизнь?
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя).
А у вас есть имя?
А откуда оно у вас? А у мамы, папы? А у дедушки?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Предположите, какая тема нашего урока?
Учащиеся отвечали: тема: «Из истории имён».
А какая у нас будет цель урока?
Учащиеся отвечали: «Узнать, что такое имя». «Узнать, историю происхождения имён, отчеств, фамилий».
Всё это пробуждало живую работу мысли и захватывало их чувства и воображение. Активизировала внимание школьников фраза: «Сегодня мы поразмышляем над важным вопросом».
Второй приём – нашей беседой о теоретической и практической значимости изучения предстоящей темы.
-
Формулировалась основная учебная задача, как итог обсуждения. Это происходило, например, на уроке по теме «Какими людьми были славяне» (Приложение К), в такой форме: задавался вопрос – «Чтобы вы хотели узнать о наших предках?» Учащиеся высказывали мнения: как выглядели славяне, чем занимались, где жили и др.
Сегодня на уроке мы узнаем:
-
как выглядели славяне; -
как они работали; -
как защищали свою Родину: -
как принимали гостей; -
как они отдыхали.
Таким образом, мы попробуем ответить на самый главный вопрос: Похожи ли мы на своих предков?
Учебная задача показывала учащимся тот ориентир, на который они направляли свою деятельность в процессе изучения данной темы. Важным условие организации учебной деятельности являлось подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
-
Организовывался самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы являлись следующим учебным действием. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, они намечали и обсуждали план предстоящей работы.
Сообщалось, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создавалась установка на необходимость подготовки к изучению материала. На уроках окружающего мира использовался следующий прием. В начале урока детям напоминалось о том, что на каждом этапе урока они должны заполнять листок самооценки своих действий. Например, на уроках заполнялся листок рефлексии отражённый в Таблице 5.
Таблица 5 – Как я работал на уроке
Формируемое действие | Мне трудно | Я знаю и умею | Могу научить других |
Постановка целей, определение темы | | | |
Умение работать в группе | | | |
Умение оценивать выступление групп | | | |
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы | | | |
Весь этот этап изучения темы влиял на становление положительной мотивации учебной деятельности.
На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивали содержание темы (раздела) программы и овладевали учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.
На этом этапе использовались коллективные формы учебной деятельности. Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Использование групповых форм обучения втягивает даже «глухих» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением учителя.
На уроке по теме: «Какими людьми были славяне» (Приложение К) была организована работа в малых группах. Учащиеся делились на 5 мини групп, которые работали с разными источниками информации, а затем делились своими новыми знаниям. Каждая группа получала свое задание, выполняла его, разделив роли, оформляла результат в таблице. Показывались и комментировались слайды презентации в соответствии с выступлениями групп.
Была организована оценка выступлений групп по критериям отражённым в Таблице 6.
Таблица 6 – Оценивание выступления групп
Критерии | 1группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
1. Говорил громко и четко, всем было слышно | | | | | |
2. Сообщил новое. Приводил примеры, факты | | | | | |
3. Использовал простые слова и предложения | | | | | |
4. Сообщение рассказывал, а не читал | | | | | |
5. Плавно переходил от одной части к другой | | | | | |
6. Начинал со слов: « Мы искали информацию» | | | | | |
По завершению групповой работы на уроке по теме: «Из истории имён» проводили рефлексию по листу самооценки (Приложение И).
Каждый ученик, работая коллективно в группе, находился в тесном общении с ребятами, наблюдал, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляла для них эта работа, и сам начинал ее ценить, понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. Это способствовало включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становилось его потребностью и приобретало для него ценность, что приводило к становлению мотивации учения.
Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса.
Все это способствовало становлению положительной мотивации учебной деятельности учащихся.
Важную роль при формировании мотивации обучения младших школьников на уроках окружающего мира играют творческие задания. Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не только воспроизведения полученной информации, но и творчества. Они помогают реализовать и раскрыть творческие возможности учащихся.
Творческое задание мотивирует обучающихся, а так же придает смысл обучению, помогает развивать беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Возможность найти свой «правильный ответ» или своё «верное решение», основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, коллеги, позволяют создать основу для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя, и реализуют исследовательские умения обучающихся. Например, на уроке по теме: «Из истории имён» (Приложение И) ученикам предлагалось провести небольшое исследование и узнать об истории возникновении имён, отчеств и фамилий в нашем государстве. Работали в группах, используя материал учебника и ЭОР:
1 группа исследовала тему «Происхождение имён».
2 группа рассматривала тему «Период Древнерусского государства».
3 группа работала по теме «Почему современные русские имена совершенно другие?»
4 группа исследовала происхождение фамилии.