Файл: Автономная некоммерческая организация высшего образования московский гуманитарноэкономический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Таким образом, исходя из данных таблицы, можем дать обобщенное определение таможенного контроля, так таможенный контроль - это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, представляющее собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства.

Повышение эффективности взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти на сегодняшний день является актуальной и значимой проблемой для таможенных органов Российской Федерации. Таможенное и налоговое администрирование повышает качество таможенного контроля для мобилизации доходов федерального бюджета и противодействует незаконным схемам оттока капитала из РФ во взаимодействии с ФНС России

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей. Соответственно, опираясь на таможенное и налоговое законодательство, основной функцией ФТС РФ и ФНС РФ является фискальная.

Важную роль в результативности проведения скоординированных контрольных мероприятий двумя ведомствами в отношении лиц, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях риска совершения таможенных и налоговых правонарушений, сыграли скоординированные решения [2]. Однако, невзирая на общие функции ведомств, автор выявил ряд проблем, которые будут рассмотрены далее.

Одной из ключевых проблем взаимодействия таможенных и налоговых органов является особенность порядка и сроков проведения аналитической работы таможенными органами и предпроверочного анализа налоговыми органами.

Выбор объекта таможенной проверки, её назначение идентично с выбором и назначением налоговой проверки, но на законодательном уровне у налоговых органов при предпроверочном анализе возможности шире, чем у таможенных органов.

Совершенствование таможенного администрирования по направлению таможенного контроля после выпуска товаров связано с проведением мероприятий, направленных на:


  • воспрепятствование незаконному перемещению товаров через таможенную границу и предотвращение их обращения на внутреннем рынке;

  • создание контроля, включающего подачу предварительной информации и заканчивающегося выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, что обеспечивает его непрерывность во времени и пространстве [5].

Показателями, характеризующими выполнение поставленных задач, могут выступать индикаторы, представленные на рисунке 3.



Рис. 3 - Показатели эффективности таможенного контроля после выпуска товаров

Сам предпроверочный анализ налоговых органов, идентичен аналитической работе таможенных органов и представляет комплекс мероприятий, направленных на сбор, изучение и анализ информации, целями которых является установление налоговых рисков и формирование всевозможных нарушений налогового характера налогоплательщика. Его целью является принятие решение о целесообразности или нецелесообразности назначения налоговой проверки, направления и условий ее проведения. Для проведения выездных налоговых проверок выбор объекта невозможен без многостороннего анализа информации, которая может поступать в налоговые органы, в том числе, из других государственных органов РФ, банков, иностранных налоговых органов.


2.2. Проблемы таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств


Рост международной торговли и высокий уровень конкуренции в коммерческой деятельности потребовали от таможенных служб перехода от глобального таможенного контроля к выборочному [6]. Продолжается активная работа по дальнейшему развитию системы управления рисками на основе обеспечения контроля за качеством и полнотой применения мер по минимизации рисков, совершенствования нормативной правовой базы, модернизации специальных программных средств, обеспечивающих функционирование процесса управления рисками в таможенных органах. Перед таможенными органами стоят важные проблемы с одной стороны содействовать торговле, а с другой обеспечить качественный контроль и основная нагрузка этого контроля переносится с этапа декларирования товаров на этап после выпуска товаров [4]. Это позволяет минимизировать риски, непосредственно влияющие на полноту взимания платежей в федеральный бюджет.

Степень развития и реализации системы таможенного контроля в общем, и таможенного контроля после выпуска в частности определяется при помощи ряда индикаторов заложенных в контрольные показатели эффективности деятельности таможенных органов (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты проверочных мероприятий за период 2016-2018 гг.

Показатели

2016

2017

2018

2017/2016

2018/2017

Проведено проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей

7678

4125

3725

-46,3%

-9,6%

Взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов млрд рублей

3,8

4,3

6,8

+13,0%

+58,8%

Средняя сумма взысканных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну таможенную проверку млн.руб

0,8

1,0

1,4

+31,0%

+36,0%

Средняя сумма взысканных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну штатную единицу млн.руб

4,4

5,0

7,9

+14,0%

+56,0%

Возбуждённо дел об административных правонарушениях и уголовных дел

3723

4180

5527

+12,3%

+32,2%

Результативность таможенных проверок, %

43

87

87

+102,3%

0




За анализируемый период наблюдается одновременный рост эффективности таможенного контроля после выпуска товаров, как по обеспечению поступления в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств, так и количеству результативных проверок на фоне снижения общего количества проведенных проверочных мероприятий. Количество таможенных проверок снижено на 9,6% при росте их результативности до 87%.

Рост эффективности таможенного контроля объясняется применением комплексного субъектно-ориентированного подхода с использованием системы управления рисками. Функционирование данной системы предусматривает развитие взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими и правоохранительными органами, так совместно с налоговыми органами проведено 24% всех таможенных проверок (в 2017 году проведено 897 проверочных мероприятий). Выработаны предложения по закреплению основ единого механизма таможенного и налогового администрирования, совершенствованию системы прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента передачи потребителю посредством интеграции информационных систем таможенных и налоговых органов [5].

Но, несмотря на рост результативности проведения проверочных мероприятий в рамках таможенного контроля после выпуска товаров и в целом роста эффективности таможенного контроля, в практики деятельности должностных лиц существует ряд системных проблем в реализации данной функции таможенных органов. Основываясь на аналитических данных таможенных органов и научной литературе, посвященной вопросам реализации таможенного контроля, можно выделить основные проблемы реализации данной функции актуальные в настоящее время (рис. 4).



Рисунок 4 - Основные проблемы таможенного контроля

На сегодняшний день, существует проблема ввоза санкционных товаров в Россию через другие страны ЕАЭС. Они свободно проникают в РФ по причине того, что единая таможенная территория ЕАЭС подразумевает довольно прозрачные внутренние границы. Деятельность таможенных органов, направленная на предотвращение незаконного ввоза и оборота на территории Российской Федерации санкционных товаров, в целях реализации мер государственной политики и защиты экономической безопасности страны находится на этапе становления, следовательно, осуществляется не в совершенной мере и имеет ряд проблем. В первую очередь, для осуществления эффективного контроля основной проблемой для таможенных органов является недостаточное оснащение людскими, техническими и прочими ресурсами. Для борьбы с ввозом санкционной продукции были разработаны специальные мобильные группы. На сегодняшний день, на территории РФ функционирует 35 мобильных групп, которых недостаточно для осуществления эффективной работы.


Сопряжение налогового и таможенного законодательства по срокам проведения аналитической работы и предпроверочного анализа, а также прямое взаимодействие таможенных органов с банками, кредитными и другими организациями повысят результативность работы ведомств и сделают их равноправными в осуществлении фискальной функции.

Проблема выбора таможенным органом объекта контроля после выпуска товаров обострится не только из-за отсутствия методик выбора объектов контроля, но и из-за переноса этапа контроля декларирования товаров в центры электронного декларирования, создание которых планируется в каждом субъекте Российской Федерации [3].

Необходимо сказать, что особое место среди этих форм взаимодействия занимает информационный обмен между Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой, который осуществляется исключительно на безвозмездной основе [1].

При этом еще одной существенной проблемой взаимодействия ФТС РФ и ФНС РФ является отсутствие в системе межведомственного взаимодействия информационной базы данных (далее –ИБД), которая даст возможность быстрого взаимообмена документами и сведениями, а также поспособствует оперативному получению информации, касающейся уплаты таможенных пошлин и налогов в бюджет РФ. Наличие множества субъективных факторов при принятии решений должностными лицами таможенных органов в области таможенного контроля после выпуска товаров, а также отсутствие у таможенных и налоговых органов единого информационного ресурса усложняет их взаимодействие.

Таким образом, проанализировав вышесказанное можно сделать вывод что таможенный контроль важный компонент в системе управления государством выполняющий множество важных функций, и как любой компонент имеет свои проблемы и недостатки, которые надо решать и совершенствовать, что и делается в рамках принятой «Стратегия развития таможенной службы России до 2020 года», где запланирован ряд мероприятий

направленных на решение рассмотренных выше проблем, на совершенствование системы таможенного контроля и как следствие более тщательного контроля за работой системы.

Анализ деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров показал, что в 2017 г. количество проведенных таможенных проверок сократилось на 978 проверочных мероприятий (или на 20,8 %) по сравнению с 2015 г., что свидетельствует о снижении контрольной нагрузки