ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 1163
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Болезни уха • 45
ких детей. Эти методы можно использовать лишь у детей 4—5-летнего возраста и старше.
Объективная регистрация проходимости слуховых труб возможна с помо
щью ушной манометрии.
В наружный слуховой проход герметически вводят резиновый колпачок- пробку, в центре которой помещается тонкая стеклянная трубка с делениями.
В трубке имеется окрашенная капля спирта, которая приходит в движение при удачном продувании.
В последние годы этот метод значительно развивался. Появились новые разработки, позволяющие получить точные качественные и количественные показатели проходимости слуховой трубы и величины давления в барабанной полости.
Пневмофонометрия основана на определении давления в герметически за
крытом наружном слуховом проходе в момент, когда ребенок воспринимает звук лучшего всего. Для этого аудиометр комбинируется с компрессором, по
зволяющим менять параметры звука и давления. Обтурировать наружный слу
ховой проход можно воронкой Зигле, тогда создается возможность определить положение барабанной перепонки.
Пневмотубометрия используется для исследования проходимости слуховой трубы. В ее глоточное устье вводят катетер, через компрессор подают воздух; давление, необходимое для открытия трубы, определяется водным манометром.
Звуковая манометрия является модификацией предыдущего исследования, когда одновременно с поступлением воздуха в слуховую трубу через катетер подается и звук. С помощью плетизмографа одновременно измеряют давле
ние во время открытия трубы и уровень звукового давления в наружном слу
ховом проходе.
Контрастная рентгенография применяется в диагностически сложных ситу
ациях. Контрастное вещество вводят ретроградно через глоточное устье слухо
вой трубы через катетер или через барабанную полость при перфорации бара
банной перепонки. На основании оценки полученных данных часто определяют показания или способ тимпанопластики.
Более сложным, но зато вполне объективным методом определения прохо
димости слуховой трубы у ребенка являются исследование акустического им
педанса среднего уха и особенно тимпанометрия, результаты которой достаточ
но постоянны уже с первых месяцев жизни. Конечно, и в этом случае требуется участие матери в процедуре исследования, которое проводят у ребенка в со
стоянии естественного сна, в промежутках между кормлениями, с подбором специальных ушных вкладышей и т.д.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ
Методы исследования слуха у детей старшего возраста. У старших детей для исследования слуха используются те же методы, что и у взрослых. Начиная с
4-5-летнего возраста ребенок хорошо понимает, чего от него хотят, и дает обычно достоверные ответы. Однако и в этом случае необходимо учитывать некоторые особенности детского возраста.
46 • ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ • Глава 2
Хотя исследование слуха с помощью шепотной и разговорной речи весьма просто, следует соблюдать правила его проведения, чтобы получить правиль
ное суждение о слуховой функции ребенка. Знание этого метода для педиатра особенно важно, поскольку это исследование он может провести самостоя
тельно, а выявление снижения слуха становится основанием для направления ребенка к специалисту. Кроме того, следует учитывать и ряд психологических особенностей ребенка.
Прежде всего очень важно, чтобы между врачом и ребенком возникло дове
рие, так как иначе ребенок просто не станет отвечать на вопросы. Лучше при
дать диалогу характер игры с вовлечением в нее кого-либо из родителей. Сна
чала можно заинтересовать ребенка, например, таким вопросом: «Интересно, услышишь ли ты то, что я сейчас скажу очень тихим голосом». Обычно дети искренне радуются, если могут повторить слово и охотно вовлекаются в про
цесс исследования. Наоборот, они огорчаются или замыкаются в себе, если не слышат слова с первого раза.
У детей нужно начинать исследование с близкого расстояния, затем его увеличивая. Второе ухо обычно заглушается для исключения переслушивания.
У взрослых для этой цели применяют специальную трещотку. У детей трещот
ка обычно вызывает испуг, поэтому заглушение вызывается надавливанием на козелок с его поглаживанием, что лучше делать родителям. Предлагаемые для повторения слова не должны быть произвольными, так как в норме при пре
обладании высоких фонем они слышны лучше и с более дальнего расстояния.
Лучше пользоваться специальными таблицами, в которых слова сгруппированы по признаку тональности и подобраны с учетом интересов и интеллекта ребенка.
Острота слуха определяется расстоянием, с которого эти слова воспринима
ются уверенно (высокие тоны — с
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 63
20 м шепотной речи, низкие — с 6 м). Слова произносят за счет резервного воздуха (остающегося в легких после обычного выдоха), чтобы обеспечить приблизительно одинаковую интенсивность звука.
Исследование слуха с помощью шепотной и разговорной речи с использо
ванием таблиц, составленных из слов с преимущественно низкими и высоки
ми тонами, дает врачу некоторые возможности для дифференциальной диаг
ностики поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов.
Исследование слуха с помощью камертонов. Камертоны были изобретены в начале XVIII столетия как музыкальные инструменты. Они представляют со
бой источник чистого низкого или высокого тона. Классический набор ка
мертонов дает возможность исследовать слух по тоншкале от 125 до 8000 Гц.
Однако для практических целей вполне достаточно иметь два камертона: низ
кочастотный (С
128
) и высокочастотный (С
2048
).
Низкочастотным камертоном исследуют слух, анализируя проведение звука как через слуховой проход (воздушная проводимость), так и через кость, уста
навливая камертон на сосцевидный отросток (костная проводимость).
Высокочастотный камертон используют только для определения слуха при воздушном проведении звука. Это связано с тем, что в норме воздушная прово
димость в 2 раза превышает костную, а высокочастотные звуковые волны с малой амплитудой при исследовании легко огибают голову ребенка, попадая в другое ухо (переслушивание вторым ухом). В связи с этим исследование слуха через кость высокочастотным камертоном может дать ложноположительный результат.
Болезни уха • 47
Камертон приводят в движение легким ударом о бранши. Длительность зву
чания указана в паспорте камертона. При исследовании обе бранши камерто
на находятся в плоскости ушной раковины. Для исключения адаптации время от времени его отводят и вновь приближают к уху.
Снижение длительности восприятия звучания низкочастотного камертона свидетельствует о нарушении звукопроведения, высокочастотного — звуко- восприятия. Это уже довольно важный вывод, который может сделать врач.
Однако использование камертона С
128
для определения слуха путем иссле
дования воздушного и костного проведения звука значительно расширяет воз
можности дифференциальной диагностики.
Чтобы лучше разобраться в сложных взаимоотношениях воздушного и кос
тного проведения звука, следует иметь в виду следующее. Если ребенок плохо слышит звук при воздушном проведении, это может быть обусловлено двумя причинами. Первая — заболевание, нарушающее проведение звука (серная пробка, перфорация барабанной перепонки, разрыв цепи слуховых косточек и др.). Вторая — поражение рецепторных клеток при сохранении звукопроводя
щего аппарата и хорошем проведении звука.
Таким образом, снижение воздушного проведения может свидетельствовать о поражении как звукопроводящего, так и звуковоспринимающего аппарата.
Ухудшение костного проведения может быть связано только с поражением звуковоспринимающего аппарата. Таким образом, величина костного прове
дения характеризует состояние рецеп- торной функции.
Этим легко объясняется опыт Рин-
не, при котором сравнивают воздушное и костное проведение (рис. 2.24, 2.25).
В норме ребенок слышит через воз
дух примерно в 2 раза лучше, чем че
рез кость, например через воздух 40 с, а через кость 20 с. Это называют по
ложительным опытом Ринне.
Уменьшение времени восприятия через воздух (например, на 30 с) при сохранении (или даже некотором удли
нении) его восприятия через кость свидетельствует о поражении звуко
проводящего аппарата (опыт Ринне становится отрицательным).
Одновременное уменьшение време
ни костного и воздушного проведения свидетельствует о поражении звуко
воспринимающего аппарата (опыт
Ринне остается положительным).
При проведении опыта Швабаха
(рис. 2.26) сравнивают костное про
ведение у ребенка и у врача (естествен
но, если у врача нормальный слух).
Рис. 2.24. Определение длительности воз
душного проведения.
4 8
ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ • Глава 2
Рис. 2.25. Определение дли
тельности костного проведения.
«Укороченный Швабах» свидетельствует о поражении звуковоспринимающе
го аппарата.
Опыт Вебера — определение латерализации звука. Камертон устанавливают на темя. Если тугоухость связана с поражением звукопроводящего аппарата, звук будет лучше восприниматься больным ухом; если нарушено звуковоспри- ятие, то литерализация происходит в сторону здорового уха.
Опыт Желле применяют для опре
деления подвижности стремени в окне преддверия. Ножку камертона уста
навливают на сосцевидный отросток.
Во время исследования в наружном слуховом проходе с помощью резино
вого баллона сгущают и разрежают воздух. Изменение восприятия звука свидетельствует о сохранении подвиж
ности стремени.
Эти опыты легко доступны педиат
ру и могут дать принципиально важ
ные для дальнейшей судьбы ребенка сведения о состоянии его слуха и ха
рактере заболевания уха.
Тональная пороговая аудиометрия является основным методом исследо
вания слуха у взрослых. У детей ее использование возможно примерно с
5-летнего возраста.
Смысл аудиометрии заключается в определении порогов восприятия, т.е. минимального по интенсивности зву
ка, который воспринимает больной.
Эти исследования можно провес™, используя весь слышимый спектр ча-
Рис. 2.26. Исследование слуха с помощью камертонов. Опыт Швабаха.
Болезни уха • 49
стот звука, обычно от 125 до 8000 Гц. Таким образом по ответам обследуемого получают полную количественную (в децибелах) и качественную (в герцах) характеристику потери слуха для каждого уха в отдельности. Эти данные реги
стрируются графически в виде аудиограммы (рис. 2.27).
Исследование лучше проводить в звукозаглушенной камере или тихом поме
щении с помощью специальных приборов — аудиометров (рис. 2.28). В зависи
мости от целей (практические, научно-исследовательские) аудиометры бывают разной сложности. Для решения прикладных задач вполне достаточно иссле
дования с помощью скрининговых, поликлинических и клинических аудио
метров. Определяют как костное, так и воздушное проведение.
Важно точно соблюдать правила и методику исследования, особенно у де
тей. Конечно, у детей исследование значительно сложнее, чем у взрослых, и имеет свою специфику.
Рис. 2.27. Разные типы аудиограмм.
а - нормальная; б - при поражении звукопроводящего аппарата; в - при смешанной туго
ухости; г - при поражении звуковоспринимающего аппарата.
50 «• ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ о Глава 2
Рис. 2.28. Аудиометр.
Неплохо, если ребенок, помещаемый в звукоизолированную камеру (не
удачный, но, к сожалению, общепринятый термин), ведет себя спокойно.
Однако это бывает далеко не всегда, часто помещение в камеру сопровожда
ется испугом. Лучше поместить туда ребенка вместе с кем-либо из родителей или с помощником. Комната для исследования слуха должна иметь домашний вид, картинки, игрушки. Иногда рекомендуется проводить исследование слу
ха одновременно нескольким детям, это их успокаивает.
Лучше проводить аудиометрию в утренние часы, вскоре после завтрака; процедура начинается, как правило, с определения слуха в лучше слышащем ухе, но у капризных детей с тяжелой тугоухостью иногда приходится сначала
исследовать хуже слышащее ухо.
Взрослым исследование слуховой функции начинают с малых подпорого- вых звуков, детям лучше сразу давать интенсивный тон, а затем постепенно его уменьшать до пороговых значений — так они лучше понимают задачу исследования.
Порог восприятия звука при воздушном проведении определяется путем подачи звука через наушники, при исследовании костного проведения на об
ласть сосцевидного отростка устанавливают специальный вибратор. Точное определение костного проведения усложняется тем, что звук, проходящий через кости черепа, достигает обоих лабиринтов. Кроме того, часть звуков, есте
ственно, попадает и в наружный слуховой проход.
При большой разнице остроты слуха возможно переслушивание ухом, слы
шащим лучше, и врач получает ложные данные. Для исключения этого заглу
шают лучше слышащее ухо, как бы маскируют его специально подаваемым интенсивным шумом. Это нужно делать обязательно, чтобы исключить серь
езные диагностические ошибки, искажающие общую картину слуха у ребенка.
Данные тональной аудиометрии регистрируют на аудиограмме общеприня
тыми символами: правое ухо («о-о-о»), левое ухо («х-х-х»), воздушная прово
димость обозначается сплошной линией, костная — пунктиром.
Помимо тональной аудиометрии, в детском возрасте при необходимости можно использовать и надпороговую, речевую и ультразвуковую аудиометрию.
При тональной аудиометрии определяется самый слабый звук, который обследуемый начинает слышать. Если постепенно и дальше усиливать звук,