Файл: Учебник для вузов москва гэотармвд.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1166

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Болезни уха • 51
большинство больных будут отмечать такое же постепенное усиление вос­
приятия.
Однако у некоторых тугоухих при определенном уровне интенсивности звука внезапно наступает ощущение резкого усиления громкости звука. Так, туго­
ухий часто переспрашивает фразы, но вдруг при небольшом усилении голоса собеседника говорит: «Не нужно так кричать, я и так все слышу». Это явление обозначается как феномен ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). ФУНГ определяется у больных с локальным поражением волоскового аппарата улит­
ки. ФУНГ имеет большое диагностическое значение, особенно его следует учитывать при подборе слуховых аппаратов.
Современные аудиометры обычно оснащены всем необходимым для прове­
дения таких тестов.
Речевая аудиометрия является усовершенствованным методом исследова­
ния с помощью шепота и разговорной речи.
Восприятие речи занимает одно из основных мест в интеллектуальном раз­
витии ребенка. Речевая аудиометрия нашла широкое применение как прогно­
стическая методика в работе сурдопедагога, при слухоулучшающих операци­
ях, подборе слуховых аппаратов, реэдукации и т.д.
Через наушники или установленные в помещении динамики (свободное зву­
ковое поле) с магнитофонной ленты передают отдельные слова или фразы (на магнитофонной ленте записаны речевые таблицы, включающие ряды слов или фраз, подобранных из однородных в акустическом отношении звуков). Ребенок повторяет в микрофон передаваемый ему текст, а врач регистрирует ответы.
Обычно определяют порог обнаружения звука (в децибелах) и порог на­
чальной разборчивости речи (20% слов в норме при интенсивности 25 дБ;
100% слов обычно разбирают при 45 дБ).
Следует отметить, что для исследования слуха у тугоухих и глухих детей эти таблицы не всегда применимы, поскольку словарный запас у таких детей зна­
чительно беднее. Для них существуют специально подобранный словарь и фразовый материал, доступный для понимания тугоухим ребенком.
Преимущества речевой аудиометрии перед обычным исследованием с по­
мощью шепотной и разговорной речи: текст и дикция исследователя постоян­
ны; громкость подаваемой речи можно регулировать; потерю слуха можно определить не в метрах, а в децибелах.
В некоторых случаях при обследовании детей старше 6—7 лет можно ис­
пользовать и ультразвуковую аудиометрию. Исследования отечественных уче­
ных показали, что ухо воспринимает звук не только в диапазоне «слышимого» спектра до 8000 кГц, но и значительно выше, хотя только через кость.
Сохранение такого резерва улитки, который не обнаруживается на обычной аудиограмме, свидетельствует о некоторых перспективах для слухопротезиро­
вания, а также слухоулучшающих операций (отосклероз).
Для большинства детей верхней границей слышимости является не 200 кГц, как у взрослых, а лишь 150 кГц. У детей возможно исследование звука в сво­
бодном звуковом поле (рис. 2.29).
Методы исследования слуха у новорожденных, детей грудного и раннего возра­
ста. Исследование слуховой функции у детей старшего возраста основано на субъективном восприятии звуков или речи и относится к психофизическим


5 2 •
ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ • Глава 2
Рис. 2.29. Исследование слу­
ха в свободном звуковом поле. методам. В то же время исключительно важно определение состояния слуха у детей до 3 лет, поскольку от него зависят развитие речевой функции, своевре­
менное лечение, обучение или протезирование слуховыми аппаратами. По существу от правильного диагноза может зависеть судьба ребенка — будет он глухонемым или приобретет речевые навыки, несмотря на тугоухость или глу­
хоту. Однако у детей установить степень и характер потери слуха гораздо труд­
нее, чем у взрослых, так как субъективные методы у детей неприменимы.
В связи с этим все методы исследования слуха у детей в возрасте до 3 лет должны быть основаны на объективно регистрируемых ответах. Эти методы можно разделить на 3 основные группы, в каждую из которых входят методи­
ки основанные на изучении различных видов объективных реакций на звуко­
вую стимуляцию: методы, основанные на изучении безусловных рефлексов; методы исследования условнорефлекторных ответов; объективные методы ре­
гистрации сопротивления тканей уха и электрических биопотенциалов.
Методы, основанные на изучении безусловных рефлексов. Эти методы довольно просты, но, к сожалению, весьма неточны. Определение слуха основано на наблю­
дении безусловнорефлекторных реакций на звуковое раздражение. По этим реак­
циям (учащение сердцебиения, пульса, увеличение числа дыхательных движений, двигательные и вегетативные ответы) косвенно судят, слышит ребенок или нет.
Плод примерно с 20-й недели гестации реагирует на звуки, при этом изме­
няется ритм сердечных сокращений. Весьма интересны данные, свидетель­
ствующие о том, что плод лучше слышит звуки с частотой речевой зоны. На этом основании делается вывод о возможной реакции на речь матери и начале психоэмоционального развития ребенка еще в гестационном периоде.
Эти методы применяются у новорожденных и детей грудного возраста. Слы­
шащий ребенок реагирует на звук сразу же после рождения. Для исследования применяют различные источники звука: звучащие игрушки, предварительно калиброванные шумомером, трещотки, музыкальные инструменты, а также про­
стые приборы — звукореактометры. Интенсивность звука при этом различна.
Чем старше ребенок, тем меньшая интенсивность звука необходима для вы­
явления реакции. Так, в возрасте 3 мес ее вызывает звук интенсивностью 75 дБ, в 6 мес — 60 дБ, в 9 мес для появления реакции у слышащего ребенка уже достаточно звука 40—45 дБ.
Очень важны как правильное проведение, так и адекватная трактовка ре­
зультатов методики: исследование нужно проводить за 1—2 ч до кормления, затем реакция на звуки понижается.


Болезни уха • 53
Двигательная реакция может быть ложной, т.е. ребенок реагирует не на звуки, а на приближение врача или движения его рук, поэтому каждый раз следует делать некоторые паузы. Для исключения ложноположительных реак­
ций достоверным можно считать 2—3-кратный одинаковый ответ. От многих ошибок при определении безусловной реакции избавляет использование спе­
циально оборудованной для исследования слуха детской кроватки.
Наиболее распространенные и изученные виды безусловных ответов: кохлео-
пальпебральный рефлекс (мигание в ответ на звуки), кохлеопупиллярный рефлекс
(изменение ширины зрачка), двигательные ориентировочные рефлексы, на­
рушение ритма с о с а н и я .
Некоторые реакции можно объективно зарегистрировать, например изме­
нение тонуса сосудов (плетизмография), ритм сердечных сокращений (ЭКГ).
П о л о ж и т е л ь н ы е с т о р о н ы э т о й г р у п п ы м е т о д о в : простота и доступность в любых условиях, позволяющие широко использовать такие методы в практике неонатолога и педиатра.
Н е д о с т а т к и м е т о д о в , о с н о в а н н ы х н а и з у ч е н и и б е з у с ­
л о в н ы х р е ф л е к с о в : необходима довольно высокая интенсивность звука и точное соблюдение правил исследования для исключения ложноположи­
тельных ответов, главным образом при односторонней тугоухости; можно вы­
яснить лишь один вопрос: слышит ли ребенок, без определения степени и характера тугоухости (хотя и это исключительно важно). С помощью этой методики можно попытаться определить и способность к локализации источ­
ника звука, которая в норме развивается у детей уже с 3—4 мес.
Безусловнорефлекторные методы можно широко применять с целью скри- нинговой диагностики, особенно в группах риска. По возможности всем но­
ворожденным и грудным детям в родильном доме желательно проведение по­
добных исследований и консультаций, но они обязательны в так называемых группах риска по тугоухости и глухоте.
Критерии включения детей в группы риска по тугоухости и глухоте'.
- неблагоприятные факторы, влияющие на слуховую функцию плода в ге- стационном периоде (врожденная тугоухость и глухота): токсикоз, угроза вы­
кидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, нефропа- тия, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп), лечение ототоксическими препаратами;
- патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные с на­
ложением щипцов, наркоз, частичная отслойка плаценты и т.д.;
- патология раннего неонатального периода: гипербилирубинемия, связан­
ная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожден­
ные пороки развития и т.д.;
- перенесенные в грудном и раннем детском возрасте сепсис, лихорадоч­
ное состояние после рождения, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, грипп), менингоэнцефалит, осложнения после прививок, вос­
палительные болезни уха, черепно-мозговая травма, лечение ототоксически­
ми препаратами и т.д.;
- отягощенная наследственность (по глухоте).
Выявление факторов риска играет чрезвычайно важную роль в ранней ди­
агностике тугоухости, а следовательно, начале лечения или сурдообучения.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   63

54 • ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ • Глава 2
Тугоухость и глухота встречаются в среднем у 0,3% новорожденных, а в груп­
пах риска этот показатель почти в 5 раз выше.
Расспрос матери имеет большое значение для первоначального суждения о состоянии слуха у ребенка с подозрением на наследственную тугоухость и глухоту.
При опросе родителей ребенка в возрасте до 4 мес необходимо выяснить, пробуждают ли спящего ребенка неожиданные громкие звуки, вздрагивает ли он или плачет. Для этого возраста характерен рефлекс Моро, который прояв­
ляется разведением и сведением рук (обхватывание) и вытягиванием ног при сильном звуковом раздражении.
Для ориентировочного выявления нарушений слуха используют врожден­
ный сосательный рефлекс. Сосание имеет определенный ритм (так же как и глотание). Изменение этого ритма при звуковом воздействии обычно улавли­
вается матерью и свидетельствует о том, что ребенок слышит.
Конечно, все эти ориентировочные рефлексы чаще определяются родите­
лями. Следует учитывать, что эти рефлексы быстро угасают: при частом по­
вторении рефлекс может перестать воспроизводиться; ребенок в возрасте от
4 до 7 мес обычно делает попытки поворачиваться к источнику звука, т.е. уже определяет его локализацию, в 7 мес он дифференцирует определенные звуки, реагирует на них, даже если не видит источника звуков, к 12 мес начинаются попытки речевых ответов («гуление»).
Актуальность и необходимость использования данных методик обусловле­
ны тем, что в 80% случаев нарушения слуха возникают на 1—2-м году жизни.
Запоздалая диагностика тугоухости приводит к несвоевременному началу лечения, а следовательно, к поздней реабилитации, задержке формирования речи у ребенка.
Современная концепция сурдопедагогической работы и слухопротезирова­
ния основана также на более раннем начале обучения. Оптимальным считает­
ся возраст 1—1,5 года, и если в это время диагноз не поставлен, что, к сожале­
нию, происходит в каждом 3-м случае нарушения слуха, научить ребенка речи уже гораздо труднее и у него больше шансов стать глухонемым.
В этой многогранной проблеме один из самых важных вопросов — ранняя диагностика тугоухости находится в сфере деятельности педиатра и оторино­
ларинголога. До последнего времени эта задача оставалась почти не решае­
мой. Как мы уже отмечали, основная сложность заключается в необходимости объективного исследования,