Файл: Лекция 1 Коррупция как социальнополитическое явление. Формы проявления и виды коррупции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 882

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


15. Румянцева, Е. Е.  Противодействие коррупции : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румhttps://base.garant.ru/70826154/янцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00252-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434118

Дополнительная литература

1. Кузнецова П.Ю. Участие институтов гражданского общества в общественном антикоррупционном контроле (Российский опыт) // Технологос. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-institutov-grazhdanskogo-obschestva-v-obschestvennom-antikorruptsionnom-kontrole-rossiyskiy-opyt (дата обращения: 14.01.2021)

2. Коннова П.И. Принципы противодействия коррупции: понятие, характеристика // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-protivodeystviya-korruptsii-ponyatie-harakteristika (дата обращения: 17.01.20221).

3. Хорев А.И., Григорьева В.В., Струков Г.Н., Макринова Е.И. Формирование антикоррупдионного поведения в высших учебных заведениях как компонент обеспечения экономической безопасности страны // ТППП АПК. 2017. №6 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-antikorrupdionnogo-povedeniya-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah-kak-komponent-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 14.01.2021).

4. Шаламова А.Н., Нарышкин П.А. Роль общественного контроля и его институтов в механизме противодействия коррупции // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. №4 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obschestvennogo-kontrolya-i-ego-institutov-v-mehanizme-protivodeystviya-korruptsii (дата обращения: 18.01.2022).

Интернет-ресурсы

1. Университетская электронная библиотека In Folio - http://infolio.asf.ru/index.asp

2. Библиотека гуманитарных наук – http://www.gumer.info/

3. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» - http://e.lanbook.com

4. Электронно-библиотечная система "ЭБС IPRBooks" –http://www.iprbookshop.ru

5. Гарант платформа F1 7.08.0.163 -информационно-справочная система, адрес доступа: http://www.garant.ru/. доступ неограниченный

6. Консультант Плюс - информационно-справочная система, адрес доступа: http://www.consultant.ru. доступ неограниченный
Лекция 3


Тема №3. Антикоррупционное законодательство в РФ: история и современное состояние.

Время: 2 часа

Учебная цель: ознакомить обучающихся с понятием и системой антикоррупционного законодательства, основными функциями государственных органов в сфере противодействия коррупции.

Основные понятия: базовый закон о противодействии коррупции, национальная стратегия противодействия коррупции, план противодействия коррупции.

Вопросы:

1. Понятие и система антикоррупционного законодательства.

2. Национальная стратегия противодействия коррупции. «Национальная стратегия противодействия коррупции» (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460). Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции.

3.Основные функции государственных органов в сфере противодействия коррупции. Базовые подходы к построению антикоррупционных государственных органов. Антикоррупционная экспертиза.

Ход проведения

1. Понятие и система антикоррупционного законодательства.

Законодательство в сфере противодействия коррупции можно определить как систему нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), а также по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Законодательство в сфере противодействия коррупции как система имеет в соответствии с общими закономерностями функционирования систем свое системное ядро, в качестве которого выступает Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Роль этого законодательного акта также вполне соответствует роли «активного центра отрасли законодательства» по своему значению и содержательному наполнению, а система взаимосвязанных с ним нормативных правовых актов в целом отвечает закономерностям, выявленным для отрасли законодательства. Рассматривая место этого массива в системе законодательства, следует отметить некоторые ключевые нормативные правовые акты следующих уровней: международный, федеральный, региональный, местный, локальный.



В систему антикоррупционного законодательства практически ежегодно вносятся поправки, направленные на совершенствование антикоррупционных механизмов. Параллельно идет процесс совершенствования законов, регулирующих статус должностных лиц, институтов ответственности, поскольку противодействие коррупции – институт комплексный, представленный нормами административного, уголовного, служебного права. Вместе с тем, в ходе эволюции системы антикоррупционного законодательства, ужесточения его норм, возникали и серьезные проблемы применения.

Государственная антикоррупционная политика — разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства в рамках принятых основ конституционного строя с целью устранения (минимизации) причин и условий порождающих и питающих коррупции в разных сферах жизни. В соответствии с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 №1300, коррупция отнесена к угрозам национальной безопасности.

Нормы международного права. 1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 года. http://docs.cntd.ru/document/901914053

2. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях (утверждена Резолюцией 51/19 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 г.) http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bribery.shtml

3. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принята Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21 ноября 1997 года Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 февраля 2012 года http://docs.cntd.ru/document/902325838

4. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 г. постановлением No 22-15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) http://docs.cntd.ru/document/901898823

Федеральное законодательство. Базовым в антикоррупционном пакете документов является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». ФЗ «О противодействии коррупции» был призван: а) определить основные направления государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией; б) установить сферу применения антикоррупционной политики; в) сформулировать и зафиксировать социальные ожидания в антикоррупционной деятельности. Федеральным законом № 273-ФЗ в качестве одной из мер по профилактике коррупции предусмотрена антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов (пункт 2 статьи 6). Для реализации названной меры принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данным Федеральным законом регламентируются правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а
также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции».

Федеральное законодательство, содержащее антикоррупционные нормы, представлено довольно широко.

Стоит выделить следующие блоки нормативных правовых актов: 1. Нормативные правовые акты, устанавливающие различные виды ответственности за коррупционные деяния, такие как Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (в части установления гражданско-правовой ответственности за злоупотребления должностными полномочиями). Сюда же стоит отнести и федеральные законы, направленные на борьбу с легализацией, отмыванием денежных средств, которые используются в коррупционных схемах, то есть, Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральные законы от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»; от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», от 07.05.2013 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 07.05.2013 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
; 2. Нормативные правовые акты, представленные в основном Указами Президента Российской Федерации, о создании специальных государственных органов, основной целью которых является именно борьба с коррупцией, в дополнение к деятельности правоохранительных органов: Указ Президента РФ от 03.12.2013 № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 25.02.2011 № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 № 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета». 3. Нормативные правовые акты программного характера, формирующие основные направления борьбы с коррупцией, ее цели, задачи, этапы и т.п. Это в первую очередь Национальные планы противодействия коррупции на различные периоды времени, в настоящее время, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы. Необходимо отметить и Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции», Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции», Указ Президента РФ от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» и т. д. 4. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов государственной власти, такие как Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и т. д. Основным нормативным блоком является именно группа Указов Президента, формирующая антикоррупционную политику государства. Федеральное антикоррупционное законодательство реализуется и через ведомственные нормативные акты, акты органов исполнительной власти, посредством которых определяется специфика антикоррупционной деятельности внутри отдельных министерств и ведомств.