ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.

, то злоупотребление правом всегда внешне опирается на субъективное право и формально до определенного момента (момента начала нарушения прав других лиц) не противоречит объективному праву. Если у лица нет субъективных прав, злоупотребить правом оно не может. Совершить же правонарушение оно может и при отсутствии субъективного права [24, с 8]. В этом заключается основное отличие злоупотребления правом от правонарушения, в связи с которым отождествление рассматриваемых явлений даже в порядке исключения из общего правила, сделанного с оговорками, представляется необоснованным и нецелесообразным.

Примеры злоупотребления правом и особенности правовых последствий.

Как злоупотребление правом может быть расценено и совершение ничтожной сделки, и включение в договор заведомо неправомерных условий. Так, одна сторона включает в договор заведомо ничтожное условие, а затем ссылается на его недействительность, чтобы освободить себя от обязательств.

Например, десять лет назад КС РФ подтвердил, что деятельность государственных органов не может быть предметом частноправового регулирования, и что достижение конкретного результата может входить в предмет договора оказания услуг. То есть плата по договору оказания услуг юриста производится за исполнение обязанностей юриста, а не за судебное решение того или иного содержания (постановление КС РФ от 23.01.07 № 1-П). Клиент настаивает на включении в договор условия о «гонораре успеха», т. е. оплате по договору в зависимости от содержания решения, а потом предъявляет претензию относительно того, что условие ничтожное и выполнять его он не будет.

Законодательством РФ предусмотрены следующие последствия злоупотребления правом:

1) признание недействительности последствий злоупотребления правом (признание недействительности сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности) (ст. 169 ГК РФ);

2) прекращение возможностей использования права без его лишения. (ст. 73 ЖК РФ ограничивает возможность использования права на обмен жилого помещения, если он носит корыстный характер - В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЭТОГО УЖЕ НЕТ, ОСТАВИЛА ДЛЯ ПРИМЕРА)

3) полный или частичный отказ в принудительной государственной защите принадлежащего субъективного права (п.2 ст.10 ГК РФ).

Объективно противоправное деяние: понятие, особенности, правовые последствия. Особенности правового регулирования объективно противоправных деяний в современной России.


Объективно-противоправное деяние – деяние, при котором лицо, нарушая нормы права, наносит ущерб, однако иные элементы состава правонарушения – субъект или субъективная сторона – отсутствуют.

Это действие, нарушающее нормы права, но не наносящее при этом вреда. Сюда относятся противоправное деяние недееспособного лица и безвиновное действие. Подобные варианты поведения зачастую отождествляются с правонарушениями. Однако они таковыми не являются, ибо здесь отсутствует важный признак правонарушения, один из элементов его состава – общественная вредность (дееспособность субъекта, его вина).

. Не будучи правонарушением, оно не влечет за собой и мер юридической ответственности. Основным видом государственного принуждения, применяемым за совершение объективно противоправного деяния, служат меры защиты, средства правового воздействия, применяемые в целях восстановления нарушенных прав в отношении обязанных лиц. Их назначение – прекратить нарушение правопорядка, восстановить нормальные связи и отношения. Объективно противоправное деяние невменяемого либо малолетнего влечет за собой применение принудительных мер медицинского или воспитательного характера (ст. 97 УК РФ).

В уголовном праве к таким деяниям относятся, например, действия, совершаемые подростками, невменяемыми лицами или в состоянии крайней необходимости (ст.ст. 10, 11, 14 УК РФ). Не будучи преступлениями, они не влекут за собой и мер уголовной ответственности.

Объективно противоправное деяние может быть основанием ответственности только в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом. К числу таких случаев относятся причинение вреда владельцем источника повышенной опасности; причинение вреда органами государства, в том числе органами дознания, предварительного следствия; неисполнение договорных обязательств субъектом предпринимательской деятельности и т.д. Такие деяния также являются основанием юридической ответственности, но только в сфере гражданско-правовых имущественных отношений. Они не могут быть основанием личной ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной).

Не будучи правонарушением, оно не влечет за собой и мер юридической ответственности. Основным видом мер государственного принуждения, применяемым за совершение объективно-противоправного деяния, служат меры защиты: средства правового воздействия, применяемые в целях восстановления нарушенных прав в отношении обязанных лиц, а также превентивные меры. Их назначение - прекратить нарушение правопорядка, восстановить нормальные связи и отношения. Скажем, объективнопротивоправное деяние невменяемого или малолетнего влечет за собой применение принудительных мер медицинского или воспитательного характера (ст. 97 УК РФ). .



В ряду объективно-противоправных деяний идет неисполнение обязанности (например, по договору) из-за непреодолимой силы (форс-мажор). Сюда же примыкает невиновное нанесение вреда, причинение вреда при спасении более ценного имущества (ст.ст. 454, 472 ГК РФ). Нет оснований усматривать в таких действиях признаки правонарушения. Имеет место определенное отклоняющееся от норм права поведение, вызванные такими особыми обстоятельствами, которые исключают вину конкретного субъекта права и общественную опасность его действий и в корне меняют правовую характеристику происшедшего и его юридические последствия
13. Государственное принуждение: понятие, признаки, подходы к определению содержания, дискуссия о пределах, правовое регулирование. Соотношение понятий «принуждение», «государственное принуждение», «насилие», «ответственность», «социальная ответственность», «юридическая ответственность». Пределы применения мер государственного принуждения. Доктринальные подходы к соотношению понятий «государственное принуждение» и «юридическая ответственность»; «государственное принуждение» и «правовое государство»
Государственное принуждение в России – это одновременно и правовое принуждение, поскольку его конкретные формы (виды) и меры так или иначе регламентируются правом, протекают и осуществляются в предусмотренных им процессуальных формах. Поэтому вряд ли логична дифференциация принуждения в условиях нашей страны на государственное принуждение, присущее гос-ву как политической организации власти и состоящее в фактической деятельности по обороне страны, ее защите, охране общественного порядка, и на гос. Принуждение, выраженное в праве, закрепленное им.

В условиях режима международной законности и правопорядка вооруженная защита Отечества, как и фактическая принудительная деятельность гос-ва по обеспечению правопорядка внутри страны и тд, регламентируется правом, протекает в определенных им границах.

Гос. принуждению присущи след. Черты:

  1. Гос. Принуждение всегда является специфической формой правоприменительной деятельности специально уполномоченных на то органов гос-ва, должностных лиц.

  2. Гос. принуждение представляет собой внешнее психическое и физ. Воздействие на сознание и поведение субъектов.

  3. Гос. принуждение есть воздействие в виде применения соответствующих мер.

  4. Гос. принуждение всегда заключается в реальном применении санкций норм права к конкретным субъектам правоотношению.

  5. Гос. принуждение всегда сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, влекут для него отрицательные последствия. В зависимости от свойств, применяемых мер эти правоограничения могут быть личного (лишения свободы), имущественного (штраф) или организационного характера (расформирование ученых советов по присуждению ученых степеней и званий при незаслуженном их принуждении).

  6. Фактическим основанием применения мер гос. принуждения служит совершение правонарушений, а также возникновение иных, нежелательных для общества и гос-ва правовых аномалий.

  7. Применение мер гос. принуждения осуществляется в определенной законом процессуальной форме.

  8. След. Черта гос. принуждения касается характеристики целей применения принудительных мер. Под целью применения гос. принуждения понимается тот конечный результат, который гос-во стремится достигнуть при помощи применения его мер. Основной целью гос. принуждения является упрочение режима законности и правопорядка в стране, всемерная охрана прав и законных интересов личности, общества и гос-ва.

  9. Гос. принуждение обычно осуществляется в рамках охранительных правоотношений и выражает реакцию гос-ва на неправомерное поведение участников общественных отношений, на препятствия, возникающие в процессе функционирования правовой системы. Применения принуждения вне рамок охранительных правоотношений, как правило, недопустимо.


Таким образом, гос. принуждение – это осуществляемое на основе закона органами гос-ва, должностными лицами физ., психическое, имущественное и организационное воздействие в целях защиты личных и общезначимых интересов.

По способам обеспечения правопорядка и правовым последствиям правоприменения принудительных мер выделяют след. виды (формы) гос. принуждения: предупреждение (превенция), пресечение, правовосстановление (меры защиты субъективных прав и обязанностей), юрид. Ответственность.

Соотношение понятий «принуждение», «государственное принуждение», «насилие», «ответственность», «социальная ответственность», «юридическая ответственность». Соотношение государственного принуждения и правового государства.

Ответственность — объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Ответственность человека имеет социальную природу из-за его взаимосвязи с обществом. Ответственность социальную можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом). Благодаря ей в обществе и обеспечиваются организованность и порядок. Поскольку поведение человека имеет две полярные разновидности (социально полезное и социально вредное), то и ответственность рассматривается в двух аспектах: позитивном и негативном (проспективном и ретроспективном). Среди различных видов негативной (ретроспективной) ответственности (моральная, общественная) особое место занимает юридическая ответственность как важнейшая разновидность ответственности социальной.

(Взяла из статьи Чашников, Фалькина)

Насилие это уже принуждение в силу того, что принуждение является более широкой категорией. Принуждение же, исходящее от власти на справедливых основаниях, не должно расцениваться как насилие. Справедливость – идеал жизни общества, а, следовательно, государства и права как его составных частей. Справедливость государственного принуждения обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство граждан перед законом, регламентирующим меры принудительного воздействия, и органом, осуществляющим принуждение. Понятия «принуждение» и «насилие» имеют разную смысловую нагрузку. На наш взгляд, насилие – это крайняя форма принуждения, в том числе государственного.

Важно отметить то, что на ранних этапах развития государства явления насилия и принуждения схожи в силу неразвитости правовой составляющей государственных механизмов управления. Если же говорить о правовом государстве, то применение принуждения происходит здесь исключительно на правовом уровне. Именно аппарат публичной политической власти правового государства обладает монополией на правомерное принуждение. Указанный аппарат подчиняет все слои общества, социальные группы своей воле и управляет, в том числе и на основе организованного принуждения вплоть до возможности правомерного физического насилия как крайней меры. Принудительная деятельность государства должна быть четко ограничена рамками права и применяться в строгом соответствии с законом. Насилие характеризует диктаторскую сторону государственной деятельности и отличается более высокой степенью подавления воли.


Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Государственное принуждение связано только с юридической ответственностью, причем именно с ретроспективной. Иные виды социальной ответственности не могут быть связаны с принудительной силой государства. Таким образом, государственное принуждение – это разновидность принуждения вообще, а юридическая ответственность является одной из мер государственного принуждения.

Юридическая ответственность и государственное принуждение. Доктринальные подходы к соотношению связаны с вариантами: юридическая ответственность — принуждение; ответственность — вид принуждения; ответственность — мера принуждения; ответственность — это применение мер принуждения. Наиболее верной является позиция: ответственность – это мера принуждения.