ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



Судебная власть осуществляется специально созданными государственными органами - судами - в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Работая независимо от законодательной и исполнительной властей, судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

В Российской Федерации не могут издаваться законы, иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Решения судебных органов не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Научная дискуссия

В научной литературе имеется ряд дискуссионных моментов по вопросу организации и деятельности судебной власти.

Во-первых, одним из актуальных аспектов является необходимость повышения доверия к судебной власти со стороны населения. Проблема имиджа судебной власти обусловлена именно этим противоречивым и неустойчивым состоянием всей правовой культуры и правосознания в нашей стране, самой ее правовой системы. Стремление суда осуществлять свою деятельность на демократических основаниях вступает в конфликт с унаследованной от советских времен его фактической зависимостью от государства.

Во-вторых, не менее значимым аспектом является то, что в условиях судебно-правовой реформы происходят определенные сдвиги в правовой идеологии общества, причем как позитивного, так и негативного характера.

В частности, в социально-психологическом плане это - падение престижа права, правовой нигилизм. В концептуально-научном смысле - заимствование зарубежного опыта, касающегося роли права и правовых институтов.

Соответственно, данные моменты оказывают свое негативное влияние на взаимодействие личности, общества и государства, в том числе и на взаимодействие в системе разделения властей. В связи с чем социально-юридический аспект проблемы разделения властей требует четкого определения и закрепления целей и задач каждой из ветвей власти, в том числе и судебной.

В-третьих, в настоящее времяв юридической науке нет единого термина, который обозначал бы акты, выносимые судебной властью
. Более того, каждая отраслевая наука и соответственно юридическая практика на внутриотраслевом уровне устанавливают собственную систему правовых актов органов судебной власти, в связи с чем одноуровневые, казалось бы, по своей природе акты в рамках различных отраслей даже именуются по- разному. Точно так же отличается и порядок их принятия, введения в действие, изменения, отмены и пр. При таком подходе нарушаются и принцип единства судебной власти, и принцип единообразия юридической практики.

Потому объективно сложилась необходимость приведения правовых актов органов судебной власти в стройную систему с тем, чтобы не только четко определить место в ней каждого отдельно взятого судебного акта, но и выявить внутриотраслевые связи таких актов, их связи с судебными актами на уровне смежных отраслей, а также конкретизировать место правовых актов органов судебной власти в общей системе правовых актов.

Конституционные принципы функционирования судебной власти сформировались по трем направлениям:

- конституционные принципы судоустройства;

- конституционные принципы судопроизводства;

- конституционные принципы статуса судьи.

В их числе можно выделить общие, свойственные каждому из перечисленных блоков, и специальные, свойственные только определенному блоку конституционные принципы.

К общим принципам относятся:

1) принцип конституционности и законности, который заключается в точном и неукоснительном соблюдении при организации судебной власти и в судебной деятельности Конституции РФ и принимаемых в соответствии с ней законов, иных правовых актов и решений. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ;

2) принцип независимости предполагает внешнюю и внутреннюю автономию судебной власти в целом и суда (судьи) в частности, что гарантируется существованием определенного круга функций и полномочий, стабильным функционированием системы органов судебной власти; особенностями статуса судьи как носителя судебной власти, наличием необходимых материальных ресурсов для организации и деятельности судебной власти. Данный принцип является предпосылкой и условием функционирования судебной власти, в отсутствии которого оно невозможно.

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону

.

Независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Независимость означает, что исключается постороннее воздействие на судей при осуществлении судебного процесса. В частности, при вынесении судом решения в совещательной комнате могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу. Закон устанавливает уголовную ответственность за вмешательство в осуществление правосудия. Судья не обязан отчитываться перед кем-либо в своей деятельности, не должен давать каких-либо разъяснений по существу рассмотренных им или находящихся в производстве дел, не обязан представлять их кому-либо для ознакомления, если только такой порядок не предусмотрен федеральным законом.

Судья вправе подать в отставку по своему желанию; его независимость гарантируется также особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу.

Принцип подчинения судьи только Конституции РФ и закону - вторая сторона его независимости. Согласно ч.2 ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. На основе жизненного опыта у судьи складывается его правосознание, в ходе рассмотрения конкретного дела формируется внутреннее убеждение, опираясь на которое он принимает то или иное решение, но в рамках закона.

Подробно раскрывается принцип независимости в ст. 8 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.

В кодексе отмечается, что независимость судебной власти является конституционным принципом обеспечения верховенства права при осуществлении правосудия, условием беспристрастности и основной гарантией справедливого судебного разбирательства. Поддержание независимости судебной власти, следование принципу независимости является обязанностью судьи.

Судья при рассмотрении дела обязан придерживаться независимой и беспристрастной позиции в отношении всех участников процесса.
Судья должен осуществлять профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом, опираясь на внутреннее убеждение и не поддаваясь влиянию кого бы то ни было.

Среди специальных конституционных принципов, определяющих основополагающие идеи развития и конкретизации в сфере судоустройства:

1) принцип самостоятельности судов - является ключевым для определения места и роли судебной власти в государственно-правовой системе и положения суда в механизме разделения властей. Идея самостоятельности суда устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Самостоятельность суда предполагает, что суд является самостоятельным органом в государственно-правовом и организационном, функциональном, компетенционном и ресурсном аспекте.

Самостоятельность судебной власти в системе разделения властей предполагает идею паритетности, взаимодействия на равных началах с другими ветвями власти, что составляет сущность статуса судебной власти (ее внешней стороны, определяющей системные связи суда в государственно-правовой системе.

2) принцип государственного (бюджетного) финансирования- заключается в том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № ЗО-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» регламентирует финансовые основы обеспечения и деятельности российских судов. Для судов общей юрисдикции в этих целях создан специальный орган - Судебный департамент при ВС РФ.

3) принцип федерализма - определяется особенностями государственного устройства России и реализуется в возможностях ее составных частей участвовать в решении вопросов организации и осуществления судебной власти, а также в существовании двух уровней судебной власти: федеральных и субъектов.

Согласно п. «л» и «н» ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены вопросы комплектования кадров судебных органов и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе и судебной;

4) принцип единства
- означает, что в целом в Российской Федерации функционирует единая судебная система в виде определенных судебных органов - судов, деятельность которых основывается на соблюдении единых правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных решений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета;

5) принцип запрета создания чрезвычайных судов - исключает возможность их создания. Большинство новейших конституций прямо запрещают создание чрезвычайных судов. Чрезвычайные суды всегда имеют карательный характер. Их деятельность осуществляется в особой экстренной процедуре и не предполагает реализации установленных законом принципов и судебного процесса. В основном рассмотрение дел такими судами осуществляется в закрытом режиме, а их решения не подлежат обжалованию. В истории такого рода суды в основном создаются в критических ситуациях - во время войны или во время тоталитаризма;

6) принцип юрисдикции - определяет компетенцию судов. В ст. 125 и 126 Конституции РФ рационально распределены полномочия, а в ст. 118 Конституции РФ выделены четыре вида судопроизводства — конституционное, уголовное, гражданское и административное. Понимание того, кто по каким вопросам осуществляет свою деятельность, способствует четкому следованию и исполнению собственных функций и обязанностей.

Среди специальных конституционных принципов, определяющих основополагающие идеи развития и конкретизации в сфере судопроизводства:

принципы справедливого судопроизводства; доступности правосудия и универсальность права на судебную защиту; гласности в судопроизводстве; свободы выбора языка в судопроизводстве; состязательности и равноправия сторон; прямого применения Конституции РФ судами; достижения объективной истины в судебном правоприменении; процессуальной экономии и разумных процессуальных сроков; устной непосредственности и непрерывности в судопроизводстве; коллегиальности и единоличного рассмотрения дела в суде; объективного и беспристрастного рассмотрения дела; возможности обжалования решений в вышестоящий суд и обязательного исправления судебной ошибки.