ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочии;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реали­зацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе пу­тем законодательного закрепления гарантий своевременного назна­чения выборов в органы государственной власти субъекта РФ и орга­ны местного самоуправления и гарантии периодического проведения указанных выборов.

Федерация регулирует не только общие принципы статуса органов власти субъектов, но и их полномочия. Полномочия органов государ­ственной власти субъекта устанавливаются Конституцией РФ, на­званным Законом, другими федеральными, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем: внесения соответ­ствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее поло­жении; изменений и (или) дополнений в указанный Закон; принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъек­та РФ; соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

В разграничении предметов ведения и полномочии между органа­ми государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ учитывается регулирование, осуществляемое как Кон­ституцией РФ и федеральными законами, так и внутригосударствен­ными договорами о таком разграничении, заключаемыми между фе­деральными органами государственной власти и органами государст­венной власти субъектов РФ. Однако при этом не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, пред­меты совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметы ведения субъектов РФ.

Общие положения.

На основе Закона об общих принципах организации органов власти субъектов РФ (ст. 17, 18 и др.) система органов исполнитель­ной власти субъекта РФ выглядит как совокупность следующих звеньев: высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта);
высший исполнительный орган государственной власти субъекта; отрасле­вые исполнительные органы государственной власти субъекта; тер­риториальные исполнительные органы государственной власти субъекта.

Высший исполнительный орган государственной власти субъек­та РФ — это его правительство или администрация, т. е. коллегиаль­ный орган, состоящий из министров, руководителей департаментов, управлений и т. п.

Отраслевые исполнительные органы государственной власти субъек­та РФ — это министерства, департаменты, управления и т. д.

Территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ создаются как «агенты» главы исполнительной власти субъекта, правительства, администрации на части территории субъек­та (например, Москва разделена на административные округа, во гла­ве которых стоят префекты, по должности входящие в состав город­ского правительства).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации

Основы статуса. Наименование должности

В актах субъектов РФ, посвященных организации их государст­венной власти и принятых до появления Закона "Об общих принципах организации органов власти субъектов РФ", было много своеобразия. В отношении исполнительной власти это выразилось в том, что многие субъекты скопировали федеральную модель. Есть Президент РФ как глава государства и Правительство РФ как орган, возглавляющий исполнительную власть. Субъекты также установили, что есть глава как представитель субъекта («мини-президент»), и есть правительство субъекта, возглавляемое руководителем правительства («мини-премьер»).

Федеральный законодатель не согласился с этой моделью. Он не поддержал идею самостоятельной должности главы субъекта. Нали­чие двух должностей не оправдано и с практической точки зрения: при относительно малом числе представительских функций и широ­ком круге забот об экономическом и социальном благополучии субъ­екта этому лицу лучше самому возглавлять правительство.

Поэтому названный выше Закон отказался от модели специаль­ного органа — главы субъекта. После принятия указанного Закона в большинстве субъектов РФ самостоятельная должность главы правительства была ликвидирована, правительством непосредственно руководит высшее должностное лицо субъекта. Ряд республик Российской Федерации проигнорировал установки этого Закона, там по-прежнему есть должность главы республики и наряду с ней должность председателя правительства (главы кабинета).



Еще раз подчеркнем: законодательство России и ее субъектов по­зволяет воспринимать высшее должностное лицо как представителя субъекта, руководителя высшего коллегиального органа и вместе с тем всей системы исполнительной власти в субъекте.

Что касается наименования должности, почти все республики «ув­леклись» тем, что они — поскольку в ст. 5 Конституции обозначены как государства — могут назвать свое высшее должностное лицо пре­зидентом. Центр довольно долгое время относился к этому спокойно и терпимо. И все же наличие в большом количестве «президентов» в наборе государственных постов не совсем желательно для государст­ва. В итоге позиция центра нашла отражение в редакции (от 28 декабря 2010 г.) п. 6 ст. 18 названного Закона: «Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конститу­цией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом историче­ских, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. При этом наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должно­сти главы государства — Президента Российской Федерации».

До последнего времени субъекты РФ закрепляли в своем законо­дательстве следующие наименования данной должности: президент республики, глава республики, председатель правительства, губерна­тор, глава администрации, мэр.

Теперь ясно, что остается наименование
глава республики. При этом в конституциях республик ощущается отражение роли данного лица все-таки как главы государства, гаранта конституции, прав и свобод граждан. Отдельные республики либо вообще не вводили по­ста президента, либо отказались от него. Однако они не отказыва­лись от должностного липа с высоким статусом. Таким лицом стал председатель правительства республики, ранее избиравшийся населе­нием путем прямых выборов, теперь наделяемый полномочиями ре­шением парламента субъекта РФ. По статусу и характеру полномо­чий Председатель Правительства мало чем отличается от президентов и глав республик.

Субъекты РФ — территориально-государственные образования (края, области) и национально-государственные образования (авто­номная область, автономный округ) — не используют для должности своего высшего лица наименование «президент». На первом этапе, поскольку президентскими указами для этих субъектов вводился ис­полнительный орган — администрация, ее руководитель стал имено­ваться глава администрации. Когда руководитель стал избираться пу­тем прямых выборов, его стали именовать губернатором. В настоящее время чаше используется наименование «губернатор», в ряде субъек­тов сохраняется наименование «глава администрации». В г. Санкт- Петербурге сначала была должность мэра, теперь — губернатора. В единственном субъекте РФ — г. Москве глава исполнительной вла­сти именуется мэром.

Порядок замещения должности

В Законе "Об основных гарантиях избиратель­ных прав" установлены многочисленные правила избрания на долж­ность главы субъекта РФ.

Глава субъекта избирается на пять лет не более чем на два срока подряд, он должен быть гражданином РФ, достигшим возраста 30 лет; действуют все ранее называвшиеся ограничения относительно двой­ного гражданства, наличия вида на жительство и иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание за рубежом, со­вершения преступлений и судимости.

Кандидаты выдвигаются политическими партиями (они могут вы­двигать либо члена своей партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политическом партии); законом субъекта РФ может предусматриваться самовыдвижение кандидатов.


Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов, а также с са­мовыдвиженцами.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кан­дидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образовании и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образовании субъекта РФ. Среди указанных лиц должны быть от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта РФ. При этом кандидат должен быть поддержан указанными липами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ.

Кандидату-самовыдвиженцу, помимо этого, надо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ в со­ответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Если глава избирается законодательным органом субъекта РФ, кандидата на этот пост предлагает Президент РФ. Каждая политиче­ская партия, имеющая право вносить Президенту РФ предложения о кандидатурах на должность главы субъекта РФ, предлагает Президен­ту не более трех кандидатур.

Президент РФ не позднее чем за 20 дней до истечения срока пол­номочий главы субъекта РФ из предложенных ему кандидатур пред­ставляет трех кандидатов для избрания на эту должность в законода­тельный орган субъекта РФ.

Порядок избрания главы субъекта РФ депутатами устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ. При этом избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство от уста­новленного числа депутатов. Если ни один кандидат не набрал необ­ходимого числа голосов депутатов, то проводится повторное голосо­вание по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, по­лучивший при голосовании большее число голосов депутатов по от­ношению к числу голосов, полученных другим кандидатом.

Глава субъекта РФ не вправе быть одновременно депутатом, заме­шать государственные или муниципальные должности, не может за­ниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподаватель­ской. научной и иной творческой деятельности (не финансируемой из иностранных источников), если иное не предусмотрено законода­тельством РФ.

На главу субъекта РФ распространяются все требования относительно обязанности представлять отчетность по доходам, собственности, счетам и расходам (внутри страны и за рубе­жом) — как своих, так и супругов и несовершеннолетних детей.