ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



При вступлении в должность высшее должностное лицо субъек­та РФ приносит присягу на верность народу и Конституции РФ, кон­ституции (уставу) субъекта РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекраща­ются досрочно в случаях (ст. 19 Закона об общих принципах организа­ции органов власти субъектов РФ):

-его смерти

-отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выра­жением ему недоверия законодательным (представительным) орга­ном государственной власти субъекта РФ:

-отставки по собственному желанию;

-отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязан­ностей, а также в иных случаях, предусмотренных указанным Зако­ном.

-признания его судом недееспособным или ограниченно дееспо­собным

-признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим

-вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда

-выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства

-утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жи­тельство или иного документа, подтверждающего право на постоян­ное проживание гражданина РФ на территории иностранного госу­дарства.

-его отзыва избирателями на основании и в порядке, установ­ленных Законом об общих принципах организации органов власти субъектов РФ и принятым в соответствии с ним законом субъек­та РФ.

Отзыв воз­можен по одному из оснований:

а) нарушение главой субъек­та РФ законодательства РФ и (или) законодательства субъекта РФ, факт совершения которого установлен соответствующим судом;

б) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение высшим должностным липом субъекта РФ своих обязанностей, уста­новленное соответствующим судом.

Таким судом, устанавливающим указанные факты, является суд обшей юрисдикции субъекта РФ. Об­ратиться в суд вправе политические партии, их региональные отделе­ния, иные общественные объединения, а также группа граждан РФ в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории соот­ветствующего субъекта РФ и обладающих активным избирательным правом. Однако в поддержку инициативы отзыва надо собрать подписи не менее одной четверти от числа избирателей
, зарегистри­рованных на территории субъекта РФ. А за отзыв должны проголосо­вать нс менее половины таких избирателей.

Закон позволяет Президенту прекратить полномочия главы "в связи с утратой доверия Президента РФ", и пределы его ус­мотрения не ограничены.

Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности влечет за собой отставку возглавляе­мого указанным лицом высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта. Однако этот орган продолжает действовать до сформирования нового такого органа.

Основные функции, направления деятельности, полномочия и акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

1. Высшее должностное лицо выполняет функции и задачи пред­ставительства субъекта РФ. При осуществлении внешнеэкономических связей он вправе под­писывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ.

Выполняя задачи представительства, глава исполнительной власти субъекта может обращаться к Президенту РФ, в палаты Федерального Собрания, к Правительству РФ и отдельным федеральным органам исполнительной власти, а также с запросами в Конституционный Суд РФ.

2. Высшее должностное лицо призвано отвечать за со­стояние дел в субъекте, это руководитель внутренней полити­ки субъекта. Он выполняет определенные задачи гаран­та — он гарант конституции, устава субъекта, призван заботиться об их действии и соблюдении. Высшее должностное лицо является также гарантом прав и сво­бод граждан — естественно, не заменяя различные государственные органы на территории субъекта, но думая об объединении их усилий для зашиты интересов граждан.

В этом же плане многие субъекты наделяют главу правом (и обя­занностью) представлять парламенту субъекта ежегодные доклады о положении в субъекте, обращаться с посланиями к народу (населе­нию) субъекта.

3. Глава исполнительной власти отвечает за управление народно-хо­зяйственным и социально-культурным строительством на территории субъекта. Это осуществляется в разных направлениях: организация руководства объектами, находящимися в ведении субъекта; коорди­нация деятельности расположенных на территории предприятий и организаций федеральной собственности, частной собственности в интересах субъекта; контроль за соблюдением законодательства и за­конных интересов субъекта в действиях любых должностных лиц, предприятий и учреждений, расположенных на данной территории.


Глава также отвечает за подготовку и представляет в парламент субъекта проект бюджета субъекта, программ социально-экономиче­ского развития субъекта, а также отчеты об их исполнении.

4. Высшее должностное лицо возглавляет всю систему исполни­тельной власти субъекта РФ. Он вправе в соответствии с конституци­ей. уставом субъекта и в рамках своих полномочий определять струк­туру исполнительной власти, создавать и ликвидировать соответст­вующие органы, назначать на должность и освобождать от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта. Глава может своими актами определять полномочия и порядок деятельности под­разделении исполнительной власти субъекта.

Глава исполнительной власти формирует высший исполнитель­ный орган государственной власти субъекта и в большинстве субъек­тов является его руководителем.

Глава исполнительной власти может назначать своих представите­лей либо представителей субъекта РФ при федеральных и иных орга­нах.

Кроме того, глава может участвовать в формировании иных госу­дарственных органов на территории субъекта. В частности, он вправе назначать половину членов избирательной комиссии субъекта. Если в субъектах есть конституционные, уставные суды, кандидатуры в их состав для назначения представительным органом субъекта предлага­ет высшее должностное лицо.

5. Глава исполнительной власти обладает определенными возмож­ностями в отношении подразделений федеральных государственных ор­ганов, расположенных на территории субъекта РФ. С органами власти субъекта РФ положено согласовывать кандида­туру на должность прокурора субъекта РФ, от исполнительной власти это делает высшее должностное лицо субъекта РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г., возможности главы существенно расширены. Он наделен полномочиями по организации взаимодейст­вия и координации деятельности органов исполнительной власти со­ответствующего субъекта РФ и территориальных органов МВД, МЧС, Минюста России, Федеральной службы исполнения наказа­ний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществля­ет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам (п. 1).

Являясь участником деятельности представительного органа власти субъекта РФ и законодательного процесса,
высшее должност­ное лицо субъекта:

-представляет ежегодный отчет о своей деятельности законода­тельному органу;

-имеет право законодательной инициативы. При внесении зако­нопроекта он может его обозначить как первоочередной, и орган за­конодательной власти субъекта будет его рассматривать оперативно;

-вправе участвовать в деятельности парламента субъекта с пра­вом совещательного голоса. Эго значит, что он может присутствовать при обсуждении любого вопроса повестки дня и выступать. В зале за­седаний представительного органа субъекта для главы исполнитель­ной власти отводится специальное постоянное место. Глава, как пра­вило, имеет также своего полномочного представителя в парламенте субъекта, а также может назначать своих представителей при рас­смотрении тех или иных законопроектов;

-вправе требовать созыва внеочередного заседания органа объ­екта, а также созывать вновь избранный представительный орган субъекта на первое заседание ранее срока, установленного для этого конституцией (уставом) субъекта:

-обнародует законы субъекта, удостоверяя их обнародование пу­тем подписания законов или издания специальных актов, либо от­клоняет законы, принятые законодательным органом субъекта.

Учебник Конюховой И. А.  Конституционное право Российской Федерации, 2019 г.

Конституционно-правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, являясь судебными органами конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляют судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о судебной системе конституционный (уставный) суд субъекта РФможет создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

В самом общем виде осуществление конституционного (уставного) судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов РФ представляет собой урегулированную законами субъектов РФ о конституционных или уставных судах систему органически взаимосвязанных и последовательно совершаемых процессуальных действий соответствующих судов и иных участников конституционного (уставного) судопроизводства, направленных на разрешение определенных категорий дел.


Конституцией РФ, Законом о судебной системе, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, законами субъектов РФ определены правовые основы организации и деятельности данных судов, их место в судебной системе, статус их судей, порядок осуществления конституционного (уставного) судопроизводства.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ в основном осуществляют следующие виды производства:

— о толковании конституции или устава соответствующего субъекта РФ;

— по спорам о компетенции;

— о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых

актов конституции или уставу субъекта РФ;

— по делам о конституционности законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;

— о рассмотрении дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ договоров;

— о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях;

— по делам о рассмотрении дел о соответствии конституции (устава) нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта РФ;

— по делам о рассмотрении дел о конституционности законов субъектов РФ по запросам судов;

— по делам о даче заключений (консультативная процедура) при принятии решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти субъекта РФ; при выражении недоверия руководителю субъекта РФ и руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ; о наличии или отсутствии правовых препятствий для проведения выборов руководителя субъекта РФ и депутатов законодательного органа власти субъекта РФ;

—о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ назначения и проведения референдума;

— по делам о рассмотрении дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ порядка реализации инициативы проведения референдума субъекта РФ, местного референдума и конституционности вопросов, вынесенных на референдум;

— по делам о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ действий и решений глав соответствующих субъектов РФ.

*Дополнительно из статьи за 2020 год. О проблеме формирования конституционных (уставных судов) в субъектах РФ.

Опыт показывает, что эффективная деятельность региональных конституционных (уставных) судов возможна только в случае их востребованности со стороны законодательной и исполнительной ветвей власти, органов местного самоуправления, стремления органов власти региона сотрудничать в общей системе разделения властей, позволяя судам беспрепятственно осуществлять возложенные на них полномочия.