ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

*Следственный аппарат

Предварительное следствие в соответствии с законом производится следователями следственных органов: Следственного комитета РФ, следственных органов ФСБ и Министерства внутренних дел.

Компетенция указанных органов по расследованию уголовных дел подразделяется в зависимости от такого критерия, как подследственность – система указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик полномочий органов расследования, в совокупности устанавливающих правоохранительный орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.


Следственный комитет РФ – (ФЗ о следственном комитете) 1. Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

4. Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

3.1) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и предоставления статистических отчетов и отчетности о деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, процессуальном контроле.

5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.



7. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

8. Следственный комитет выпускает специальные издания.

Полномочия СК РФ – (Положение о следственном комитете)

7. Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

2) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета; и тд

Система органов следственного комитета построена с учетом территориального и предметного принципов. Территориальный – базируется на административно-территориальном устройстве рф, обуславлливает трехзвенную систему построения органов и учреждений СК: федеральный уронень – центральный аппарат СК РФ (осуществляет обшее руководстве деятельностью нижестоящих органов и учреждений, организует и осуществляет предварительное расследование наиболее важных, резонансных и имеющих большую общественную значимость уголовных дел, входящих в компетенцию СК РФ), региональный – главные следственные управления и следственные управления СК РФ по субъектам, местный – межрайонные следственные отделы, следственные отделы по районам, городам, следственные отделения.


Общее руководство деятельностью ск осуществляет президент рф, который утверждает положение о ск, устанавливает штатную численность этого органа, назначает и освобождает от должности лиц. Возглаляет СК РФ Председатель. В следственном комитете образуется коллегия в составе председателя, его первого зама, заместителей и других лиц.

*Дискуссия о едином следствии.

Обращаясь к нормам уголовно-процессуального закона о подследственности [7], можно сделать ряд выводов. Во-первых, и предварительное следствие, и дознание осуществляется не единым органом, а целым рядом органов с самыми различными предметами ведения и полномочиями. Во-вторых, в вопросах разграничения ведения по производству предварительного следствия можно увидеть некоторые пересечения, в частности у Следственного Комитета РФ и Федеральной службы безопасности. Исходя из последнего, возникает вопрос — есть ли реальная возможность устранить данные пересечения, улучшить работу органов, осуществляющих предварительное следствие, и вывести всю эту работу на качественно новый уровень? Казалось бы, вывод напрашивается сам собой — необходимо создать единый орган, осуществляющий предварительное расследование в форме предварительного следствия. И такие идеи уже поднимались для обсуждения, вплоть до высшего государственного уровня [6].

Однако последующий более детальный анализ перспектив развития именно в этом направлении говорит о том, что такое решение, мягко говоря, противоречиво.

С одной стороны, говоря о положительных моментах такого реформирования можно отметить следующее. Во-первых, не нужно вновь создавать орган государственной власти, который впоследствии будет выполнять вышеуказанные задачи, в силу того, что такой орган уже существует. Речь, конечно, идет о Следственном Комитете РФ, который действительно может послужить вполне перспективной базой. Во-вторых, В компетенцию Следственного Комитета РФ входит расследование уголовных дел с участием так называемых специальных субъектов Соответственно, автономность нового органа в перспективе позволит более взвешенно и объективно подходить к осуществлению всех необходимых процессуальных действий в рамках таких уголовных дел. В-третьих, создание единого органа позволяет уйти от отношений соподчинения, существующих сейчас, например, в системах МВД и ФСБ, когда и следственный аппарат, и оперативные службы подчинены единому руководству (начальника органа МВД по отношению к ОУР и СО),
сделав эти отношения горизонтальными, а не вертикальными.

С другой стороны, есть трудности и недостатки таких кардинальных изменений в системе предварительного расследования.

В первую очередь, на наш взгляд это касается Федеральной службы безопасности. Во-первых, специфика работы органа в целом, категории дел, подследственные следователям ФСБ говорит о том, что следователь должен быть в постоянном и тесном контакте с оперативными работниками. Отдаляя этих работников друг от друга законодательно, возрастает риск утечки информации на пути от оперативного работника к следователю и наоборот. Во-вторых, видится совершенно невозможным перевести большую часть «узких», подследственных ФСБ, уголовных дел в ведение дознавателей ФСБ (пп.3 п.3 ч.1 ст.151 УПК РФ). Объясняется это вполне просто — дознание есть форма предварительного расследования более простая и быстрая, а потому определенными делами, например, должен заниматься только следователь. Хотя на сегодняшний день видится вполне возможным передать часть дел (исключительно «пограничной направленности», например, незаконное пересечение Государственной границы РФ) в ведение Федеральной таможенной службы, потому как по этим делам реально ограничиваться проведением необходимых процессуальных действий в рамках дознания.

Думается, что существующая система, безусловно, не лишена определенных изъянов. Однако общая работоспособность, планомерная деятельность по расследованию и раскрытию преступлений всем следственным аппаратом всех ведомств страны позволяют сделать вывод о том, что система все же работает.