Файл: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.pdf
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Россия учредила Банк России в июле 1990 г., чтобы взять на себя банковские регуляторные обязанности. Как центральный банк, он управляет банками и регулирует их в соответствии с законом, а также на законных основаниях и в соответствии с требованиями кредитных организаций и банковских групп, то есть соответствует ли он банковским законам, законам о борьбе с отмыванием денег, соглашениям о финансировании терроризма и т. д.
И выполнение стандартных документов центрального банка и обязательств.
После распада бывшего Советского Союза Россия продолжала укреплять статус центрального банка, и регулирующая власть банковской системы была в основном сосредоточена в центральном банке. После финансового кризиса 1998 г. система финансового контроля в России постепенно создавалась и совершенствовалась, формируя сосуществующую систему контроля
Центрального банка, Бюро по надзору за финансовым рынком и министерства финансов. За страховой отраслью в России наблюдает агентство Министерства финансов, Агентство по страхованию, регулирующие полномочия банковской системы сосредоточены в центральном банке. Индустрия ценных бумаг не стала независимой. Надзор за коммерческими банками за коммерческими операциями совместно осуществляют Бюро по надзору за финансовым рынком и Центральный банк. До реформы российского финансового надзора в 2013 г.у основными институтами финансового надзора в Российской Федерации были
Центральный банк Российской Федерации, Управление по финансовому рынку
России и Российское агентство финансовой инспекции. Управление по финансовому рынку России несет основную ответственность за корректировку законов и нормативов финансового рынка. Он также отвечает за управление и
20 надзор за финансовыми рынками. К таким финансовым рынкам относятся страховые, кредитные кооперативы, микрофинансовые предприятия, товарные биржи и биржевые брокеры, за исключением банковского и аудиторского бизнеса. Кроме того, они также обязаны бороться с неправомерным использованием внутренней информации и манипулированием рынком на финансовых рынках. Российское агентство финансовой инспекции отвечает за борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также за координацию деятельности других федеральных административных органов в этой области.
Модель раздельного и долгосрочного надзора привела к дублированию функций надзорного органа и «многих функций правительства». Поскольку право формулировать финансовую политику в России принадлежит федеральному правительству и Министерству финансов, а надзорные полномочия принадлежат центральному банку и бюро по надзору за финансовым рынком, игра интересов между различными секторами никогда не прерывалась. С 2003 г. в России проводятся реформы, направленные на унификацию финансового надзора, но реформы не прошли гладко из –за различий в позициях различных регулирующих органов.
Мировой финансовый кризис 2008 г. вызвал еще большую турбулентность в российской финансовой индустрии. После кризиса Россия много думала и внесла серьезные коррективы в свою систему финансового регулирования, начиная с усиления единого надзора и повышения стабильности финансовой системы.
В июле 2013 г. президент Путин утвердил законопроект, требующий от
Федерального органа по надзору за финансовым рынком передать надзор за рынком ценных бумаг, страхованием, биржевыми инвестициями и пенсиями центральному банку. Члены комитета формируются из руководителей различных отделов центрального банка.
21
Реализация законопроекта знаменует собой серьезное изменение в системе финансового регулирования России.
Первый – заключается в уточнении статуса единого надзорного органа центрального банка. В дополнение к продолжению выполнения обязанностей по надзору за кредитными организациями, такими как банки, российский центральный банк заменит прежнее Бюро по надзору за финансовым рынком и будет осуществлять полный контроль над деятельностью почти всех некредитных финансовых учреждений, таких как компании, занимающиеся ценными бумагами, страховые компании, небольшие финансовые организации, биржи и пенсионные фонды. Единый надзор.
Второе – дать российскому центральному банку больше функций.
Центральный банк возьмет на себя некоторые полномочия Министерства финансов и федерального правительства по разработке стандартов регулирования финансового рынка, примет участие в процессе разработки соответствующих законов и нормативных актов правительства и возьмет на себя две функции по разработке политики и надзору.
Третий – ввести поддерживающие корректирующие меры. В соответствии с новым регулирующим статусом центрального банка совет директоров банка был увеличен с 13 до 15, а срок полномочий президента и председателя был продлен с четырех до пяти лет.
В то же время, в связи с расширением круга ведения центрального банка, уровень бывшего Национального банковского комитета был повышен, и он был переименован в Национальный финансовый комитет. Создание единого органа финансового регулирования на основе центрального банка решает проблему дублирования функций российского органа финансового регулирования и повышает стабильность и эффективность финансового регулирования.
Россия усилила полномочия центрального банка по получению информации о финансовых учреждениях с помощью законодательства, обеспечивала достоверность различных типов информации и данных,
22 регулярно проводила стресс – тесты и моделирование сценариев по различным рискам, а также создавала систему раннего предупреждения о кризисах.
Реформа финансового надзора ставит две функции разработки и надзора и осуществления финансовой политики одновременно в российском центральном банке, устанавливая его авторитетное положение на финансовом рынке, что способствует единообразию и согласованности финансовой политики и позволяет избежать препятствий в реализации политики.
После кризиса российский центральный банк также подчеркнул, что финансовые учреждения не могут получать коммерческую прибыль за счет финансовой стабильности. В то же время был принят Закон о страховании вкладов в естественных банках, а также были приняты Дополнительные меры по поддержке финансовой системы для совершенствования механизма вывода проблемных финансовых учреждений с упором на возможности проблемных учреждений по раннему сохранению активов, полной защиты интересов вкладчиков и кредиторов и обеспечения внутренних финансовых учреждений.
Стабильности.
Сегодня в России центральная задача власти – последовательное укрепление государственности, совершенствование правовой базы реформ, чёткое распределение управленческих функций сверху донизу. В этих условиях закономерно возрастает роль органов государственного финансового контроля.
В Российской Федерации финансовый контроль согласно Бюджетному кодексу РФ осуществляют органы законодательной и исполнительной власти, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета [15].
Государственными органами федерального значения являются:
Государственная Дума и Совет Федерации (законодательные органы), Счётная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба финансово –бюджетного надзора,
23
Федеральное казначейство
России, Федеральная налоговая служба,
Федеральная таможенная служба, Центральный банк России и др.
В Государственной Думе и в Совете Федерации созданы и работают различные комитеты и комиссии. Статья 265 Бюджетного кодекса РФ чётко указывает, какие формы контроля закреплены за законодательными органами: предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно –
финансовым вопросам; текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседании комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими вопросами; последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчётов об исполнении бюджетов.
Счётная палата РФ является по существу высшим органом государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101
Конституции РФ Счётная палата образуется Советом Федерации и
Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.
24
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО
ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КАЗНАЧЕЙСТВА
Казначейство России является административным агентством и службой
Российской Федерации. Он гарантирует бесперебойное исполнение федерального бюджета и предоставляет кассовые услуги по исполнению федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Первичные бюджетники, управляющие и получатели средств федерального бюджета используют средства федерального бюджета для предварительного и текущего мониторинга операций.
Путь развития Министерства финансов долгий и сложный. Его и стория неотделима от истории развития всей российской страны.
На протяжении более тысячи лет от древней Руси до современности российская государственная казна постепенно формировалась. В 1821 г. император Александр I решил создать министерство казначейства, это прототип федерального казначейства. В результате федеральное казначейство стало ядром фискальной системы страны. Государственное казначейство Российской
Федерации состоит из национальных и местных финансовых отделов: Среди основных казначейских департаментов казначейские департаменты провинциального и районного уровней имеют казначейские отделы на уровне округов в своих департаментах и «обычно казначейскии палаты, который включает вопросы, связанные с наличием и расходами казначейства».
В конце 1917 г. казначейство было распущено из –за революции в России.
Новые финансовые институты выполняют функции бывшей казны. В советское
25 время казначейские функции выполнял Национальный финансовый комитет.
Кассовые функции выполняет Госбанк СССР [33].
Рисунок 4 – Советский экономический процесс управления
4
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря
1992 г. (в принципе) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. (Организационный) в Постановлении 864 решается проблема создания федерального казначейства при Министерстве финансов
Российской Федерации. Таким образом, государственное казначейство
Российской Федерации восстановило свои функции.
Правительство России приняло постановление в 1999 г. . Название этого правила
«
Федеральная целевая программа развития федеральных финансовых учреждений на 2000 –2004 гг.
»
. Целью этого правила является осуществление управления и контроля национальных финансовых ресурсов посредством
4
Составлено автором по: [16] [17] [37]
26 развития национальной казначейской системы. Закон о бюджете Российской
Федерации вступил в силу 1 января 2000 г., и федеральные финансы получили новый импульс в его развитии. Создание вертикальной структуры федеральных финансовых институтов было завершено в период с 2000 по 2002 г., включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.
9 марта 2004 г. России Федерации издал Указ президента № 314
«Системы и структуры федеральных административных учреждений». Это знаменует развитие федерального казначейства провести следующий этап.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных финансах" от 1 декабря 2004 г. № 703 утвержден Федеральный финансовый регламент.
Рисунок 5 – История казначейской системы
5
Согласно постановлениям правительства, основной целью федеральной налоговой системы является создание публичного информационного поля для деятельности муниципальных и государственных органов, связанных с
5
Составлено автором по:[37]
27 управлением финансовыми потоками. По сравнению с простой системой исполнения бюджета банка система, состоящая из посреднических агентств (т. е.
Казначейство РФ), более эффективна. Федеральное казначейство предоставляет эффективные кассовые услуги различным субъектам [6]. Целью агентства является поддержание правопорядка в таких системах обслуживания и постоянная модернизация элементов системы. В качестве посредника между субъектами налоговой системы и банками Федеральное казначейство обязано содействовать обеспечению надежности всей финансовой системы страны.
Кроме того, должна быть заложена основа для эффективной реализации кадровой политики.
Исполнительная власть казначейства России в основном связана с исполнением федерального бюджета. В функции входит:
– исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов;
– регистрация распорядителей средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;
– распределение доходов федерального бюджета и доходов федерального бюджета.Перечисление государственных налогов в местные бюджеты;
– использовать средства федерального бюджета;
– выполнение управленческих функций в финансовых учреждениях всех классов в России;
– организует взаиморасчеты между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
– пополнение из федерального бюджета территориальным органам;
– выявить доходы и расходы федеральных внебюджетных фондов;
– управление доходами и расходами бюджета Российской Федерации;
– территория управления;
– погашение долгов различных уполномоченных банков в России;
– контроль финансовых отношений внутри и за пределами федерального бюджета;
28
– организация, контроль и объяснение использования средств федерального бюджета;
– организовать и вести казначейский учет. Финансовые учреждения в субъектах Российской Федерации и подчиненных городах с финансовыми отделами нижнего уровня выполняют соответствующие функции в вышеуказанных областях.
Этих функций достаточно, чтобы показать, что федеральная казначейская система играет очень важную роль в федеральном налоговом контроле.
Рисунок 6 – Краткое описание казначейских функций
6
Бюджетные полномочия ФК определены статьёй 166.1 БК РФ и постановлением Правительства РФ от 1.12.2004 №703 "О Федеральном казначействе". Федеральное казначейство осуществляет власть в четырех областях:
Правоустанавливающие;операционно–платёжные;учётные;контрольные.
– право открывать лицевые счета для руководителей и получателей федерального бюджета;
– принимайте федеральные налоги и другие доходы, чтобы пополнить
6
Составлено автором по: [21] [26]
29 бюджет и распределить бюджет по каждому получателю;
– разработка финансовых отчетов на основе бюджетных ассигнований, отчет о национальных и внебюджетных фондах;
– денежные обязательства по авторизации управляющих и получателей федеральных средств.
Рисунок 7 – Полномочия федерального казначейства
7 7
Составлено автором по:[26]
30
За последние 15 лет развитие бюджетного процесса Российской
Федерации и деятельность Федерального казначейства за этот период существенно изменились:
– приток или показатели федерального бюджета, отраженные в едином счете фонда. Чтобы лучше управлять этими отдельными учетными записями,
Федеральное казначейство постоянно корректируется;
– создание единой бюджетной системы кассового обслуживания для облегчения управления;
– постоянно корректировать отчеты о сметных доходах и расходах, чтобы лучше понимать активы и пассивы хозяйствующих субъектов;
– для более эффективного использования бюджетных средств установить связи между федеральными финансовыми институтами;
– создана единая система органов ФК, в которой работают профессионалы, творчески и ответственно подходящие к решению задач укрепления бюджетной системы России, целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Структура федерального казначейства очень проста: Структурные подразделения Центрального аппарата ФК, территориальные органы и подведомственные организации.
В последние годы федеральное казначейство играло важную роль в следующих государственных программах: Управление государственными финансами и надзор за финансовым рынком; Обеспечить комфортное жилье и хорошие общественные условия для граждан России; Обеспечить национальную оборону.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Россия учредила Банк России в июле 1990 г., чтобы взять на себя банковские регуляторные обязанности. Как центральный банк, он управляет банками и регулирует их в соответствии с законом, а также на законных основаниях и в соответствии с требованиями кредитных организаций и банковских групп, то есть соответствует ли он банковским законам, законам о борьбе с отмыванием денег, соглашениям о финансировании терроризма и т. д.
И выполнение стандартных документов центрального банка и обязательств.
После распада бывшего Советского Союза Россия продолжала укреплять статус центрального банка, и регулирующая власть банковской системы была в основном сосредоточена в центральном банке. После финансового кризиса 1998 г. система финансового контроля в России постепенно создавалась и совершенствовалась, формируя сосуществующую систему контроля
Центрального банка, Бюро по надзору за финансовым рынком и министерства финансов. За страховой отраслью в России наблюдает агентство Министерства финансов, Агентство по страхованию, регулирующие полномочия банковской системы сосредоточены в центральном банке. Индустрия ценных бумаг не стала независимой. Надзор за коммерческими банками за коммерческими операциями совместно осуществляют Бюро по надзору за финансовым рынком и Центральный банк. До реформы российского финансового надзора в 2013 г.у основными институтами финансового надзора в Российской Федерации были
Центральный банк Российской Федерации, Управление по финансовому рынку
России и Российское агентство финансовой инспекции. Управление по финансовому рынку России несет основную ответственность за корректировку законов и нормативов финансового рынка. Он также отвечает за управление и
20 надзор за финансовыми рынками. К таким финансовым рынкам относятся страховые, кредитные кооперативы, микрофинансовые предприятия, товарные биржи и биржевые брокеры, за исключением банковского и аудиторского бизнеса. Кроме того, они также обязаны бороться с неправомерным использованием внутренней информации и манипулированием рынком на финансовых рынках. Российское агентство финансовой инспекции отвечает за борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также за координацию деятельности других федеральных административных органов в этой области.
Модель раздельного и долгосрочного надзора привела к дублированию функций надзорного органа и «многих функций правительства». Поскольку право формулировать финансовую политику в России принадлежит федеральному правительству и Министерству финансов, а надзорные полномочия принадлежат центральному банку и бюро по надзору за финансовым рынком, игра интересов между различными секторами никогда не прерывалась. С 2003 г. в России проводятся реформы, направленные на унификацию финансового надзора, но реформы не прошли гладко из –за различий в позициях различных регулирующих органов.
Мировой финансовый кризис 2008 г. вызвал еще большую турбулентность в российской финансовой индустрии. После кризиса Россия много думала и внесла серьезные коррективы в свою систему финансового регулирования, начиная с усиления единого надзора и повышения стабильности финансовой системы.
В июле 2013 г. президент Путин утвердил законопроект, требующий от
Федерального органа по надзору за финансовым рынком передать надзор за рынком ценных бумаг, страхованием, биржевыми инвестициями и пенсиями центральному банку. Члены комитета формируются из руководителей различных отделов центрального банка.
21
Реализация законопроекта знаменует собой серьезное изменение в системе финансового регулирования России.
Первый – заключается в уточнении статуса единого надзорного органа центрального банка. В дополнение к продолжению выполнения обязанностей по надзору за кредитными организациями, такими как банки, российский центральный банк заменит прежнее Бюро по надзору за финансовым рынком и будет осуществлять полный контроль над деятельностью почти всех некредитных финансовых учреждений, таких как компании, занимающиеся ценными бумагами, страховые компании, небольшие финансовые организации, биржи и пенсионные фонды. Единый надзор.
Второе – дать российскому центральному банку больше функций.
Центральный банк возьмет на себя некоторые полномочия Министерства финансов и федерального правительства по разработке стандартов регулирования финансового рынка, примет участие в процессе разработки соответствующих законов и нормативных актов правительства и возьмет на себя две функции по разработке политики и надзору.
Третий – ввести поддерживающие корректирующие меры. В соответствии с новым регулирующим статусом центрального банка совет директоров банка был увеличен с 13 до 15, а срок полномочий президента и председателя был продлен с четырех до пяти лет.
В то же время, в связи с расширением круга ведения центрального банка, уровень бывшего Национального банковского комитета был повышен, и он был переименован в Национальный финансовый комитет. Создание единого органа финансового регулирования на основе центрального банка решает проблему дублирования функций российского органа финансового регулирования и повышает стабильность и эффективность финансового регулирования.
Россия усилила полномочия центрального банка по получению информации о финансовых учреждениях с помощью законодательства, обеспечивала достоверность различных типов информации и данных,
22 регулярно проводила стресс – тесты и моделирование сценариев по различным рискам, а также создавала систему раннего предупреждения о кризисах.
Реформа финансового надзора ставит две функции разработки и надзора и осуществления финансовой политики одновременно в российском центральном банке, устанавливая его авторитетное положение на финансовом рынке, что способствует единообразию и согласованности финансовой политики и позволяет избежать препятствий в реализации политики.
После кризиса российский центральный банк также подчеркнул, что финансовые учреждения не могут получать коммерческую прибыль за счет финансовой стабильности. В то же время был принят Закон о страховании вкладов в естественных банках, а также были приняты Дополнительные меры по поддержке финансовой системы для совершенствования механизма вывода проблемных финансовых учреждений с упором на возможности проблемных учреждений по раннему сохранению активов, полной защиты интересов вкладчиков и кредиторов и обеспечения внутренних финансовых учреждений.
Стабильности.
Сегодня в России центральная задача власти – последовательное укрепление государственности, совершенствование правовой базы реформ, чёткое распределение управленческих функций сверху донизу. В этих условиях закономерно возрастает роль органов государственного финансового контроля.
В Российской Федерации финансовый контроль согласно Бюджетному кодексу РФ осуществляют органы законодательной и исполнительной власти, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета [15].
Государственными органами федерального значения являются:
Государственная Дума и Совет Федерации (законодательные органы), Счётная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба финансово –бюджетного надзора,
23
Федеральное казначейство
России, Федеральная налоговая служба,
Федеральная таможенная служба, Центральный банк России и др.
В Государственной Думе и в Совете Федерации созданы и работают различные комитеты и комиссии. Статья 265 Бюджетного кодекса РФ чётко указывает, какие формы контроля закреплены за законодательными органами: предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно –
финансовым вопросам; текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседании комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими вопросами; последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчётов об исполнении бюджетов.
Счётная палата РФ является по существу высшим органом государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101
Конституции РФ Счётная палата образуется Советом Федерации и
Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.
24
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО
ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КАЗНАЧЕЙСТВА
Казначейство России является административным агентством и службой
Российской Федерации. Он гарантирует бесперебойное исполнение федерального бюджета и предоставляет кассовые услуги по исполнению федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Первичные бюджетники, управляющие и получатели средств федерального бюджета используют средства федерального бюджета для предварительного и текущего мониторинга операций.
Путь развития Министерства финансов долгий и сложный. Его и стория неотделима от истории развития всей российской страны.
На протяжении более тысячи лет от древней Руси до современности российская государственная казна постепенно формировалась. В 1821 г. император Александр I решил создать министерство казначейства, это прототип федерального казначейства. В результате федеральное казначейство стало ядром фискальной системы страны. Государственное казначейство Российской
Федерации состоит из национальных и местных финансовых отделов: Среди основных казначейских департаментов казначейские департаменты провинциального и районного уровней имеют казначейские отделы на уровне округов в своих департаментах и «обычно казначейскии палаты, который включает вопросы, связанные с наличием и расходами казначейства».
В конце 1917 г. казначейство было распущено из –за революции в России.
Новые финансовые институты выполняют функции бывшей казны. В советское
25 время казначейские функции выполнял Национальный финансовый комитет.
Кассовые функции выполняет Госбанк СССР [33].
Рисунок 4 – Советский экономический процесс управления
4
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря
1992 г. (в принципе) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. (Организационный) в Постановлении 864 решается проблема создания федерального казначейства при Министерстве финансов
Российской Федерации. Таким образом, государственное казначейство
Российской Федерации восстановило свои функции.
Правительство России приняло постановление в 1999 г. . Название этого правила
«
Федеральная целевая программа развития федеральных финансовых учреждений на 2000 –2004 гг.
»
. Целью этого правила является осуществление управления и контроля национальных финансовых ресурсов посредством
4
Составлено автором по: [16] [17] [37]
26 развития национальной казначейской системы. Закон о бюджете Российской
Федерации вступил в силу 1 января 2000 г., и федеральные финансы получили новый импульс в его развитии. Создание вертикальной структуры федеральных финансовых институтов было завершено в период с 2000 по 2002 г., включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.
9 марта 2004 г. России Федерации издал Указ президента № 314
«Системы и структуры федеральных административных учреждений». Это знаменует развитие федерального казначейства провести следующий этап.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных финансах" от 1 декабря 2004 г. № 703 утвержден Федеральный финансовый регламент.
Рисунок 5 – История казначейской системы
5
Согласно постановлениям правительства, основной целью федеральной налоговой системы является создание публичного информационного поля для деятельности муниципальных и государственных органов, связанных с
5
Составлено автором по:[37]
27 управлением финансовыми потоками. По сравнению с простой системой исполнения бюджета банка система, состоящая из посреднических агентств (т. е.
Казначейство РФ), более эффективна. Федеральное казначейство предоставляет эффективные кассовые услуги различным субъектам [6]. Целью агентства является поддержание правопорядка в таких системах обслуживания и постоянная модернизация элементов системы. В качестве посредника между субъектами налоговой системы и банками Федеральное казначейство обязано содействовать обеспечению надежности всей финансовой системы страны.
Кроме того, должна быть заложена основа для эффективной реализации кадровой политики.
Исполнительная власть казначейства России в основном связана с исполнением федерального бюджета. В функции входит:
– исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов;
– регистрация распорядителей средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;
– распределение доходов федерального бюджета и доходов федерального бюджета.Перечисление государственных налогов в местные бюджеты;
– использовать средства федерального бюджета;
– выполнение управленческих функций в финансовых учреждениях всех классов в России;
– организует взаиморасчеты между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
– пополнение из федерального бюджета территориальным органам;
– выявить доходы и расходы федеральных внебюджетных фондов;
– управление доходами и расходами бюджета Российской Федерации;
– территория управления;
– погашение долгов различных уполномоченных банков в России;
– контроль финансовых отношений внутри и за пределами федерального бюджета;
28
– организация, контроль и объяснение использования средств федерального бюджета;
– организовать и вести казначейский учет. Финансовые учреждения в субъектах Российской Федерации и подчиненных городах с финансовыми отделами нижнего уровня выполняют соответствующие функции в вышеуказанных областях.
Этих функций достаточно, чтобы показать, что федеральная казначейская система играет очень важную роль в федеральном налоговом контроле.
Рисунок 6 – Краткое описание казначейских функций
6
Бюджетные полномочия ФК определены статьёй 166.1 БК РФ и постановлением Правительства РФ от 1.12.2004 №703 "О Федеральном казначействе". Федеральное казначейство осуществляет власть в четырех областях:
Правоустанавливающие;операционно–платёжные;учётные;контрольные.
– право открывать лицевые счета для руководителей и получателей федерального бюджета;
– принимайте федеральные налоги и другие доходы, чтобы пополнить
6
Составлено автором по: [21] [26]
29 бюджет и распределить бюджет по каждому получателю;
– разработка финансовых отчетов на основе бюджетных ассигнований, отчет о национальных и внебюджетных фондах;
– денежные обязательства по авторизации управляющих и получателей федеральных средств.
Рисунок 7 – Полномочия федерального казначейства
7 7
Составлено автором по:[26]
30
За последние 15 лет развитие бюджетного процесса Российской
Федерации и деятельность Федерального казначейства за этот период существенно изменились:
– приток или показатели федерального бюджета, отраженные в едином счете фонда. Чтобы лучше управлять этими отдельными учетными записями,
Федеральное казначейство постоянно корректируется;
– создание единой бюджетной системы кассового обслуживания для облегчения управления;
– постоянно корректировать отчеты о сметных доходах и расходах, чтобы лучше понимать активы и пассивы хозяйствующих субъектов;
– для более эффективного использования бюджетных средств установить связи между федеральными финансовыми институтами;
– создана единая система органов ФК, в которой работают профессионалы, творчески и ответственно подходящие к решению задач укрепления бюджетной системы России, целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Структура федерального казначейства очень проста: Структурные подразделения Центрального аппарата ФК, территориальные органы и подведомственные организации.
В последние годы федеральное казначейство играло важную роль в следующих государственных программах: Управление государственными финансами и надзор за финансовым рынком; Обеспечить комфортное жилье и хорошие общественные условия для граждан России; Обеспечить национальную оборону.