Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 368
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации»41.
При этом основным источником формирования бюджета ПФР являются страховые взносы субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:
-
работодатели предприятия, учреждения, организации; крестьянские хозяйства;
-
родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; индивидуальные предприниматели;
-
нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.
Денежные средства ПФР находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, расходы бюджета Пенсионного фонда, как государственного внебюджетного фонда, осуществляются исключительно на цели, установленные законодательством России, в совокупности с законодательством об определенных видах обязательного страхования (пенсионного, социального, медицинского), в согласовании с бюджетами других внебюджетных фондов России42.
Направления расходов Пенсионного фонда России обобщены в Приложении Г.
Главным направлением расходования средств Пенсионного Фонда России выступает финансирование выплаты государственных пенсий. Финансовое функционирование Пенсионного Фонда включает два уровня пенсионной системы России. При этом на каждом уровне назначается и выплачивается определенная группа государственных пенсий. Первым или базовым уровнем выступает уровень, который включает группу пенсий по государственному пенсионному обеспечению, средства на которые выплачиваются Пенсионным Фондом в совокупности с федеральным бюджетом. Помимо этого, это трудовой уровень, который включает группу трудовых пенсий43.
Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению основывается на принципах социального страхования с использованием средств федерального бюджета. Выплата трудовых пенсий, представляющих собой основную форму государственного пенсионного страхования, осуществляется Пенсионным Фондом в соответствии с распределительными и накопительными принципами.
Трудовая пенсия представляет собой денежную выплату, осуществляемую ежемесячно, для целей компенсирования гражданам оплаты труда или другого дохода, который они получали перед установлением им трудовой пенсии, при условии, что эти граждане застрахованы. Трудовые пенсии выплачиваются за счет средств, поступающих в бюджет ПФР в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и средств федерального бюджета в виде бюджетных ассигнований.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167–ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) страховая пенсия по старости;
2) страховая пенсия по инвалидности;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца;
4) фиксированная выплата к страховой пенсии (устанавливается в большинстве случаев в размере 4982,90 руб. в месяц44);
5) накопительная пенсия;
6) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
7) срочная пенсионная выплата;
8) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;
9) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти»45.
При этом первые три вида пенсий относятся к трудовым пенсиям, что указано в ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях»46.
Пенсия по старости назначается трудоспособным работающим гражданам при достижении ими определенного возраста (мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет) и при наличии соответствующего трудового стажа.
Поскольку наибольшее количество средств ПФР уходит на выплаты именно этой пенсии, необходимо понимать, как накапливается эта форма социальной поддержки. Из фонда оплаты труда работодатель перечисляет 22% (сверх зарплаты) в ПФР, которые для людей, родившихся до 1966 года, идут на страховую часть (16%) и солидарную часть пенсии (6%). Страховая часть пенсии – это то, что государство гарантирует каждому по достижении пенсионного возраста. Накопительная часть предназначена для инвестирования в какие–либо активы и получения дополнительного дохода. Она пополняется не только за счет взносов работодателя, но и за счет дохода от инвестиций. Гражданин вправе выбирать организацию, которая будет управлять «пенсионным» капиталом. Для родившихся после 1967 года отчисления идут на солидарную часть (6%), на страховую часть (14 или 10%) и на накопительную (2 или 6%)47.
Размер пенсии по старости устанавливается по довольно запутанной схеме, при которой количество пенсионных коэффициентов, набранных пенсионером к моменту выхода на пенсию, умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента, и которая, в свою очередь, зависит от количества поступивших за определенный год средств в ПФР в виде страховых взносов и количества набранных за год пенсионных баллов. Кроме того, из бюджета выплачивается фиксированная доплата к страховой пенсии. Такая система имеет как минимум два недостатка: зависимость стоимости пенсионного коэффициента от количества работающих застрахованных лиц и количества пенсионеров, и как следствие этого, низкий размер пенсий (по данным Росстата средней размер пенсий по старости в 2017 году составлял 13303,7 рублей)
48.
Пенсия по инвалидности назначается в связи с продолжительной или постоянной утратой трудоспособности (при наступлении инвалидности) по факту.
Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи умершего, находившимся до этого на его иждивении.
Накопительная пенсия, единовременная выплата средств пенсионных накоплений, срочная пенсионная выплата и выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляются за счет средств пенсионных накоплений49.
Законодательством о пенсионном обеспечении установлено право выбора пенсии. Граждане, которые одновременно имеют право на назначение различных государственных пенсий, может выбрать только одну из них. Граждане, которые стали инвалидами после военной травмы, составляет исключение. Для таких граждан установлено право получения двух пенсий одновременно: пенсии по старости и пенсии по инвалидности. Нормативно–правовые акты устанавливают, что граждане могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее, ограничений сроков или характера их занятий ко времени обращения не установлено50.
Основными показателями эффективной деятельности Пенсионного фонда является уровень доходов и расходов, оценка гражданами качества предоставления услуг и обслуживания в ПФР, скорость доставки и социальных выплат ПФР, назначение и размер пенсий ПФР и т.д.51
При этом сбалансированность по доходам и расходам бюджета ПФР осуществляется посредством регулирования величины и условий оплаты различными категориями плательщиков тарифа страховых взносов, наряду с прямым возмещением на покрытие текущего дефицита бюджета ПФР средств из федерального бюджета52.
Долгосрочные обязательства при формировании и исполнении бюджета ПФР образуются в результате формирования пенсионных прав застрахованных по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) на основе начисленных страховых взносов на ОПС, т.е. разделенной по времени связи между страховыми взносами и пенсионными выплатами. Следовательно, финансовая устойчивость пенсионной системы определяется не текущей, а перспективной сбалансированности доходов и расходов по ОПС. Такой подход позволяет оценить устойчивость пенсионной системы не только в рамках распределительной, но и накопительной модели, но сложно применим для России.
Одним из способов текущей сбалансированности в системе социального страхования, к которому относится ОПС, является трансферт из бюджета. Что касается трансферта из федерального бюджета бюджету ПФР, который отражается в доходах бюджета ПФР, то его наличие связано не только с достижением сбалансированности страховой пенсионной системы, но и с выполнением обязательств Российской Федерации, выходящих за рамки системы, в т.ч. не связанных с пенсионными выплатами (материнский капитал, ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам и др.).
Величина трансферта также связана с определенными обязательствами, в т.ч. принятыми в предыдущие годы, а именно: не обеспеченными дополнительными взносами досрочными пенсиями; страховыми пенсиями, по которым страхователем начислены, но не уплачены в ПФР страховые взносы в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации; на повышение к фиксированной выплате; в случае отмены моратория по страховым взносам на накопительную пенсию – компенсация выпадающих доходов на выплату страховой пенсии53.
Выплату страховой пенсии наряду с данным трансфертом и страховыми взносами обеспечивают также трансферты: на компенсацию пониженных тарифов взносов для отдельных категорий страхователей, включения в страховой стаж нестраховых периодов, а также трансферт на валоризацию пенсионных прав, приобретенных на начало 2002 года. Доля трансферта федерального бюджета на выплату страховых пенсий (сумма трансфертов на ОПС на компенсацию пониженных тарифов, за нестраховые периоды и на валоризацию) составляет около 57% в 2018 году от общей суммы трансферта федерального бюджета ПФР, она колебалась от 52% в 2014 г. до 85,8% в 2015 г.54
Таким образом, наличие бюджетного трансферта публичной пенсионной страховой системе не является главной характеристикой при оценке системы, в т.ч. ее устойчивости. Тем не менее, исследование финансовой устойчивости российской пенсионной системы, главное место в которой занимает распределительная составляющая (т.е. доходы и расходы на выплату страховой пенсии), остается актуальным, поскольку пенсионные обязательства перед застрахованными формируются за весь период их трудовой деятельности. Согласно общему подходу к исследованию устойчивости любой системы, финансовая устойчивость пенсионной системы подразумевает возможность исполнения принятых пенсионных обязательств в условиях воздействия внешних и внутренних факторов, т.е. основным предметом исследования выступает не текущая, а средне– и долгосрочная сбалансированность доходов и расходов бюджета ПФР, связанных с его обязательствами.
Частично риск несбалансированности бюджета ПФР в среднесрочной перспективе в разрезе распределительной страховой пенсионной системы нивелируется действующей с 2015 года пенсионной формулой, заменившей условные рублевые накопления на баллы, стоимость которых ежегодно пересматривается, но использовать этот инструмент только для достижения сбалансированности бюджета ПФР без необходимости поддержания уровня замещения пенсией зарплаты невозможно. Риски, связанные с обязательствами в области выплаты ПФР за счет пенсионных накоплений, минимизируются формированием выплатного резерва, резерва по ОПС, ежегодным увеличением ожидаемого периода выплат и прекращением права на наследование при осуществлении хотя бы одной выплаты застрахованному.
Пенсионный Фонд РФ представляет собой централизованный государственный фонд, который непосредственно обеспечивает в целях пенсионного обеспечения граждан РФ формирование и распределение финансовых ресурсов. Результатом функционирования фонда выступает обеспечение своевременной выплаты пенсии каждому застрахованному гражданину России в соответствии с его пенсионными правами в полном объеме. Анализ основных показателей деятельности показал, что с 2014 по 2018 годы наблюдается низкий уровень доходов ПФР и его нестабильность, поскольку в это время имеет место дефицит бюджета ПФР. При этом факт дефицита или профицита бюджета ПФР не отражает однозначно проблему устойчивости пенсионной системы, как и общий размер трансферта федерального бюджета Пенсионному фонду. Важность исследования устойчивости пенсионной системы связана не с долгосрочными обязательствами, вытекающими из источников финансирования дефицита бюджета ПФР, а пенсионными обязательствами, формируемыми на основе всего периода начисления и уплаты страховых взносов.
Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация, аккумулирующая денежные средства для выплаты пенсии и пособий своим клиентам. Деятельность НПФ регламентируется Федеральным законом от 07.05.1998 г. № 75–ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»55, который определяет порядок создания и условия существования фонда. НПФ является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, не связанной непосредственно с государственной пенсионной системой.
Следует отметить, что негосударственному пенсионному фонду присущ двойственный характер:
– он подобен социальному институту, необходим для решения повышения материального положения пенсионеров. Сотрудничество с НПФ выгодно людям, которые хотят иметь больший доход в старости, а не довольствоваться теми суммами, что обещаны государством;