Файл: Пенсионная реформа в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 367

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– одним из основных видов деятельности негосударственных пенсионных фондов является ак­кумуляция денежных средств широких слоев населения и управление процессом инвестирования56.

На наш взгляд, с момента создания негосударственных пенсионных фондов в 1998 г., государство признало оши­бочность политики патернализма в сфере пенсионного обеспечения. Гражданам России пре­доставили возможность более осознанного выбора своего будущего материального положе­ния. При этом стратегической целью выступает развитие негосударственного пенсионно­го обеспечения для укрепления финансовой стабильности граждан.

Важным этапом на пути совершенствования системы негосударственного пенсионного обеспечения и повышения доверия со стороны населения было создание Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, которая была призвана осуществлять контролирующие и разрешительные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (ныне она упразднена, а ее функции переданы в Федеральную службу по финансовым рынкам).

Негосударственный пенсионный фонд, некоммерческая организация, поэтому учредители не имеют права распределять полученные доходы между собой. Результаты инвестирования НПФ направляют исключительно на поставленные цели: пополнение инвестиционного дохо­да застрахованных лиц, пополнение пенсионных резервов, покрытие расходов на обеспечение уставной дея­тельности и формирования имущества.

Фонд не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность, он создан специально исключительно для осуществления пенсионного обеспечения и страхования. Организация структу­ры органов НПФ схожи со структурой управления акционерных обществ. Изначально основным видом деятельности негосударственных пенсионных фондов являлось негосударственное обеспе­чение клиентов фонда. В настоящее время сфера деятельности расширена и НПФ является стра­ховщиком в профессиональном пенсионном страховании, в обязательном пенсионном страхова­нии, а также обеспечивает назначении и выплату накопительных пенсий57.

Стать участником негосударственного пенсионного фонда может каждый на добровольных ос­новах, заключив договор с любым заинтересовавшим его фондом. На основе пенсионного дого­вора определяется размер и порядок взносов в фонд средств застрахованного лица
, которые будут инвестировать, и выплачивать с момента наступления страхового случая. За негосударственным пенсионным фондом закрепляются функции: аккумуляция пенсионных взносов, организация раз­мещения пенсионных резервов, ведение учета обязательства фонда, организации назначения и вы­платы пенсий, а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам.

Работа негосударственного пенсионного фонда является социально–значимой, поэтому ему оказывают активную государственную поддержку. Президентом и Правительством РФ регулярно подчеркивают особую роль НПФ и необходимость создания устойчивой системы экономики. Государство контролирует ведение деятельности негосударственного пенсионно­го фонда через уполномоченные федеральные органы.

Существование НПФ обусловлено возможностью улучшить материальное положение гражданина в будущем. Больший процент от инвестирования пенсионных накоплений в него­сударственном фонде возможен из–за увеличения рисков вкладов. Пониженная процентная ставка ПФР связанна с законодательными ограничениями в сфере инвестирования, инвести­рованием средств занимается управляющая компания «Внешэкономбанк» и ряд прочих управляющих компаний, с которыми у фонда заключены договоры доверительного управления.

Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация, деятельность которой непосредственно направлена на увеличение инвестиционного дохода накоплений граждан. Про­блема НПФ в том, что средства вкладываются в долгосрочные проекты, которые не дают моментального положительного результата инвестирования. Следует отметить и другие минусы: после отзыва лицензии в случаи банкротства фонда, застрахованному лицу возвращают­ся номинальные суммы, без инвестиционного дохода за все годы нахождения в фонде; при переходе из фонда в фонд чаще одного раза в пять лет, застрахованное лицо так же теряет доход; в случае неудачного вложения в НПФ средств, при минусовой доходности или убытках, потери покрываются инвестиционным доходом вкладчика.

Положительная же сторона нахождения в негосударственном пенсионном фонде – боль­ший процент доходности за счет гибкости пенсионных схем, которые основываются на дого­воре, заключенным напрямую между застрахованным лицом и негосударственным фондом58.

Отметим, что по состоянию на 01 февраля 2019 г., в Реестре негосударственных пенсионных фон­дов, которые являются участниками системы гарантирования прав застрахованных граждан, находится 35 компаний. Среди них: НПФ «Сбербанка», НПФ «Ростех» (прежнее название – НПФ «АВТОВАЗ»), НПФ «Открытие» (прежнее название – «Лу­койл–Гарант»), НПФ «Согласие», НПФ «Соци­альное развитие», НПФ «Гефест» и др. При этом исключено из указанного Реестра 12 негосударственных пен­сионных фондов (НПФ «Регионфонд», НПФ «Уралсиб», НПФ «Наше будущее», НПФ «Наследие» и др.)

59.

По данным Банка России, в системе негосударственного пенсионного обеспечения с апреля по июнь 2018 г. инвестиционный портфель пенсионных ре­зервов НПФ уменьшился за II квартал 2018 г. на 5,1 млрд руб., до 1249,1 млрд руб., что обу­словлено в том числе сокращением количества участников добровольной пенсионной систе­мы. До этого показатель рос на протяжении ше­сти кварталов. Число участников добровольной пенсионной системы на конец июня 2018 г. со­ставило 6,16 млн человек, что на 4,8 тыс. чело­век меньше, чем на конец предыдущего квар­тала (рис. 3). Несмотря на сокращение количества участников, чистый приток средств в пенсион­ные резервы НПФ за II квартал 2018 г. составил 26,0 млрд рублей.

В системе обязательного пенсионного страхования за апрель–июнь 2018 г. объем пенсион­ных накоплений НПФ увеличился на 23,5 млрд руб., до 2655,4 млрд рублей. Кварталом ранее рост был больше в семь раз, что объяснялось сезонным фактором, связанным с переводом средств из ПФР по итогам переходной кампа­нии 2017 года. Чистый приток средств в пенси­онные накопления за квартал составил 26 млрд рублей. Отношение пенсионных накоплений к ВВП осталось на уровне 2,8%. Совокупное количество застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ на конец июня 2018 г. составило 37,0 млн че­ловек. Средний счет по обязательному пенси­онному страхованию (ОПС) вырос на 0,2 тыс. руб. за квартал и достиг 68,4 тыс. рублей. Количество застрахованных лиц, получа­ющих пенсию, увеличилось за год на 20,1%, до 156,3 тыс. человек. Объем инвестиционного портфеля пенсион­ных накоплений ПФР за II квартал 2018 г. вы­рос на 1,5% и составил 1763,3 млрд рублей60.

В настоящее время развитие негосударственного пенсионного обеспечения тормозится не только вследствие сложной экономической ситуации, но, в первую очередь, из–за недостаточно разработанной законодательной базы.

С учетом отсутствия четкой позиции государства по вопросам выплаты накопительной пенсии, было бы целесообразно обеспечить дополнительную стимуляцию и поддержку схем НПО, принимая во внимание инвестиционный аспект их деятельности. Так, в частности, активизировать рынок НПФ могло бы введение налоговых преференций для работодателей, участвующих в программах НПО, поскольку сегодня пенсионные взносы в НПФ им приходится платить практически из чистой прибыли.

Здесь следует также отметить, что деятельность НПФ значительно осложнилась после получения ими статуса коммерческих организаций61. Пока НПФ были некоммерческими организациями, они сосредотачивали свою активность на вопросах более эффективного использования накапливаемых средств граждан, чтобы обеспечить большую доходность по сравнению с государственным пенсионным фондом. Сейчас же социальная
функция перестала быть основной для НПФ, а их основной целью стало удовлетворение потребностей акционеров. Налицо конфликт интересов, который нуждается в скорейшем разрешении.

Недостаточно эффективным является и участие НПФ в программе обязательного пенсионного страхования. С одной стороны такое участие повышает уровень доверия граждан к НПФ, с другой для самих фондов во многом оно является убыточным. Основной причиной можно назвать избыточно сложный период поступления страховых взносов в НПФ. Иногда этот период растягивается на срок до полутора лет, что приводит к потере части средств. Кроме того, в течение указанного срока НПФ не могут осуществлять свою обязанность и право на управление этими средствами. Налицо как нарушение прав застрахованных лиц, которые четко выразили свое намерение передать пенсионные накопления в НПФ, так и ущемление прав самих фондов, теряющих часть своей ресурсной базы, а, следовательно, и существенную часть своих доходов62.

При этом, как отмечалось нами выше, в мировой практике в странах с развитой рыночной экономикой (Германия, США, Франция) государственная пенсия не является основным источником дохода пенсионеров. Большую часть составляют их частные накопления, с момента заключения договора с негосударственным пенсионным фондом. Примечательно, что лицо может и не работать, а индивидуальные взносы вносить с иного источника дохода, либо же за него это могут сделать родственники (например, родитель за ребенка, супруг за другого супруга) или же другие лица (работодатель, в случае заключения с ним такого соглашения). В России такие механизмы, в принципе, предусмотрены, но недостаточно четко сформулированы, что затрудняет их развитие и реализацию.

Обращение к зарубежному опыту также свидетельствует, что НПФ являются важным элементом в компенсационном пакете сотрудника корпоративной организации, наряду с медицинским страхованием, премиями и бонусами и т.п. Само участие предприятия в пенсионных программах формирует корпоративный дух, укрепляет доверие к работодателю и повышает рейтинг организации63. К сожалению, в Российской Федерации данная система распространена не так широко и немногие работодатели рассматривают негосударственное пенсионное обеспечение как важную часть кадровой политики, поэтому работники самостоятельно ищут наиболее понятные и эффективные пути, стремясь увеличить свои накопления к моменту достижения пенсионного возраста. Фактически, пенсионные системы доступны только крупным корпорациям и физическим лицам с высоким уровнем дохода, а отечественные юридические лица среднего и малого бизнеса в систему негосударственное пенсионное обеспечение включены незначительно. Изменить данную ситуацию могло бы смягчение налогового бремени на всех стадиях организации негосударственное пенсионное обеспечение.


В настоящее время с целью стимулирования развития пенсионной системы России и облегчения нагрузки на государственный бюджет по содержанию ПФР особое значение приобретает повыше­ние эффективности управления накопительной частью пенсии, обеспечи­вающей пенсионные накопления64.

Для этого государству необходимо стимулировать повышение ак­тивности населения в процессе привлечения средств в систему дополни­тельного пенсионного обеспечения требует создания механизма, гаран­тирующего возврат вложенных средств в случае непредвиденных кри­зисных ситуаций или банкротства данного финансового института, что способно значительно повысить уровень доверия населения к пенсион­ным накопительным программам65.

Необходимо отметить тот факт, что система пенсионного обеспе­чения, реализующая в числе прочего отсроченное стимулирование коли­чества и качества репродуктивного труда, может стать эффективным экономическим инструментом реализации репродуктивной политики го­сударства66, которая позволит решить существующие проблемы демо­графического характера.

Как отмечалось нами выше, после 2010 года структура пенсии гражданина РФ изменилась – теперь они состоит из страховой и накопительной части. На первую уходит 16 % фонда оплаты труда из отчисления работодателя, а на вто­рую – 6 %. Накопительную часть пенсии каждый гражданин РФ может перене­сти в НПФ. Накопительная часть инвестируется пенсионным фондом и прино­сит доход67.

Таким образом, для формирования активной и ответственной по­зиции граждан по вопросам, связанным с их пенсионным обеспечением, необходима целенаправленная политика государства, предполагающая управление социальными установками населения в пенсионной сфере. Только меры, способствующие активному вовлечению россиян в программы дополнительного пенсионного страхования, повышению до­верия к негосударственным пенсионным фондам и другим институтам пенсионной системы страны могут стать одним из направлений повыше­ния уровня жизни будущих пенсионеров.

Целостное понимание госу­дарственной системы социальной защиты невозможно без негосударст­венного пенсионного обеспечения, реализуемого негосударственными пенсионными фондами. В то же время, развитие негосударственного пенсионного обеспечения тормозится тем, что смена НПФ невыгодна по своим налоговым последствиям, что означает, что в данной сфере не обеспечен должный уровень развития свободной конкуренции. Отсутствует стимул для работодателя искать наилучшие гарантии обеспечения для работников будущих пенсионных выплат. Необходимо внесение изменений в законодательство о НПФ с целью изменения данной ситуации. Становится очевидным, что использование только системы обязательного пенсионного страхования не способно покрыть потребности общества в обеспечении достаточного жизненного уровня пенсионеров, но система негосударственного пенсионного страхования недостаточно разработана и нуждается в дальнейшем совершенствовании.