Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 367
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– одним из основных видов деятельности негосударственных пенсионных фондов является аккумуляция денежных средств широких слоев населения и управление процессом инвестирования56.
На наш взгляд, с момента создания негосударственных пенсионных фондов в 1998 г., государство признало ошибочность политики патернализма в сфере пенсионного обеспечения. Гражданам России предоставили возможность более осознанного выбора своего будущего материального положения. При этом стратегической целью выступает развитие негосударственного пенсионного обеспечения для укрепления финансовой стабильности граждан.
Важным этапом на пути совершенствования системы негосударственного пенсионного обеспечения и повышения доверия со стороны населения было создание Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, которая была призвана осуществлять контролирующие и разрешительные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (ныне она упразднена, а ее функции переданы в Федеральную службу по финансовым рынкам).
Негосударственный пенсионный фонд, некоммерческая организация, поэтому учредители не имеют права распределять полученные доходы между собой. Результаты инвестирования НПФ направляют исключительно на поставленные цели: пополнение инвестиционного дохода застрахованных лиц, пополнение пенсионных резервов, покрытие расходов на обеспечение уставной деятельности и формирования имущества.
Фонд не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность, он создан специально исключительно для осуществления пенсионного обеспечения и страхования. Организация структуры органов НПФ схожи со структурой управления акционерных обществ. Изначально основным видом деятельности негосударственных пенсионных фондов являлось негосударственное обеспечение клиентов фонда. В настоящее время сфера деятельности расширена и НПФ является страховщиком в профессиональном пенсионном страховании, в обязательном пенсионном страховании, а также обеспечивает назначении и выплату накопительных пенсий57.
Стать участником негосударственного пенсионного фонда может каждый на добровольных основах, заключив договор с любым заинтересовавшим его фондом. На основе пенсионного договора определяется размер и порядок взносов в фонд средств застрахованного лица
, которые будут инвестировать, и выплачивать с момента наступления страхового случая. За негосударственным пенсионным фондом закрепляются функции: аккумуляция пенсионных взносов, организация размещения пенсионных резервов, ведение учета обязательства фонда, организации назначения и выплаты пенсий, а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам.
Работа негосударственного пенсионного фонда является социально–значимой, поэтому ему оказывают активную государственную поддержку. Президентом и Правительством РФ регулярно подчеркивают особую роль НПФ и необходимость создания устойчивой системы экономики. Государство контролирует ведение деятельности негосударственного пенсионного фонда через уполномоченные федеральные органы.
Существование НПФ обусловлено возможностью улучшить материальное положение гражданина в будущем. Больший процент от инвестирования пенсионных накоплений в негосударственном фонде возможен из–за увеличения рисков вкладов. Пониженная процентная ставка ПФР связанна с законодательными ограничениями в сфере инвестирования, инвестированием средств занимается управляющая компания «Внешэкономбанк» и ряд прочих управляющих компаний, с которыми у фонда заключены договоры доверительного управления.
Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация, деятельность которой непосредственно направлена на увеличение инвестиционного дохода накоплений граждан. Проблема НПФ в том, что средства вкладываются в долгосрочные проекты, которые не дают моментального положительного результата инвестирования. Следует отметить и другие минусы: после отзыва лицензии в случаи банкротства фонда, застрахованному лицу возвращаются номинальные суммы, без инвестиционного дохода за все годы нахождения в фонде; при переходе из фонда в фонд чаще одного раза в пять лет, застрахованное лицо так же теряет доход; в случае неудачного вложения в НПФ средств, при минусовой доходности или убытках, потери покрываются инвестиционным доходом вкладчика.
Положительная же сторона нахождения в негосударственном пенсионном фонде – больший процент доходности за счет гибкости пенсионных схем, которые основываются на договоре, заключенным напрямую между застрахованным лицом и негосударственным фондом58.
Отметим, что по состоянию на 01 февраля 2019 г., в Реестре негосударственных пенсионных фондов, которые являются участниками системы гарантирования прав застрахованных граждан, находится 35 компаний. Среди них: НПФ «Сбербанка», НПФ «Ростех» (прежнее название – НПФ «АВТОВАЗ»), НПФ «Открытие» (прежнее название – «Лукойл–Гарант»), НПФ «Согласие», НПФ «Социальное развитие», НПФ «Гефест» и др. При этом исключено из указанного Реестра 12 негосударственных пенсионных фондов (НПФ «Регионфонд», НПФ «Уралсиб», НПФ «Наше будущее», НПФ «Наследие» и др.)
59.
По данным Банка России, в системе негосударственного пенсионного обеспечения с апреля по июнь 2018 г. инвестиционный портфель пенсионных резервов НПФ уменьшился за II квартал 2018 г. на 5,1 млрд руб., до 1249,1 млрд руб., что обусловлено в том числе сокращением количества участников добровольной пенсионной системы. До этого показатель рос на протяжении шести кварталов. Число участников добровольной пенсионной системы на конец июня 2018 г. составило 6,16 млн человек, что на 4,8 тыс. человек меньше, чем на конец предыдущего квартала (рис. 3). Несмотря на сокращение количества участников, чистый приток средств в пенсионные резервы НПФ за II квартал 2018 г. составил 26,0 млрд рублей.
В системе обязательного пенсионного страхования за апрель–июнь 2018 г. объем пенсионных накоплений НПФ увеличился на 23,5 млрд руб., до 2655,4 млрд рублей. Кварталом ранее рост был больше в семь раз, что объяснялось сезонным фактором, связанным с переводом средств из ПФР по итогам переходной кампании 2017 года. Чистый приток средств в пенсионные накопления за квартал составил 26 млрд рублей. Отношение пенсионных накоплений к ВВП осталось на уровне 2,8%. Совокупное количество застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ на конец июня 2018 г. составило 37,0 млн человек. Средний счет по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) вырос на 0,2 тыс. руб. за квартал и достиг 68,4 тыс. рублей. Количество застрахованных лиц, получающих пенсию, увеличилось за год на 20,1%, до 156,3 тыс. человек. Объем инвестиционного портфеля пенсионных накоплений ПФР за II квартал 2018 г. вырос на 1,5% и составил 1763,3 млрд рублей60.
В настоящее время развитие негосударственного пенсионного обеспечения тормозится не только вследствие сложной экономической ситуации, но, в первую очередь, из–за недостаточно разработанной законодательной базы.
С учетом отсутствия четкой позиции государства по вопросам выплаты накопительной пенсии, было бы целесообразно обеспечить дополнительную стимуляцию и поддержку схем НПО, принимая во внимание инвестиционный аспект их деятельности. Так, в частности, активизировать рынок НПФ могло бы введение налоговых преференций для работодателей, участвующих в программах НПО, поскольку сегодня пенсионные взносы в НПФ им приходится платить практически из чистой прибыли.
Здесь следует также отметить, что деятельность НПФ значительно осложнилась после получения ими статуса коммерческих организаций61. Пока НПФ были некоммерческими организациями, они сосредотачивали свою активность на вопросах более эффективного использования накапливаемых средств граждан, чтобы обеспечить большую доходность по сравнению с государственным пенсионным фондом. Сейчас же социальная
функция перестала быть основной для НПФ, а их основной целью стало удовлетворение потребностей акционеров. Налицо конфликт интересов, который нуждается в скорейшем разрешении.
Недостаточно эффективным является и участие НПФ в программе обязательного пенсионного страхования. С одной стороны такое участие повышает уровень доверия граждан к НПФ, с другой для самих фондов во многом оно является убыточным. Основной причиной можно назвать избыточно сложный период поступления страховых взносов в НПФ. Иногда этот период растягивается на срок до полутора лет, что приводит к потере части средств. Кроме того, в течение указанного срока НПФ не могут осуществлять свою обязанность и право на управление этими средствами. Налицо как нарушение прав застрахованных лиц, которые четко выразили свое намерение передать пенсионные накопления в НПФ, так и ущемление прав самих фондов, теряющих часть своей ресурсной базы, а, следовательно, и существенную часть своих доходов62.
При этом, как отмечалось нами выше, в мировой практике в странах с развитой рыночной экономикой (Германия, США, Франция) государственная пенсия не является основным источником дохода пенсионеров. Большую часть составляют их частные накопления, с момента заключения договора с негосударственным пенсионным фондом. Примечательно, что лицо может и не работать, а индивидуальные взносы вносить с иного источника дохода, либо же за него это могут сделать родственники (например, родитель за ребенка, супруг за другого супруга) или же другие лица (работодатель, в случае заключения с ним такого соглашения). В России такие механизмы, в принципе, предусмотрены, но недостаточно четко сформулированы, что затрудняет их развитие и реализацию.
Обращение к зарубежному опыту также свидетельствует, что НПФ являются важным элементом в компенсационном пакете сотрудника корпоративной организации, наряду с медицинским страхованием, премиями и бонусами и т.п. Само участие предприятия в пенсионных программах формирует корпоративный дух, укрепляет доверие к работодателю и повышает рейтинг организации63. К сожалению, в Российской Федерации данная система распространена не так широко и немногие работодатели рассматривают негосударственное пенсионное обеспечение как важную часть кадровой политики, поэтому работники самостоятельно ищут наиболее понятные и эффективные пути, стремясь увеличить свои накопления к моменту достижения пенсионного возраста. Фактически, пенсионные системы доступны только крупным корпорациям и физическим лицам с высоким уровнем дохода, а отечественные юридические лица среднего и малого бизнеса в систему негосударственное пенсионное обеспечение включены незначительно. Изменить данную ситуацию могло бы смягчение налогового бремени на всех стадиях организации негосударственное пенсионное обеспечение.
В настоящее время с целью стимулирования развития пенсионной системы России и облегчения нагрузки на государственный бюджет по содержанию ПФР особое значение приобретает повышение эффективности управления накопительной частью пенсии, обеспечивающей пенсионные накопления64.
Для этого государству необходимо стимулировать повышение активности населения в процессе привлечения средств в систему дополнительного пенсионного обеспечения требует создания механизма, гарантирующего возврат вложенных средств в случае непредвиденных кризисных ситуаций или банкротства данного финансового института, что способно значительно повысить уровень доверия населения к пенсионным накопительным программам65.
Необходимо отметить тот факт, что система пенсионного обеспечения, реализующая в числе прочего отсроченное стимулирование количества и качества репродуктивного труда, может стать эффективным экономическим инструментом реализации репродуктивной политики государства66, которая позволит решить существующие проблемы демографического характера.
Как отмечалось нами выше, после 2010 года структура пенсии гражданина РФ изменилась – теперь они состоит из страховой и накопительной части. На первую уходит 16 % фонда оплаты труда из отчисления работодателя, а на вторую – 6 %. Накопительную часть пенсии каждый гражданин РФ может перенести в НПФ. Накопительная часть инвестируется пенсионным фондом и приносит доход67.
Таким образом, для формирования активной и ответственной позиции граждан по вопросам, связанным с их пенсионным обеспечением, необходима целенаправленная политика государства, предполагающая управление социальными установками населения в пенсионной сфере. Только меры, способствующие активному вовлечению россиян в программы дополнительного пенсионного страхования, повышению доверия к негосударственным пенсионным фондам и другим институтам пенсионной системы страны могут стать одним из направлений повышения уровня жизни будущих пенсионеров.
Целостное понимание государственной системы социальной защиты невозможно без негосударственного пенсионного обеспечения, реализуемого негосударственными пенсионными фондами. В то же время, развитие негосударственного пенсионного обеспечения тормозится тем, что смена НПФ невыгодна по своим налоговым последствиям, что означает, что в данной сфере не обеспечен должный уровень развития свободной конкуренции. Отсутствует стимул для работодателя искать наилучшие гарантии обеспечения для работников будущих пенсионных выплат. Необходимо внесение изменений в законодательство о НПФ с целью изменения данной ситуации. Становится очевидным, что использование только системы обязательного пенсионного страхования не способно покрыть потребности общества в обеспечении достаточного жизненного уровня пенсионеров, но система негосударственного пенсионного страхования недостаточно разработана и нуждается в дальнейшем совершенствовании.