Файл: View metadata, citation and similar papers at.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 375

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

Гипотезы исследования:

Методики исследования:

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования

Феномен саморазрушающего поведения у подростков

Формы саморазрушающего поведения

Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте

Выводы по первой главе

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-

Характеристика выборки:

Методики исследования:

Методы математической обработки данных:

Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой

Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич

Личностный опросник Личко

Лист вопросов

Результаты исследования клинико-психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению

причиной склонности к суицидальным проявлениям.

Данные результаты доказывают актуальность выбранной темы и необходимости ее дальнейшего изучения, вед,по мнению Н.Н. Телеповой ослабление личностной устойчивости может повлечь за собой аддиктивное поведение и очень важно диагностировать проявляющиеся признакиаддикции как можно раньше.

        1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению




Изучение саморазрушающего поведения подростков на современном этапе приобретает высокую актуальность. Из-за негативных социальных и психологических явлений становится увеличение количества людей, склонных к саморазрушающему поведению. На грани опасности находятся дети подросткового возраста. Свойственные этому возрасту трудности саморегуляции находят свое выражение в импульсивности, тревожности, проблемах самооценки и управления эмоциями, а так же в суицидальном поведении. Стоит отметить, что существует множественное количество форм саморазрушающего поведения, каждая из которых имеет свою специфику выражения и коррекции. Но в корне любой его формы находятся неразрешенные внутриличностные проблемы, возникающие из-за неспособности человека построить гармоничные отношения с самим собой и другими людьми.Очень важно на данном этапе психологам оказать своевременную помощь подросткам, так и их родителям.

Профилактика саморазрушающего поведения включает следующие рекомендации родителям:

  1. Сохранять контакт со своим ребенком. Важно сохранять контакт с ребенком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого: расспрашивайте его с искренним интересом о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ребенку важным, даже если вам это кажется незначительным; придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному! Важно как можно больше разговаривать с подростком. Надо постараться любыми способами узнать, что за проблема его волнует, и попытаться уменьшить его страдания.





  1. Помнить, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию.

  2. Говорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что Ваш подросток хочет, как он планирует этого добиться, помогите ему представить реалистичные шаги к желаемому будущему. Передать ребенку понимание ценности жизни и здоровья. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.

  3. Сформировать у подростков оптимальные коммуникативные навыки, бесконфликтного конструктивного.

  1. Быть внимательным слушателем. Подростки особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают, не настроены, принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят.

  2. Найти баланс между предоставлением свободы и родительским руководством

Следует отметить, что в случае наличия у несовершеннолетнего выраженных симптомов суицидальных попыток необходимо оказание несовершеннолетнему психологической помощи. Как отмечают исследователи, в профилактике такой проблемы, как суицидальное поведение несовершеннолетних, необходимо комплексное психологическое сопровождение.
Одним из наиболее эффективных методов вторичной
профилактики саморазрушающего поведения (признаки суицидальных проявлений) является психологическое консультирование.

Когнитивно-бихевиоральный подход в психологическом консультировании является одним из признанных методов помощи в профилактике суицидального поведения. А. Бек и Г. Браун вводят понятие суицидального кризиса, который рассматривался как центральная и первичная проблема. Cуицидальный кризис определяется в когнитивной психотерапии как совершение попытки суицида или острые наплывы суицидальных мыслей и желаний. Соответственно, выделяется две фазы работы:

  1. Острая: незадолго до, во время, и непродолжительное время после суицидального кризиса;

  2. Продолжающаяся: без привязки к суицидальному кризису либо продолжительное время после суицидального кризиса.

Психологическое консультирование психолога будет более предпочтительно в продолжительной фазе. В острой фазе отдаётся предпочтение медицинской помощи, но, однако, не исключает полезность психологического сопровождения несовершеннолетнего. Согласно когнитивной теории, в основе суицидального поведения лежит определенная когнитивная схема, его запускающая. Активизация суицидальной схемы ведет к активизации соответствующих когнитивных процессов. Если говорить другими словами, индивид будет обращать больше внимания на провокаторы суицидального поведения, зачастую игнорируя антисуицидальные факторы. Также подросток в такой
момент склонен приходить к мысли, что суицид единственное решение проблемы. Охваченность такими мыслями важный признак суицидального кризиса.

Этапы психологического консультирования подростков склонных к саморазрушающему поведению (на примере суицидального поведения).


  1. Первым этапом психологического консультирования подростков с признаками суицидального поведения в рамках когнитивно-бихевиорального подхода является сбор информации для когнитивной информации выстраивания когнитивной схемы суицида, которая у каждого суицидента имеет свои конкретные особенности. Тут важна самая разнообразная информация: что послужило стимулом суицидальных проявлений, какие мысли в это время были в голове, что конкретно предпринимал ранее, какие эмоции испытывал.

  2. Следующим этапом является развитие навыков совладания с суицидальным поведением. На этом этапе эффективно применение бихевиоральных техник:

Поведенческая активация. Суть метода заключается в том, чтобы избавиться от ощущения изолированности и негативных переживаний путём повседневных занятий. Круг этих занятий не ограничен: это может быть творчество, занятия спортом, внеурочная деятельность, встречи с друзьями, успехи в учёбе и реализации своих целей. Крайне важно при этом не простое вовлечение подростка в деятельность, а продуманное и осознанное обращение внимания человека на позитивные стороны жизни.

  • Терапия мастерства и удовольствия. Несовершеннолетним предлагается записывать все свои дела и помечать успешно выполненные буквой «М» («Мастерство»), а приносящие удовольствие буквой «У» («Удовольствие»), тем самым лучше осознавая позитивные переживания. Терапия мастерства и удовольствия помогает пациентам осознать, что позитивных и приятных переживаний в их жизни гораздо больше, чем они думали. Рекомендуя пациентам записывать события и предлагая значимым другим напоминать им о приятных событиях, психотерапевт поощряет у пациентов чувство удовлетворенности и компетентности, что, в свою очередь, ведет к новым попыткам пациентов заняться решением своих проблем, а также к улучшению их представлений о себе.