Файл: View metadata, citation and similar papers at.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 428

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

Гипотезы исследования:

Методики исследования:

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования

Феномен саморазрушающего поведения у подростков

Формы саморазрушающего поведения

Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте

Выводы по первой главе

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-

Характеристика выборки:

Методики исследования:

Методы математической обработки данных:

Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой

Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич

Личностный опросник Личко

Лист вопросов

Результаты исследования клинико-психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению

акцентуаций характера испытуемых
Таким образом, 20% подростков составляют гипертимный тип личности. Это характеризует их как оптимистичных, коммуникабельных, инициативных молодых людей, которые часто проявляют тенденции к лидерству, что подкрепляется обычно наличием организаторских способностей. Упрямство и строптивость могут проявляться в случае объективных нарушений их интересов. Мотивация к любому виду деятельности, в том числе учебной – главный критерий их конструктивной активности.

Респонденты относящиеся к циклоидному типу 17,5%, который проявляется обычно в старшем подростковом и юношеском возрасте. Его особенностью является периодическое фазой от нескольких недель до нескольких месяцев) колебание настроения.

В период подъема циклоидным подросткам присущи черты гипертимного типа. Затем наступает период спада настроения, резко падает контактность, подросток становится немногословным, пессимистичным. Мелкие неприятности и неудачи, которые учащаются из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. Они очень впечатлительны и зависимы от мнения окружающих.

Участники исследования относящиеся к сенситивномутипу 12,5%.Это подростки чаще всего с чрезвычайно высокой впечатлительностью, а также крайне заниженной самооценкой и соотношением. Они старательны и ответственны, но боязливы.Предпочитают узкий круг людей, как правило, при конфликтах занимают пассивную позицию. Обидчивы, сострадательны, эмпатичны со слабой волевой активностью. Наиболее чувствительны такие молодые люди в сфере взаимоотношений с окружающими. Самое страшное для них – стать объектом насмешек и обвинениям
, в большинстве случаев несправедливых. Это может толкнуть такого подростка на острую аффективную реакцию, конфликт, спровоцировать депрессию или даже попытку самоубийства.
Испытуемые относящиеся к астено-невротическому типу 10%, который характеризуется повышенной впечатлительностью, психической и физической утомляемостью, особенно при умственных нагрузках, с увеличиемкоторых могут нарастать раздражительность и аффективные вспышки. Аффект для таких подростков - проявление слабости и после таких вспышек они быстро теряют силы.

Участники исследования относящиеся к лабильному типу личности 7,5%, которому соответствует крайняя изменчивость настроения его представителей. От этого зависит самочувствие подростков, аппетит, трудоспособность, отношение к себе и своему опыту прошлому, настоящему и будущему. На первый взгляд они могут казаться легкомысленными, однако способны на глубокую привязанность к близким. Отзывчивы на доброту, понимание. На фоне колебаний настроения возможны мимолетные конфликты со сверстниками и взрослыми, кратковременные аффективные вспышки, но затем следуют быстрое раскаяние и поиск путей примирения.

Также 7,5 % подростков относятся к тревожно-педантичному и демонстративному и неустойчивому типам акцентуации характеров. Главной характеристикой тревожно-педантичного типа является нерешительность, интеллектуализация, мнительность, навязчивые идеи, страхи, тревога к возможно негативным последствиям в будущем. Специально придуманные ритуалы, а также формализм или педантизм

механизмы защиты от постоянной тревоги. Этой акцентуации не свойственна склонность к нарушению правил, в том числе к суицидальному поведению (за исключением редких случаев гиперкомпенсации).

Главными чертами демонстративноготипа являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе Если не через конструктивное поведение, то через негатив), восхищений удивления, почитания, сочувствия.
Неустойчивыеподростки характеризуются слабой волевой активностью, отсутствием интересов и мотиваций.

Респонденты относящиеся к интровертированному и возбудимому типу акцентуаций характера 5%.

Замкнутость, отстраненность, сниженная потребность в общении, неспособность к сопереживанию характерны дляинтровертов. Могут прослеживаться амбивалентные черты, - упрямство и податливость, бездеятельность и целеустремленность, упрямство и застенчивость. Чаще такие подростки сами страдают от своего одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга.

Возбудимыеподросткихарактеризуется пониженным настроением с раздражительностью и агрессивностью. Мрачность и взаимосвязанная с ней аффективной взрывчатостью. Повод для гнева может быть объективным, а также отсутствовать вовсе. В состоянии аффекта не учитывают слабость и беспомощность других.

Таким образом, наиболее часто встречающиеся в данном эмпирическом исследовании (по убыванию) гипертимный, циклоидный, сенситивный типы акцентуаций характера. Менее всего участников исследования интровертированного и возбудимого типов.

В таблице 1 представлены данные
определенных акцентуаций характера в соответствии уровням суицидального проявления (приложение 4, таблица 7). Хи квадрат критерий =15,1517, но уровень значимости p>0,05, это свидетельствует о том, что различия между наблюдаемыми и ожидаемыми значениями невысоки и также требует более масштабной выборки респондентов для подтверждения гипотезы о том, что принадлежность к определенной акцентуации влияет на уровень суицидальных проявлений (приложение 4, таблица 8).
Таблица 1 – Соответствие акцентуаций и склонности к суицидальному поведению у подростков

типы личности

низкий уровень(СР)

выше среднего(СР)

Гипертимный




32,00%

Циклоидный

6,70%

24,00%

Лабильный

13,30%

4,00%

астено-невротический

13,30%

8,00%

Сенситивный

26,70%

4,00%

тревожно-педантичный

6,70%

8,00%

Интровертированный

13,30%




Возбудимый

6,70%

4,00%

Демонстративный

6,70%

8,00%

Неустойчивый

6,70%

8,00%


Наглядные результаты представлены на рисунке 5.





Рисунок 5 – Соответствие акцентуаций и склонности суицидальных проявлений

Итак, результаты показывают, что наиболее склонны к суицидальным проявлениям подростки гипертимного (32%) и циклоидного (24%)
типов. Низкий уровень суицидальных реакций более выражен у сенситивного типа (26,7%).
Группа риска подростков относящиеся к циклоидному типу вполне конгруэнта полученным данным. Усугубить их субдепрессивное состояние, а также вызвать острую аффективную реакцию с возможными попытками к самоубийству могут резкая критика или серьезные неудачи со стороны сверстников, учителей, родных и близких.Самой оптимальной позицией со стороны близких, учителей является положительное подкрепление, ненавязчивая забота и внимание.

Но 32% подростков гипертимного типа согласно теории не должны быть активными участниками проявленных суицидальных реакций. Для данной акцентуации характерны оптимизм, общительность, активность, коммуникабельность, хорошие лидерские и организаторские качества. Возможно, данные результаты можно объяснить тем, что подростки при ответе на вопросы анкеты указывали социально-приемлемые ответы для себя, стараясь и желая казаться лучше либо же используя социально- приемлемые ответы как механизмы защиты (как сознательно, так и бессознательно) от своего истинного состояния. Также, можно предположить, что активность гипертимных подростком может приводить, например, к участию в авантюрах или неправильному выбору товарищей. Их недисциплинированность и невнимательность могут приводить к конфликтам со взрослыми, сверстниками, учителями. Поверхностные увлечения, стремление выделиться и заработать похвалу могут приводить к переоценке своих качеств, способностей и соответствующими проблемами, которые молодые люди 16-17 не в состоянии решать самостоятельно. Все это может стать