Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 493
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования
Феномен саморазрушающего поведения у подростков
Формы саморазрушающего поведения
Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-
Методы математической обработки данных:
Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой
Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич
акцентуаций характера испытуемых
Таким образом, 20% подростков составляют гипертимный тип личности. Это характеризует их как оптимистичных, коммуникабельных, инициативных молодых людей, которые часто проявляют тенденции к лидерству, что подкрепляется обычно наличием организаторских способностей. Упрямство и строптивость могут проявляться в случае объективных нарушений их интересов. Мотивация к любому виду деятельности, в том числе учебной – главный критерий их конструктивной активности.
Респонденты относящиеся к циклоидному типу 17,5%, который проявляется обычно в старшем подростковом и юношеском возрасте. Его особенностью является периодическое (с фазой от нескольких недель до нескольких месяцев) колебание настроения.
В период подъема циклоидным подросткам присущи черты гипертимного типа. Затем наступает период спада настроения, резко падает контактность, подросток становится немногословным, пессимистичным. Мелкие неприятности и неудачи, которые учащаются из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. Они очень впечатлительны и зависимы от мнения окружающих.
Участники исследования относящиеся к сенситивномутипу 12,5%.Это подростки чаще всего с чрезвычайно высокой впечатлительностью, а также крайне заниженной самооценкой и соотношением. Они старательны и ответственны, но боязливы.Предпочитают узкий круг людей, как правило, при конфликтах занимают пассивную позицию. Обидчивы, сострадательны, эмпатичны со слабой волевой активностью. Наиболее чувствительны такие молодые люди в сфере взаимоотношений с окружающими. Самое страшное для них – стать объектом насмешек и обвинениям
, в большинстве случаев несправедливых. Это может толкнуть такого подростка на острую аффективную реакцию, конфликт, спровоцировать депрессию или даже попытку самоубийства.
Испытуемые относящиеся к астено-невротическому типу 10%, который характеризуется повышенной впечатлительностью, психической и физической утомляемостью, особенно при умственных нагрузках, с увеличиемкоторых могут нарастать раздражительность и аффективные вспышки. Аффект для таких подростков - проявление слабости и после таких вспышек они быстро теряют силы.
Участники исследования относящиеся к лабильному типу личности 7,5%, которому соответствует крайняя изменчивость настроения его представителей. От этого зависит самочувствие подростков, аппетит, трудоспособность, отношение к себе и своему опыту – прошлому, настоящему и будущему. На первый взгляд они могут казаться легкомысленными, однако способны на глубокую привязанность к близким. Отзывчивы на доброту, понимание. На фоне колебаний настроения возможны мимолетные конфликты со сверстниками и взрослыми, кратковременные аффективные вспышки, но затем следуют быстрое раскаяние и поиск путей примирения.
Также 7,5 % подростков относятся к тревожно-педантичному и демонстративному и неустойчивому типам акцентуации характеров. Главной характеристикой тревожно-педантичного типа является нерешительность, интеллектуализация, мнительность, навязчивые идеи, страхи, тревога к возможно негативным последствиям в будущем. Специально придуманные ритуалы, а также формализм или педантизм
– механизмы защиты от постоянной тревоги. Этой акцентуации не свойственна склонность к нарушению правил, в том числе к суицидальному поведению (за исключением редких случаев гиперкомпенсации).
Главными чертами демонстративноготипа являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе Если не через конструктивное поведение, то через негатив), восхищений удивления, почитания, сочувствия.
Неустойчивыеподростки характеризуются слабой волевой активностью, отсутствием интересов и мотиваций.
Респонденты относящиеся к интровертированному и возбудимому типу акцентуаций характера 5%.
Замкнутость, отстраненность, сниженная потребность в общении, неспособность к сопереживанию характерны дляинтровертов. Могут прослеживаться амбивалентные черты, - упрямство и податливость, бездеятельность и целеустремленность, упрямство и застенчивость. Чаще такие подростки сами страдают от своего одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга.
Возбудимыеподросткихарактеризуется пониженным настроением с раздражительностью и агрессивностью. Мрачность и взаимосвязанная с ней аффективной взрывчатостью. Повод для гнева может быть объективным, а также отсутствовать вовсе. В состоянии аффекта не учитывают слабость и беспомощность других.
Таким образом, наиболее часто встречающиеся в данном эмпирическом исследовании (по убыванию) – гипертимный, циклоидный, сенситивный типы акцентуаций характера. Менее всего участников исследования интровертированного и возбудимого типов.
В таблице 1 представлены данные
определенных акцентуаций характера в соответствии уровням суицидального проявления (приложение 4, таблица 7). Хи квадрат критерий =15,1517, но уровень значимости p>0,05, это свидетельствует о том, что различия между наблюдаемыми и ожидаемыми значениями невысоки и также требует более масштабной выборки респондентов для подтверждения гипотезы о том, что принадлежность к определенной акцентуации влияет на уровень суицидальных проявлений (приложение 4, таблица 8).
Таблица 1 – Соответствие акцентуаций и склонности к суицидальному поведению у подростков
Наглядные результаты представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Соответствие акцентуаций и склонности суицидальных проявлений
Итак, результаты показывают, что наиболее склонны к суицидальным проявлениям подростки гипертимного (32%) и циклоидного (24%)
типов. Низкий уровень суицидальных реакций более выражен у сенситивного типа (26,7%).
Группа риска подростков относящиеся к циклоидному типу вполне конгруэнта полученным данным. Усугубить их субдепрессивное состояние, а также вызвать острую аффективную реакцию с возможными попытками к самоубийству могут резкая критика или серьезные неудачи со стороны сверстников, учителей, родных и близких.Самой оптимальной позицией со стороны близких, учителей является положительное подкрепление, ненавязчивая забота и внимание.
Но 32% подростков гипертимного типа согласно теории не должны быть активными участниками проявленных суицидальных реакций. Для данной акцентуации характерны оптимизм, общительность, активность, коммуникабельность, хорошие лидерские и организаторские качества. Возможно, данные результаты можно объяснить тем, что подростки при ответе на вопросы анкеты указывали социально-приемлемые ответы для себя, стараясь и желая казаться лучше либо же используя социально- приемлемые ответы как механизмы защиты (как сознательно, так и бессознательно) от своего истинного состояния. Также, можно предположить, что активность гипертимных подростком может приводить, например, к участию в авантюрах или неправильному выбору товарищей. Их недисциплинированность и невнимательность могут приводить к конфликтам со взрослыми, сверстниками, учителями. Поверхностные увлечения, стремление выделиться и заработать похвалу могут приводить к переоценке своих качеств, способностей и соответствующими проблемами, которые молодые люди 16-17 не в состоянии решать самостоятельно. Все это может стать
Таким образом, 20% подростков составляют гипертимный тип личности. Это характеризует их как оптимистичных, коммуникабельных, инициативных молодых людей, которые часто проявляют тенденции к лидерству, что подкрепляется обычно наличием организаторских способностей. Упрямство и строптивость могут проявляться в случае объективных нарушений их интересов. Мотивация к любому виду деятельности, в том числе учебной – главный критерий их конструктивной активности.
Респонденты относящиеся к циклоидному типу 17,5%, который проявляется обычно в старшем подростковом и юношеском возрасте. Его особенностью является периодическое (с фазой от нескольких недель до нескольких месяцев) колебание настроения.
В период подъема циклоидным подросткам присущи черты гипертимного типа. Затем наступает период спада настроения, резко падает контактность, подросток становится немногословным, пессимистичным. Мелкие неприятности и неудачи, которые учащаются из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. Они очень впечатлительны и зависимы от мнения окружающих.
Участники исследования относящиеся к сенситивномутипу 12,5%.Это подростки чаще всего с чрезвычайно высокой впечатлительностью, а также крайне заниженной самооценкой и соотношением. Они старательны и ответственны, но боязливы.Предпочитают узкий круг людей, как правило, при конфликтах занимают пассивную позицию. Обидчивы, сострадательны, эмпатичны со слабой волевой активностью. Наиболее чувствительны такие молодые люди в сфере взаимоотношений с окружающими. Самое страшное для них – стать объектом насмешек и обвинениям
, в большинстве случаев несправедливых. Это может толкнуть такого подростка на острую аффективную реакцию, конфликт, спровоцировать депрессию или даже попытку самоубийства.
Испытуемые относящиеся к астено-невротическому типу 10%, который характеризуется повышенной впечатлительностью, психической и физической утомляемостью, особенно при умственных нагрузках, с увеличиемкоторых могут нарастать раздражительность и аффективные вспышки. Аффект для таких подростков - проявление слабости и после таких вспышек они быстро теряют силы.
Участники исследования относящиеся к лабильному типу личности 7,5%, которому соответствует крайняя изменчивость настроения его представителей. От этого зависит самочувствие подростков, аппетит, трудоспособность, отношение к себе и своему опыту – прошлому, настоящему и будущему. На первый взгляд они могут казаться легкомысленными, однако способны на глубокую привязанность к близким. Отзывчивы на доброту, понимание. На фоне колебаний настроения возможны мимолетные конфликты со сверстниками и взрослыми, кратковременные аффективные вспышки, но затем следуют быстрое раскаяние и поиск путей примирения.
Также 7,5 % подростков относятся к тревожно-педантичному и демонстративному и неустойчивому типам акцентуации характеров. Главной характеристикой тревожно-педантичного типа является нерешительность, интеллектуализация, мнительность, навязчивые идеи, страхи, тревога к возможно негативным последствиям в будущем. Специально придуманные ритуалы, а также формализм или педантизм
– механизмы защиты от постоянной тревоги. Этой акцентуации не свойственна склонность к нарушению правил, в том числе к суицидальному поведению (за исключением редких случаев гиперкомпенсации).
Главными чертами демонстративноготипа являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе Если не через конструктивное поведение, то через негатив), восхищений удивления, почитания, сочувствия.
Неустойчивыеподростки характеризуются слабой волевой активностью, отсутствием интересов и мотиваций.
Респонденты относящиеся к интровертированному и возбудимому типу акцентуаций характера 5%.
Замкнутость, отстраненность, сниженная потребность в общении, неспособность к сопереживанию характерны дляинтровертов. Могут прослеживаться амбивалентные черты, - упрямство и податливость, бездеятельность и целеустремленность, упрямство и застенчивость. Чаще такие подростки сами страдают от своего одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга.
Возбудимыеподросткихарактеризуется пониженным настроением с раздражительностью и агрессивностью. Мрачность и взаимосвязанная с ней аффективной взрывчатостью. Повод для гнева может быть объективным, а также отсутствовать вовсе. В состоянии аффекта не учитывают слабость и беспомощность других.
Таким образом, наиболее часто встречающиеся в данном эмпирическом исследовании (по убыванию) – гипертимный, циклоидный, сенситивный типы акцентуаций характера. Менее всего участников исследования интровертированного и возбудимого типов.
В таблице 1 представлены данные
определенных акцентуаций характера в соответствии уровням суицидального проявления (приложение 4, таблица 7). Хи квадрат критерий =15,1517, но уровень значимости p>0,05, это свидетельствует о том, что различия между наблюдаемыми и ожидаемыми значениями невысоки и также требует более масштабной выборки респондентов для подтверждения гипотезы о том, что принадлежность к определенной акцентуации влияет на уровень суицидальных проявлений (приложение 4, таблица 8).
Таблица 1 – Соответствие акцентуаций и склонности к суицидальному поведению у подростков
типы личности | низкий уровень(СР) | выше среднего(СР) |
Гипертимный | | 32,00% |
Циклоидный | 6,70% | 24,00% |
Лабильный | 13,30% | 4,00% |
астено-невротический | 13,30% | 8,00% |
Сенситивный | 26,70% | 4,00% |
тревожно-педантичный | 6,70% | 8,00% |
Интровертированный | 13,30% | |
Возбудимый | 6,70% | 4,00% |
Демонстративный | 6,70% | 8,00% |
Неустойчивый | 6,70% | 8,00% |
Наглядные результаты представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Соответствие акцентуаций и склонности суицидальных проявлений
Итак, результаты показывают, что наиболее склонны к суицидальным проявлениям подростки гипертимного (32%) и циклоидного (24%)
типов. Низкий уровень суицидальных реакций более выражен у сенситивного типа (26,7%).
Группа риска подростков относящиеся к циклоидному типу вполне конгруэнта полученным данным. Усугубить их субдепрессивное состояние, а также вызвать острую аффективную реакцию с возможными попытками к самоубийству могут резкая критика или серьезные неудачи со стороны сверстников, учителей, родных и близких.Самой оптимальной позицией со стороны близких, учителей является положительное подкрепление, ненавязчивая забота и внимание.
Но 32% подростков гипертимного типа согласно теории не должны быть активными участниками проявленных суицидальных реакций. Для данной акцентуации характерны оптимизм, общительность, активность, коммуникабельность, хорошие лидерские и организаторские качества. Возможно, данные результаты можно объяснить тем, что подростки при ответе на вопросы анкеты указывали социально-приемлемые ответы для себя, стараясь и желая казаться лучше либо же используя социально- приемлемые ответы как механизмы защиты (как сознательно, так и бессознательно) от своего истинного состояния. Также, можно предположить, что активность гипертимных подростком может приводить, например, к участию в авантюрах или неправильному выбору товарищей. Их недисциплинированность и невнимательность могут приводить к конфликтам со взрослыми, сверстниками, учителями. Поверхностные увлечения, стремление выделиться и заработать похвалу могут приводить к переоценке своих качеств, способностей и соответствующими проблемами, которые молодые люди 16-17 не в состоянии решать самостоятельно. Все это может стать