Файл: View metadata, citation and similar papers at.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 374

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

Гипотезы исследования:

Методики исследования:

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования

Феномен саморазрушающего поведения у подростков

Формы саморазрушающего поведения

Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте

Выводы по первой главе

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-

Характеристика выборки:

Методики исследования:

Методы математической обработки данных:

Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой

Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич

Личностный опросник Личко

Лист вопросов

Результаты исследования клинико-психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению



внутренний образ в структуру «Я-концепции» и оказывать значимое влияние на поведение подростка[2].

–Нарушение пищевого поведения (НПП) – как вид саморазрушающего поведения в подростковом возрасте характеризуется серьезным искажением восприятия собственного тела с последующим формированием высокого уровня неудовлетворенности своей внешностью. Исследуя подростков J.Muehlenkamp (2012) установила, что восприятие собственного тела осуществляет роль посредника между негативными эмоциями и самоповреждением. Подростки, переживающие критическое отношение к собственному телу и негативные эмоции склонны в большей степени наносить себе различные порезы, шрамы и другие повреждения.

  • Фанатичное поведение сверхсильная вовлеченность в какой-то деструктивный культ. Велика вероятность вовлеченности подростков обладающих психоастенической, истероидной и параноидной акцентуациями характера, или же имеющих тяжелую психическую травму, а также лиц, чьи семьи асоциальные, неполные, или в них активно используется гиперопека как преобладающий стиль родительского воспитания по отношению к ребенку;

  • Виктимное поведение (поведение жертвы) действия/бездействие совершаемые личностью, стимулирующие другого человека к осуществлению легкомысленных, безнравственных, противоправных поступков. Заниженная самооценка и высокая оценка отношений со значимым окружением, ощущение вины за свои недостатки, а также критическое восприятие своей личности подростком представляют собой предпосылку формирования агрессивной и аутоагрессивной реакции на критическую ситуацию, что в значительной степени увеличивает виктимность подростка;

  • Аутическое поведение – отличается отказом от социального общения с уходом в состояние одиночества, а также не приспособленностью к реальному миру и уходом в мир фантазий. Личностное неблагополучие



проявляется в состоянии подавленности, формировании психосоматических симптомов;

  • Деятельность с выраженным риском для жизни как вид аутодеструктивного поведения характеризуется склонностью к рискованному поведению имеющего опасные последствия для подростков, так как те в полном объеме не осознают возможных негативных последствий из-за отсутствия опыта, неумения осуществления контроля над своими сильными эмоциями, неспособностью рационально оценивать собственные силы и ситуации в целом [1].

Все вышеперечисленные формы аутодеструктивного поведения способствуют возникновению у подростков: когнитивных искажений связанных с непониманием происходящего, снижение критичности к своему поведению, снижение самооценки и возникновение эмоциональных нарушений.

К движущим факторам аутодеструктивного поведения относят: высокий уровень личностного неблагополучия при отсутствии выраженных акцентуаций характера; низкие способности к адаптации; предрасположенность к девиантным формам поведения; негативная самооценка и самоотношение; негармоничный тип отношений с другими людьми; негативно-переживаемый родительский стиль воспитания; совокупность личностных особенностей, порождающих аутодеструктивные проявления.

Современные исследования, посвященные изучению саморазрушающего поведения, освещают следующие особенности аутодеструктивных подростков:

а) недостаток полноценных контактов с педагогом,

б) незначительная ориентированность на взрослого в ходе совместной деятельности,


в) ухудшение установленного контакта при столкновении с трудностями, замечаниями взрослого или же потерей интереса к деятельности,

г) проявление стойкого негативизма из-за сильной чувствительности к негативной оценке своих действий взрослым окружением [1].

Рассматривая также особенности личностных структурных характеристик в изучении подростков с данным типом поведения, отмечается:

  • присущая им интеллектуальная ригидность;

  • импульсивность;

  • высокий уровень одиночества;

  • неустойчивая самооценка;

  • конфликтность «Я»;

  • склонность к самообвинению;

  • восприятие себя как зависимой и тревожной личности;

  • страх соперничества;

  • повышенная эмоциональность;

  • заниженное самоуважение и выраженная самоуверенность;

  • низкое понимание и интерес к собственному «Я»;

  • низкий уровень поведенческой регуляции;

  • наличие гипертимной, лабильной, эпилептоидной, психастенической и истероидной акцентуации характера;

  • подчиняемость, зависимость, альтруистичность в межличностных контактах;

  • образ родительского отношения в сознании подростка воспринимается как «враждебность» отца и «непоследовательность» матери;

  • интрапунитивное отношение к себе и экстрапунитивная установка к социуму;




  • вытеснение и уход в регулируемое извне поведение как способ психологической защиты своего самоотношения и удовлетворения необходимости в социальной поддержке;

  • стремление к межличностному взаимодействию при низкой личностной эффективности на основании недостатка/ отсутствия коммуникативных способностей и недостаточного/ неадекватного понимания социальных норм [2].


Таким образом, саморазрушающее поведение, как аномальное состояние личности, нарушающее ее развитие, выражается в отрицании собственной тождественности, целостности и стремлением к саморазрушению, проявляющимся на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Саморазрушающее поведение в подростковом возрасте способствует возникновению когнитивных искажений, сниженной самооценки, эмоциональных нарушений и пр. Несмотря на тот факт, что саморазрушающее поведение наносит значительный вред здоровью и социальной адаптации, оно может выполнять функции эмоциональной саморегуляции своего состояния, а также приспособительные функции к психотравмирующим факторам, помогая человеку тем самым сохранить целостность его «Я-концепции».


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Формы саморазрушающего поведения




Саморазрушающее поведение может проявляться в виде самообвинения, самоунижения, а также в нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства. Так же, к саморазрушающим формам поведения относятся: алкоголизм, наркомания, рискованное сексуальное поведение, выбор экстремальных видов спорта, опасных профессий, провоцирующее поведение.
По влиянию на область человеческого бытия саморазрушающие действия можно классифицировать на: физические, психические, социальные, духовные.

По формам проявления саморазрушающее поведение включает в себя (по Агазаде ):

  1. Суицидальное поведение.

  2. Пищевая зависимость.

  3. Химическая зависимость наркомания, токсикомания, алкоголизм.

  4. Фанатическое поведение – участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п.

  5. Аутическое поведение.

  6. Виктимное поведение.

  7. Занятия экстремальными видами спорта.

  8. Самоповреждение.

Ученый Ю.В. Попов выделял четыре типа саморазрушающего поведения:

    1. тип действия и поступки, которые могут представлять угрозу для жизни индивидуума (суицидальное поведение).

    2. тип поведение, которое приносит физический ущерб организму (от

«нездорового» образа жизни до аутоагрессии и самоповреждений).

    1. тип поведение, которое не отвечает общечеловеческим нормам поведения и нравственности и разрушает духовный мир человека (делинквентное поведение, сексуальная распущенность и т.д.).

    2. тип поведение, которое наносит ущерб будущему социальному статусу, но не связано в основном с причинами первых трех типов [30].