Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 490
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования
Феномен саморазрушающего поведения у подростков
Формы саморазрушающего поведения
Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-
Методы математической обработки данных:
Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой
Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич
внутренний образ в структуру «Я-концепции» и оказывать значимое влияние на поведение подростка[2].
–Нарушение пищевого поведения (НПП) – как вид саморазрушающего поведения в подростковом возрасте характеризуется серьезным искажением восприятия собственного тела с последующим формированием высокого уровня неудовлетворенности своей внешностью. Исследуя подростков J.Muehlenkamp (2012) установила, что восприятие собственного тела осуществляет роль посредника между негативными эмоциями и самоповреждением. Подростки, переживающие критическое отношение к собственному телу и негативные эмоции склонны в большей степени наносить себе различные порезы, шрамы и другие повреждения.
-
Фанатичное поведение – сверхсильная вовлеченность в какой-то деструктивный культ. Велика вероятность вовлеченности подростков обладающих психоастенической, истероидной и параноидной акцентуациями характера, или же имеющих тяжелую психическую травму, а также лиц, чьи семьи асоциальные, неполные, или в них активно используется гиперопека как преобладающий стиль родительского воспитания по отношению к ребенку; -
Виктимное поведение (поведение жертвы) – действия/бездействие совершаемые личностью, стимулирующие другого человека к осуществлению легкомысленных, безнравственных, противоправных поступков. Заниженная самооценка и высокая оценка отношений со значимым окружением, ощущение вины за свои недостатки, а также критическое восприятие своей личности подростком представляют собой предпосылку формирования агрессивной и аутоагрессивной реакции на критическую ситуацию, что в значительной степени увеличивает виктимность подростка; -
Аутическое поведение – отличается отказом от социального общения с уходом в состояние одиночества, а также не приспособленностью к реальному миру и уходом в мир фантазий. Личностное неблагополучие
проявляется в состоянии подавленности, формировании психосоматических симптомов;
-
Деятельность с выраженным риском для жизни – как вид аутодеструктивного поведения характеризуется склонностью к рискованному поведению имеющего опасные последствия для подростков, так как те в полном объеме не осознают возможных негативных последствий из-за отсутствия опыта, неумения осуществления контроля над своими сильными эмоциями, неспособностью рационально оценивать собственные силы и ситуации в целом [1].
Все вышеперечисленные формы аутодеструктивного поведения способствуют возникновению у подростков: когнитивных искажений связанных с непониманием происходящего, снижение критичности к своему поведению, снижение самооценки и возникновение эмоциональных нарушений.
К движущим факторам аутодеструктивного поведения относят: высокий уровень личностного неблагополучия при отсутствии выраженных акцентуаций характера; низкие способности к адаптации; предрасположенность к девиантным формам поведения; негативная самооценка и самоотношение; негармоничный тип отношений с другими людьми; негативно-переживаемый родительский стиль воспитания; совокупность личностных особенностей, порождающих аутодеструктивные проявления.
Современные исследования, посвященные изучению саморазрушающего поведения, освещают следующие особенности аутодеструктивных подростков:
а) недостаток полноценных контактов с педагогом,
б) незначительная ориентированность на взрослого в ходе совместной деятельности,
в) ухудшение установленного контакта при столкновении с трудностями, замечаниями взрослого или же потерей интереса к деятельности,
г) проявление стойкого негативизма из-за сильной чувствительности к негативной оценке своих действий взрослым окружением [1].
Рассматривая также особенности личностных структурных характеристик в изучении подростков с данным типом поведения, отмечается:
-
присущая им интеллектуальная ригидность; -
импульсивность; -
высокий уровень одиночества; -
неустойчивая самооценка; -
конфликтность «Я»; -
склонность к самообвинению; -
восприятие себя как зависимой и тревожной личности; -
страх соперничества; -
повышенная эмоциональность; -
заниженное самоуважение и выраженная самоуверенность; -
низкое понимание и интерес к собственному «Я»; -
низкий уровень поведенческой регуляции; -
наличие гипертимной, лабильной, эпилептоидной, психастенической и истероидной акцентуации характера; -
подчиняемость, зависимость, альтруистичность в межличностных контактах; -
образ родительского отношения в сознании подростка воспринимается как – «враждебность» отца и «непоследовательность» матери; -
интрапунитивное отношение к себе и экстрапунитивная установка к социуму;
-
вытеснение и уход в регулируемое извне поведение как способ психологической защиты своего самоотношения и удовлетворения необходимости в социальной поддержке; -
стремление к межличностному взаимодействию при низкой личностной эффективности на основании недостатка/ отсутствия коммуникативных способностей и недостаточного/ неадекватного понимания социальных норм [2].
Таким образом, саморазрушающее поведение, как аномальное состояние личности, нарушающее ее развитие, выражается в отрицании собственной тождественности, целостности и стремлением к саморазрушению, проявляющимся на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Саморазрушающее поведение в подростковом возрасте способствует возникновению когнитивных искажений, сниженной самооценки, эмоциональных нарушений и пр. Несмотря на тот факт, что саморазрушающее поведение наносит значительный вред здоровью и социальной адаптации, оно может выполнять функции эмоциональной саморегуляции своего состояния, а также приспособительные функции к психотравмирующим факторам, помогая человеку тем самым сохранить целостность его «Я-концепции».
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Формы саморазрушающего поведения
Саморазрушающее поведение может проявляться в виде самообвинения, самоунижения, а также в нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства. Так же, к саморазрушающим формам поведения относятся: алкоголизм, наркомания, рискованное сексуальное поведение, выбор экстремальных видов спорта, опасных профессий, провоцирующее поведение.
По влиянию на область человеческого бытия саморазрушающие действия можно классифицировать на: физические, психические, социальные, духовные.
По формам проявления саморазрушающее поведение включает в себя (по Агазаде ):
-
Суицидальное поведение. -
Пищевая зависимость. -
Химическая зависимость – наркомания, токсикомания, алкоголизм. -
Фанатическое поведение – участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п. -
Аутическое поведение. -
Виктимное поведение. -
Занятия экстремальными видами спорта. -
Самоповреждение.
Ученый Ю.В. Попов выделял четыре типа саморазрушающего поведения:
-
тип – действия и поступки, которые могут представлять угрозу для жизни индивидуума (суицидальное поведение). -
тип – поведение, которое приносит физический ущерб организму (от
«нездорового» образа жизни до аутоагрессии и самоповреждений).
-
тип – поведение, которое не отвечает общечеловеческим нормам поведения и нравственности и разрушает духовный мир человека (делинквентное поведение, сексуальная распущенность и т.д.). -
тип – поведение, которое наносит ущерб будущему социальному статусу, но не связано в основном с причинами первых трех типов [30].