Файл: View metadata, citation and similar papers at.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 426

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

Гипотезы исследования:

Методики исследования:

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования

Феномен саморазрушающего поведения у подростков

Формы саморазрушающего поведения

Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте

Выводы по первой главе

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-

Характеристика выборки:

Методики исследования:

Методы математической обработки данных:

Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой

Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич

Личностный опросник Личко

Лист вопросов

Результаты исследования клинико-психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению

для него начинают расширяться [2].

В эти моменты ребенок начинает осознавать свое «я». У него начинается самоактуализация, да собственно говоря, и ребенком он уже перестает быть. Происходящие в психике и физиологии подростков перемены заставляют их менять свое отношение, как к своим сверстникам, так и к взрослым.

Многие факторы влияют в этот момент на межличностные отношения подростков. Психологами давно доказано, что межличностные отношения, которые складываются в семье у подростка, сильно отражаются на формировании его «Я-концепции» а также на деле самооценки своей личности. Также отношения в семье очень сильно отражаются и на том, как подросток будет выстраивать взаимоотношения со своим сверстниками.

Социализация подростка во многом зависит и от таких факторов, как род занятий его родителей, уровень их образования, материальный достаток семьи, а также то, как в семье друг к другу относятся ее члены. Данные факторы и их совокупность очень сильно влияют с раннего детства, на то какой жизненный путь ребенок себе выберет. Иными словами они предопределяют его. Жизненные приоритеты закладываются у подростка как раз под влиянием перечисленных факторов.

Значимой социальной средой в становлении личности в подростковом возрасте являются семья и референтные группы сверстников. Влияние именно этих агентов является, на наш взгляд, наиболее сенситивным в этот возрастной период. Семья это та арена, на которой происходит общая социализация и изучение понимания мира. Исследования показывают, что в
подростковом возрасте семейные отношения влияют на целый ряд сфер:
автономию и полноценное развитие (R. Coleman, E. Hendry), самоуважение (T. Rosenberg Kaplan), проблемное поведение (B. Вarnes, J. Windle), конфликтное поведение (И. Ламанов).

Семья – одна из наиболее важных поддерживающих систем, которая реально имеется в наличии у подростка. Любое ослабление в этой поддерживающей системе (отсутствие одного из родителей или определенный негативный родительский стиль) играет важную роль для подросткового функционирования, развития адаптивных способностей и адекватных идентичностей. Несмотря на то, что подросток испытывает на себе воздействие внесемейного социального опыта сверстников, влияние семьи на него остается центральным [2].

Наряду с влиянием семейных факторов на проявление агрессивности существенное влияние оказывают социальное окружение и положение личности в межличностных отношениях в группе сверстников. В основе проявления агрессивности в межличностных отношениях, безусловно, лежат процессы идентификации, осуществляемые в контексте социального взаимодействия. Изучая агрессивность школьников, Я. Л. Коломенский через взаимосвязь статуса и идентичности личности подростка, выделил фактор, понижающий социальный статус - неуживчивость из-за эффективности деятельности. Это свойство, отмечает автор, проявляется в драчливости, вспыльчивости, грубости, упрямстве. А. Кондхер и Л. Петерсен также подчеркивают, что «изолируются» скованные, неуверенные в себе,

нервозные, замкнутые подростки, то есть те, которые компенсируют неуверенность в себе сверхагрессивностью.

Исследования Т. В. Сенько, применявшей статусную социометрию, показали, что для некоторых подростков характерно «отрицательное доминирование» - задиристость, драчливость, стремление подчинить себе других, заставить выполнять свое требование.

Психолог А.Р.Зоуир в своем исследовании особенностей семейного воспитания и обстановки в семье изучала неблагополучные семьи. В этих
семьях распространенными являются злоупотребление спиртными напитками, частые ссоры. Конфликты, скандалы и драки между родителями являются причиной искаженной социализации ребенка. В этих условиях характерной особенностью семейного воспитания является снисходительное отношение со стороны матери к проявлениям агрессивного поведения сына- подростка, что способствует усвоению и интерпретации норм поведения [2].

В таких семьях большое распространение имеют агрессивное поведение отца по отношению к другим членам семьи, его враждебность в сочетании с применением к ребенку жестоких физических наказаний. Наблюдение за поведением отца и подражание ему способствуют формированию деструктивного агрессивного поведения подростка, враждебного отношения к людям. Напряженная нравственная и эмоциональная обстановка в родительских семьях не обеспечивает ребенку ровного, спокойного воспитания, формирования у него чувств защищенности и собственного достоинства, веры в жизненные
перспективы.

Проявления деструктивной агрессивности подростков наблюдаются при отношении родителей к ним как к своей собственности, которыми они вольны распоряжаться, как им заблагорассудиться. Опыт воспитания показывает, что конструктивным в этом возрасте является не резкий категорический приказ, а ровный, спокойный тон, просьба, дружеское отношение к подростку. Важнейшим условием предупреждения проявления деструктивной агрессивности подростков являются родительская любовь, уважительное отношение педагогов.

Незнание родителями и преподавателями особенностей развития подростка может привести к недостаточно тактичному общению с ним. Неокрепшее и не подкрепленное социальным статусом чувство взрослости подростка делает его уязвимым к малейшим попыткам недооценить его самостоятельность. Исследования подтверждают, что желание самоутвердиться и неумение правильно преподнести это в коллективе приводят к тому, что многие подростки в общении не терпят грубости и,
защищаясь от бестактности взрослых, могут вести себя так же грубо. В данном возрасте происходит резкий спад внушаемости [2].

В поведении подростка могут проявляться такие поступки, как суицидальное поведение, агрессивность, непослушание, упрямство, немотивированную черствость, переходящую временами в жестокость, проявление в разной степени негативизма, повышенного самолюбия в зависимости от обстановки и окружающих людей, с которыми подросток имеет дело.

На настоящий момент
наблюдается парадоксальное количество подростков имеющих склонность к суицидальному поведению.

Суицидальное поведение- это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные попытки и покушения. При истинном суицидальном поведении намерения лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается».

Подростковый суицид гораздо опаснее и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Ведь подростковый возраст, считается кризисным периодом в психологии. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток, уже не ребенок, но и еще не взрослый. Ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появление огромного количества конфликтов с окружающим миром.

Подростки, как правило, более импульсивно и сердито реагируют на окружающие их события, чем взрослые люди. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.
Суицидальное поведение подростков, чаще всего рассматривается, как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, это поступок, с помощью которого юноша или девушка пытаются вривлечь к себе анимание.

Таким образом,