Файл: Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важно дать детям возможность самостоятельно решать поставленные задачи, ориентировать их на нахождение нескольких возможных вариантов решения проблемы, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, пробуждать в них чувство радость и гордость за успешное самостоятельное действие.

Развитию самостоятельности способствует развитие у детей умения ставить цель (или принимать ее от воспитателя), обдумывать пути ее достижения, реализовывать задуманное и оценивать результат с позиции цели.

Задачу развития этих умений воспитатель ставит широко, создавая основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Растущие способности детей приводят к увеличению физиологической нагрузки на организм при утренней зарядке, занятиях и других формах работы. Так, продолжительность непрерывного бега в медленном темпе заметно увеличивается (до 1,5–2 мин), количество прыжков постепенно увеличивается до 50–55 подряд, их повторяют 2–3 раза с небольшим перерывом.

Увеличивается объем и интенсивность общеразвивающих упражнений. Наряду с упражнениями с гимнастическими палками, скакалками, упражнениями на гимнастических снарядах (стенках, скамейках, а также у бревна, дерева и т. д.) все чаще используются парные и групповые упражнения с обручами, шестами и канатами. При этом важно следить за точным соблюдением исходного положения, точным выполнением промежуточных и конечных поз, а также соответствием движений заданному ритму.

Объяснения и инструкции должны быть краткими, направленными на качество выполнения упражнений: точность положений и направлений движения отдельных частей тела с хорошей амплитудой, правильное напряжение мышц.

Успех в овладении основными движениями во многом обусловлен уровнем развития мелкой моторики. Чем она выше, тем легче ребенку освоить технику сложных движений.

Поэтому прыжки в высоту и в длину требуют многократных предварительных упражнений, обеспечивающих развитие и укрепление мышц нижних конечностей, мышц живота и спины, а также развитие функции равновесия и координации движений; основное содержание подготовительных упражнений к освоению лазания должны составлять упражнения, способствующие укреплению мышц туловища, рук и ног и координации движений и т. д.


Необходимо помнить, что формирование мелкой моторики идет гораздо быстрее, если упражнение повторять несколько раз с небольшими перерывами. Например, высокие и длинные прыжки с разбега нужно повторять 8-9 раз подряд на первом занятии с постепенным уменьшением количества повторений до 3-4 раз, всего для этого достаточно 3-4 занятий. движение . Детей следует учить осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствуя их образцу. Это особенно важно при овладении детьми новыми координированными сложными двигательными действиями: длинными прыжками в высоту с разбега, бросками и т. д.

В последнее время проблемы, связанные с развитием моторики и физических качеств дошкольников, привлекают к себе самое пристальное внимание специалистов, что еще раз подтверждает их актуальность и малоизученность возрастной динамики.

Различные аспекты этой проблемы раскрывают в своих научных трудах многие ученые. В то же время мнения ученых разделились. В.М., Волков, А.А. Гужаловский, В.П. Губа, К.А. Ежевская в своих исследованиях обосновывают необходимость целенаправленных физкультурно-педагогических воздействий определенной направленности в связи с чувствительностью развития двигательных навыков и физических качеств, физиологическими особенностями организма, повышенной скоростью нервных процессов.

В то же время развитие двигательных навыков и физических качеств дошкольников во многом определяется системой работы, интенсивностью и периодичностью физических упражнений детей, условиями организации двигательной деятельности. Используя природные данные и склонности к систематической организации труда, можно добиться высоких результатов в физической культуре и спорте. Например, умелый и быстрый ребенок может добиться высоких результатов в легкой атлетике, сильный в борьбе и прыжках. И вся работа педагогов и тренеров должна быть направлена ​​на развитие лидерских качеств. [21].

Существует также мнение, что узкоспециализированные нагрузки часто отрицательно сказываются на общем развитии детей (Г. Н. Михайлович), так как это приводит к недоразвитию других качеств и перенапряжению ребенка, а то и к проблемам со здоровьем, замедлению процессов роста, перекачиванию мышц. , дисгармония телосложения.



Закрепление основных двигательных навыков успешно осуществляется в подвижных и спортивных играх. При этом следует помнить, что движение можно включать в игры только в том случае, если оно хорошо усвоено детьми. Важно менять последовательность движений и условия игр, что способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и смекалки. Закрепление накопленного опыта осуществляется при выполнении этих движений на прогулке. Для развития самостоятельной двигательной активности необходимо иметь достаточное количество пособий и игр и специальное место, где дети могут тренироваться в выполнении различных движений.

Воспитателю важно поощрять и стимулировать у детей желание соревноваться в движениях; он должен заботиться о целесообразной смене движений, способствовать       объединению детей в небольшие группы для игр или выполнения  двигательных задач.


Вывод по главе 1


Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности – в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.

Охарактеризовав физические качества и раскрыв особенности их развития у дошкольников, мы определили, что физические качества имеют большое значение для физического развития ребенка. Развитие основных физических качеств, происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности. Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих развитию физических качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической культуре для детей 5-7 лет, является неотъемлемой частью перспективного планирования. Позволяет равномерно и целенаправленно распределить нагрузку используемых игр и упражнений на развитие физических качеств детей на занятиях.

Глава 2. Физические качества



2.1 Тестирование физических качеств


1. Пробежать дистанцию ​​30 метров

Оборудование. На беговой дорожке (ширина 3 м, длина 30 м) четко видимая линия отмечает линию старта. За финишной чертой на расстоянии 3 м устанавливается светящийся маркер (игрушка, подставка), чтобы дети не сбавляли скорость задолго до финиша. Готовится флаг, секундомер.

Методология опроса

Инструктор выполняет с детьми несколько разминочных упражнений, подготавливая мышцы рук, туловища и ног, голеностопный, тазобедренный и плечевой суставы.

Проводится серия общеразвивающих упражнений «Рисование шаров».

Монитор обращается к детям: «Хотите рисовать? Но у тебя нет ни мела, ни кистей. Вам помогут нарисовать части тела.

1. «Рисование головой».

И.п. (исходное положение) – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой 4 раза в одну сторону и 4 раза в другую.

2. «Рисуем локтями».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1–2 – круговые движения локтями вперед (4 раза); 2–4– круговые движения назад (4 раза).


3. «Рисуем туловищем».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем в левую сторону (3 раза), в правую сторону (3 раза).

4. «Рисуем коленом».

И. п. – одна нога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе. 1–3 – круговое движение коленом левой (правой) ноги; 4 —вернуться в исходное положение (3 раза).

5. «Рисуем стопой».

И. п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательные движения стопой в одну и другую сторону (8 раза).

Детей просят как можно быстрее добежать до яркого стенда («Представь, что ты самое быстрое животное»). Инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественные и качественные показатели. Воспитатель вызывает к началу двух мальчиков или двух девочек. Остальные дети стоят или сидят на спортивной скамье. Сначала малыш занимает удобное для него положение. Воспитатель, стоящий рядом с детьми, подает команды: «Внимание!» - и поднимает флаг, "Марш" - и одновременно опускает флаг. Инструктор включает секундомер с началом движения ребенка на старте и останавливает его после пересечения линии финиша. После пробежки дети шаг за шагом возвращаются обратно. Делается 2 попытки.

Количественный показатель скорости: время работы в минутах.

ходовые качества:

• небольшой наклон туловища, голова прямая;

• полусогнутые руки, с силой отведенные назад, слегка опущенные, затем вперед и внутрь;

• быстрое разгибание бедра маховой ноги (под углом примерно 60–70°);

• прямолинейность, ритмичный бег.

Высокий уровень (3 балла) - выполнение всех показателей качества.

Средний уровень (2 балла) - выполнение трех показателей.

Ниже среднего (1 балл) - выполнение двух показателей.

Скоростно-силовые качества

2. Прыжок в длину

Оборудование. В спортзале на пол расстилается мат, на его боку через каждые 10 см на расстоянии 2 м делаются отметки мелом.

Методология исследования

Во избежание травм во время разминки используются упражнения, разогревающие мышцы стоп, голеней и бедер.

Педагог выполняет с детьми имитационное упражнение «Лыжник»:

«Надели одну лыжу, другую (стопы стоят параллельно на расстоянии 15 см); взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях) и поехали (ноги полусогнуты, движение согнутых рук вперед, назад); приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено вперед) и прыжок (полет, приземление: ноги на ширине плеч, руки впереди)».