ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности спортивной аэробики как вида двигательной деятельности
1.2. Значение функциональной подготовленности в спорте и в спортивной аэробике
1.3. Компоненты функциональной подготовленности и пути их формирования у гимнастов
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Содержание произвольной программы спортсменов с различным уровнем подготовленности
Анализ видеозаписей соревновательных программ финалистов Чемпионата Мира 2008 года и сзфо 2008 года
3.2. Результаты анкетирования тренеров по спортивной аэробике
Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в начале педагогического эксперимента
3.5. Процесс разработки технологии функциональной подготовки
Содержание технологии повышения функциональной подготовленности спортсменов
3.6. Результаты экспериментальной проверки
Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в середине педагогического эксперимента
Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в конце педагогического эксперимента
11. Какие, на Ваш взгляд, методы функциональной подготовки подходят для этого?
Функциональная подготовка, как считает Е.С. Крючек (2003, 2008), - это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической, тактической и психической подготовки. Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства.
Таким образом, из выше сказанного следует, что управление функциональной подготовленностью организма носит комплексный характер и основано на разработке необходимых должных моделей, характеризующие резервные физиологические и биоэнергетические возможности спортсменов.
1.2. Значение функциональной подготовленности в спорте и в спортивной аэробике
Из практического руководства (2002), само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности.
Автор (Н.А. Каравацкая, 2002) исходит из того, что функциональная подготовленность спортсменов - это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спорта спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обуславливают эффективность соревновательной деятельности.
Г.М. Лаврухина (2006), считает, что повышением функциональных возможностей организма заключается во взаимосвязанном развитии определенного комплекса основных физиологических свойств - компонентов функциональной подготовленности.
Высокий уровень функциональных возможностей у различных спортсменов достигается при различной степени развития различных факторов: мощности, подвижности, экономичности, устойчивости. Вместе с тем, включение различных категорий факторов в обеспечение высокой работоспособности имеет определенную иерархию и этапность (Т.С. Лисицкая, 1994).
1.3. Компоненты функциональной подготовленности и пути их формирования у гимнастов
Функциональная подготовленность отражает функциональные возможности организма применительно к условиям соревновательной деятельности спортсменов. Функциональная подготовленность отражает уровень развития биологических (физиологических, биохимических, психических) резервов организма, достигнутых в процессе спортивной тренировки, что позволяет эффективно адаптироваться организму к физическим нагрузкам в разных условиях внешних среды (И.Н. Солопов, 2003).
Исходя из многовариантности путей достижения тех или иных проявлений функциональных возможностей, полагает, что лишь многокомпонентный анализ позволяет получить представление о функциональном состоянии и функциональной подготовленности спортсменов. Им был выделен комплекс наиболее значимых параметров составляющий, пять следующих групп критериев:
1.Мощность функциональных систем, которая характеризуется интегративными, прямыми и косвенными энергетическими, прямыми циркуляторными, вентиляторными и другими показателями;
2.Подвижноть функциональных систем (способность к быстрой мобилизации) выражается в скорости функциональных реакций и в скорости развертывания метаболических реакций;
3.Экономичность функциональных систем включает метаболические и функциональные показатели эффективности (экономичности);
4.Устойчивость функциональных систем проявляется в функциональной устойчивости и в максимальных сдвигах параметров внутренней среды;
5.Реализация потенциальных возможностей организма выражается в степени мобилизации функций, в наибольших переносимых сдвигах и в соотношении функциональных показателей с модельными (должными) показателями в процентах.
Применительно к спорту, функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) четырех основных компонентов:
- психического(восприятие, внимание, оперативный анализ ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, быстрота и точность реакций, скорость переработки информации, другие функции высшей нервной деятельности);
- нейродинамического (возбудимость, подвижность и устойчивость, напряженность и стабильность вегетативной регуляции);
- энергетического (аэробная и анаэробная производительность организма);
- двигательного (сила, скорость, гибкость и координационные способности (ловкость).
Это взаимодействие организуется корой головного мозга и направлено на достижение заданного спортивного результата, с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена (И.Н.Солопов,2003).
Как пишет В.А.Горбунов (2001) базовая подготовка в аэробике должна сводиться, по сути, к достижению гимнастами функциональной и технической «избыточности», которая позволит заложить фундамент роста результатов в будущем.важно с первых попыток учить юных спортсменов технически правильно выполнять упражнения и нацеливать их на осмысленное восприятие .
На начальном этапе, как указывают Ю.Б. Балков (2001), М.К. Гваттерини (2001) и статьи в журналах (2000, 2003, 2005), хореографическая подготовка в аэробике, направлена не только на обучение и совершенствование гимнастами базовых шагов, различных положений и движений руками, ногами и других элементов, выполняемых, как правило, под музыкальное сопровождение, но и ознакомление их с классическим экзерсисом, историко-бытовыми, народными, современными и другими танцами. Такие авторы, как Ж. Горбачева (2000), И.А Степанова (2001) пишут, что для овладения широким диапазоном средств двигательной и эмоциональной выразительности с первых занятий с детьми должна вестись работа по развитию у них артистизма (в виде игр, уроков «актёрского мастерства»).
Из работ Н.В. Гущиной (2010), В.Н. Найпак (2001), к приемам совершенствования физической и технической подготовленности юных спортсменов относятся: переходы от упражнений статического характера к динамическим, от высоких положений к более низким и наоборот; элементы «перекрестной» координации; выполнение базовых аэробных шагов под музыкальное сопровождение с постепенно увеличивающимся темпом (индивидуально, в «парах», «тройках» и «группах»); исполнение композиции (упражнений) на разной по условиям и характеру опоре (на полу, на поролоновых матах. В стандартных условиях и др.); применение оптимальных для этого возраста отягощений на руках и ногах, игровых и соревновательных форм (эстафет, подвижных игр) с демонстрацией технических элементов или упражнений, совершенствующих физическую подготовленность ( Л.К. Руденко, 2009)
И.А. Винер (2003) считает, что традиционно в структуре к психологической и тактической подготовки юных гимнастов выделяются два аспекта: общий и специальный.Общий направлен на психическое развитие детей (включая совершенствование познавательных процессов, сенсорных возможностей, эмоционально-волевой сферы, установление взаимоотношений как со спортсменами, так и тренером на основе усвоения норм поведения, в том числе спортивного этикета),адаптацию к тренировочными и соревновательными нагрузкам, накопление и реализацию различных тактических приемов ведения состязательной борьбы. Специальный призван решать задачи, связанные с психологическим настроем и умением найти выход из различных ситуаций соревновательной и тренировочной с целью достижения нужного результата.
Из материалов научно-методической конференции следует, что выбор средств, методов и организация педагогического контроля, проводимого в дошкольных образовательных учреждениях, должен быть ориентирован на решение следующих основных задач:
- определение индивидуального уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
- определение результативности воспитательно-образовательного процесса по физической культуре в конкретном дошкольном образовательном учреждении;
- оказание стимулирующего влияния на формирование у детей устойчивой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями в организованных и самостоятельных формах двигательной активности.
Выбор средств контроля (функциональных проб, двигательных заданий (тестов), антропометрических измерений) должен опираться на следующие принципиальные положения.
Методика педагогической диагностики должна соответствовать задачам физического воспитания детей дошкольного возраста, позволяя давать количественную и качественную оценку динамике индивидуальной физической подготовленности ребенка, характеризующейся следующими показателями:
- основными антропометрическими данными: длинной тела, массой тела и объемом грудой клетки (ОГК);
- уровнем развития основных двигательно-функциональных способностей;
- уровнем сформированности индивидуального двигательного опыта;
- уровнем сформированности механизмов управления движениями. (Т.А. Микулич, 2004).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Спортивная аэробика – это сложный и эмоциональный вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений с высокой интенсивностью и сложно координированными элементами. Соревнования проводятся по нескольким номинациям: индивидуальные (отдельно для мужчин и женщин), смешанные пары, трио и группы. Содержание соревновательных программ разнообразны как по составу элементов, так и по времени выполнения программы.
Отсутствие в теории спортивной аэробики стройной системы знаний по вопросам управления физиологическими резервами организма спортсменов, существенно затрудняет работу тренеров и тормозит развитие аэробики как вида спорта, претендующего на олимпийский статус. Этот процесс, может быть более эффективным, если применить специальные упражнения и тренажерные устройства, которые бы учитывали специфику выполнения соревновательных элементов в спортивной аэробике.
Таким образом, было сделано предположение, что применение технологии функциональной подготовки гимнастов с учётом их индивидуальных особенностей и специфики спортивной аэробики позволит повысить результативность выступлений на соревнованиях.