ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности спортивной аэробики как вида двигательной деятельности
1.2. Значение функциональной подготовленности в спорте и в спортивной аэробике
1.3. Компоненты функциональной подготовленности и пути их формирования у гимнастов
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Содержание произвольной программы спортсменов с различным уровнем подготовленности
Анализ видеозаписей соревновательных программ финалистов Чемпионата Мира 2008 года и сзфо 2008 года
3.2. Результаты анкетирования тренеров по спортивной аэробике
Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в начале педагогического эксперимента
3.5. Процесс разработки технологии функциональной подготовки
Содержание технологии повышения функциональной подготовленности спортсменов
3.6. Результаты экспериментальной проверки
Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в середине педагогического эксперимента
Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в конце педагогического эксперимента
11. Какие, на Ваш взгляд, методы функциональной подготовки подходят для этого?
3.2. Результаты анкетирования тренеров по спортивной аэробике
Цель проведенного анкетирования являлось проверка мнения тренеров по спортивной аэробике о месте и значении функциональной подготовленности в тренировки гимнастов, а также содержание функциональной подготовки в их практической деятельности.
В опросе принимало участие 11 человек. В основном были тренеры женского пола, средний возраст респондентов составил 31 год, однако в основном это люди зрелого возраста с 18 до 49.
Место работы опрашиваемых различна, но большая часть работают ДЮСШ. Молодыми специалистами считаются педагоги, со стажем до 5 лет, в нашем случи в вопросе участвовали опытные тренеры, которые работают более 5 лет. При этом некоторые из тренеров осуществляют педагогическую деятельность более 20 лет.
По уровню квалификации всех респондентов можно условно отнести к категории выше средней и все они специализируются в спортивной аэробике.
Таким образом, можно сделать заключение, что опрашиваемые тренеры являются компетентными и их мнению можно доверять, при изучении проблемы технической подготовки в спортивной аэробике.
Определяя степень влияния функциональной подготовленности на выполнение элементов аэробики, большинство тренеров уверены в зависимости техники и результативности выполнения упражнений от данного компонента (91%).
Характеризуя функциональную подготовленность, опрашивание не имели общего мнения, однако большинство из них (55%) считают, что она характеризуется взаимодействием психологического, нейродинамического, энергического и двигательных компонентов, организуемого корой головного мозга.
Оценивая значимость требований, предъявляемых к технике выполнения упражнений в спортивной аэробике на первое место тренеры поставили высокий уровень проявления физических качеств спортсмена, на второе – координационную сложность и насыщенность программы и на третье - динамичность (рис. 2).
%
Рис. 2. Процентное соотношение требований, предъявляемых к технике выполнения упражнений в спортивной аэробике (по данным опроса)
Определяя пути совершенствования функциональной подготовленности гимнастов, тренеры, в первую очередь, видят совершенствование технологии развития общей и специальной выносливости (73%), совершенствование технологии развития силовых способностей (45%) и совершенствование планирования нагрузки в циклах тренировки (45%).
Основными методами функциональной подготовленности на современном этапе спортивной аэробики, по мнению респондентов, являются повторное выполнение комбинации (55%) и круговая тренировка (45%).
Для развития данного компонента используется различные средства, но более всего: упражнения для развития качеств и технические элементы или их фрагменты (64%).
Особое значение в развитии функциональной подготовленности имеет рациональность планирования нагрузки. В связи с этим нас интересовало распределение нагрузки в различных циклах и частях тренировки спортсменов (рис. 3).
Установлено, что количество времени в недельном микроцикле в среднем равно 62%.
%
Рис. 3. Объём времени выделяемый на развитие функциональной подготовленности циклах и частях тренировки (по данным опроса)
Таким образом, можно сделать вывод, что функциональной подготовке уделяется большое количество времени, а значит, она является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса.
В связи с этим возникла необходимость определения действенности педагогических подходов в развитии функциональной подготовленности в аэробике на практике, и было проведено тестирование спортсменов.
3.3. Результаты оценки уровня физической и функциональной подготовленности гимнастов в спортивной аэробике
Для оценки уровня развития функциональной подготовленности спортсменов на этапе углубленной специализации в спортивной аэробике было проведено комплексное тестирование уровня развития физических качеств и способностей с применением контрольных упражнений, рекомендованных программой для ДЮСШ, а для оценки функциональности ССС и ДС использовались такие тесты как, Гарвардский степ-тест и Пульмо-тест соответственно.
Тестирование осуществлялось в форме контрольных соревнований по СФП в начале 2010 учебно-тренировочного года. В нем приняло участие 12 спортсменов второго (4 чел), первого (2 чел.) разрядов и кандидаты в мастера спорта (6 чел.) по спортивной аэробике. Каждое из контрольных упражнений начиналось после осуществления жеребьёвки, чтобы создать равные условия выступлений для каждого участника. Для оценки спортивной подготовки спортсменов оценивались следующие показатели: показатели физической и функциональной подготовленности, развитие физических качеств (гибкость, сила и силовая выносливость) и качество исполнения соревновательных программ в период с ноября 2010 г. по март 2012 г.
3.3.1. Результаты тестирования физической подготовленности гимнастов
Оценивание качества физической подготовленности гимнастов проходило по следующим тестам: наклон вперед, мост, шпагаты в трех положениях, панкейк, поднять ногу вперед, перевести в сторону и назад, бег 20 метров, прыжок в длину с места, прыжок вверх без взмаха руками, прыжок вверх со взмахом руками, поднимание ног в висе, вис углом, жим на одной ноге, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки в упоре лежа, стойка на руках, складывание, прыжки со скакалкой, прыжки на скамейку. Вся система оценивания была произведена в баллах.
Таблица 2
Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в начале педагогического эксперимента
стат. показ |
наклон вперед (балл) |
мост (балл) |
шпагат в 3х положениях (балл) |
панкейк (балл) |
подтянуть ногу вперед, в сторону, назад (балл) |
Х ср |
Х ср |
8,12 |
7,08 |
8,41 |
8,12 |
7,04 |
7,75 |
±m |
0,22 |
0,08 |
0,20 |
0,06 |
0,04 |
0,12 |
V |
9,1 |
4,0 |
7,9 |
2,8 |
2,0 |
5,2 |
Рассматривая результаты показанные гимнастами в каждом упражнении на гибкость в отдельности (таблица 2), можно заметить, что наивысшие показатели были продемонстрированы при выполнении шпагатов (8,41), то есть в пассивной гибкости. Наоборот самые низкие результаты получены в упражнении связанном с проявление активной гибкости – перевод ноги из положения вперёд через сторону назад с удержанием (7,08). Таким образом, можно констатировать, что, если пассивная гибкость, не требующая проявления силовых способностей у данного контингента, развита достаточно хорошо, то активная гибкость, которая чаще всего необходима для выполнения амплитудных технических действий, развита недостаточно.
В целом уровень развития гибкости, показанной в каждом упражнении соответствует нижней границе, требований предъявляемых к спортсменам данного возраста и подготовленности. Но для дальнейшего перехода на более высокий уровень необходимо совершенствовать активную гибкость гимнастов.
Таблица 3
Среднестатистические показатели развития силы и скоростно-силовых качеств спортсмена в начале педагогического эксперимента
Стат.показ |
Бег 20 м (балл) |
Прыжок в длину с места (балл) |
Прыжок вверх без взмаха (балл) |
Прыжок вверх со взмахом (балл) |
Поднимание ног вис углом (балл) |
Вис углом (держать) (балл) |
Жим на одной ноге (балл) |
Подтягивание (балл) |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (балл)
|
Прыжки в упоре лежа (балл) |
Стойка на руках(балл) |
Складывания (балл) |
Прыжки со скакалкой (балл) |
Прыжки на скамейки(балл) |
Х ср |
Х ср |
8,0 |
9,0 |
7,5 |
8,4 |
9,5 |
7,2 |
8,1 |
7,4 |
8,4 |
7,3 |
7,3 |
9,9 |
9,0 |
8,0 |
8,2 |
±m |
0,10 |
0,21 |
0,19 |
0,22 |
0,18 |
0,16 |
0,41 |
0,24 |
0,30 |
0,21 |
0,21 |
0,08 |
0,07 |
0,14 |
0,19 |
V |
4,1 |
7,8 |
8,3 |
8,7 |
6,5 |
7,5 |
16,8 |
10,9 |
12,0 |
9,9 |
9,9 |
2,9 |
2,8 |
5,9 |
8,14 |
Рассматривая результаты показанные гимнастами в каждом упражнении на силу и на скоростно-силовые качества в отдельности (таблица 3), можно заметить, что наивысшие показатели были продемонстрированы при выполнении складывания из положения лежа на спине за 30 секунд (9,9 баллов) и поднимание ног вис углом на гимнастической стенке (9,5 баллов), то есть в динамической силе. Наоборот самые низкие результаты получены в упражнении связанном с проявление статической силы – стойка на руках у опоры (7,3 балла) и удержание виса углом (7,2 балла). Таким образом, можно констатировать, что, если динамическая сила, не требующая проявления силовых способностей у данного контингента, развита достаточно хорошо, то статическая сила, которая чаще всего необходима для выполнения координационных технических действий, развита недостаточно.