ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Обзор литературы

1.1. Особенности спортивной аэробики как вида двигательной деятельности

1.2. Значение функциональной подготовленности в спорте и в спортивной аэробике

1.3. Компоненты функциональной подготовленности и пути их формирования у гимнастов

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1. Содержание произвольной программы спортсменов с различным уровнем подготовленности

Анализ видеозаписей соревновательных программ финалистов Чемпионата Мира 2008 года и сзфо 2008 года

3.2. Результаты анкетирования тренеров по спортивной аэробике

3.3. Результаты оценки уровня физической и функциональной подготовленности гимнастов в спортивной аэробике

Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в начале педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели развития силы и скоростно-силовых качеств спортсмена в начале педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели функциональной подготовленности гимнастов в начале педагогического эксперимента

Показатели исполнительского мастерства гимнастов на открытом юношеском турнире по спортивной аэробике «Древний Псков» в начале педагогического эксперимента

3.4. Взаимосвязь функциональной подготовленности с результативность выступлений на соревнованиях по спортивной аэробике

3.5. Процесс разработки технологии функциональной подготовки

Содержание технологии повышения функциональной подготовленности спортсменов

3.6. Результаты экспериментальной проверки

Среднестатистические показатели функциональной подготовленности гимнастов в середине педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в середине педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели развития силы и скоростно-силовых качеств спортсмена в середине педагогического эксперимента

Показатели исполнительского мастерства гимнастов на соревнованиях Псковской области по спортивной аэробике в середине педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели функциональной подготовленности гимнастов в конце педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в конце педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели развития силы и скоростно-силовых качеств спортсмена в конце педагогического эксперимента

Показатели исполнительского мастерства гимнастов на соревнованиях Псковской области по спортивной аэробике в конце педагогического эксперимента

Список литературы

Приложения

11. Какие, на Ваш взгляд, методы функциональной подготовки подходят для этого?

12. Какие средства развития функциональной подготовленности спортсменов Вы используете в тренировочном процессе?

13. Сколько процентов времени от общего количества Вы уделяете специальной функциональной подготовке в процессе тренировки?

Благодарю за ответы!

Гарвардский степ-тест

Пульмо- тест

В целом уровень развития силы и скоростно-силовых качеств гимнастов, показанной в каждом упражнении соответствует средней границе, требований предъявляемых к спортсменам данного возраста и подготовленности. Но для дальнейшего перехода на более высокий уровень

необходимо совершенствовать динамическую силу гимнастов.

3.3.2. Результаты тестирования ССС и ДС гимнастов

Для экспертной оценки функциональной подготовленности использовали Гарвардский степ-тест и Пульмо-тест.

Суть Гарвардского степ-теста заключается в подъемах на ступеньку высотой 50 см для юношей и 40 см для девушек в течение 4 мин в заданном темпе. Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Каждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом 120 ударов в минуту. После завершения теста обследуемый садится на стул и в течение первых 30 секунд на 2-й, 3-й и 4-й минутах подсчитывается ЧСС.

О физической работоспособности спортсмена судят по индексу гарвадского степ-теста (ИГСТ), который рассчитывается, исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания теста. Высота ступеньки и время восхождения на нее выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого.

Индекс гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:

ИГСТ = t x 100 / (  f1+f2 + f3) х 2

где t — время восхождения в секундах, f1,  f2, f3 — частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно (таблица 1).

Суть Пульмо-теста заключается в измерения пиковой скорости выдоха (ПСВ), для этого необходимо установить стрелку шкалы на ноль, сделать максимально глубокий и полный вдох, плотно обхватить мундштук губами и сделать резкий и полный выдох, повторить процедуру трижды, определить лучшее значение пиковой скорости выдоха и занести в таблицу (таблица 4).

Таблица 4


Среднестатистические показатели функциональной подготовленности гимнастов в начале педагогического эксперимента

Статистические.

показатели.

Функцион. способности ССС

(Гарвардский степ-тест)

Уровень

Функцион. способности ДС

(Пульмо- тест)

Уровень

Х ср

42,18

плохой

361,58

низкий

±m

2,09

22,96

V

18,61

21,06

После проведенных тестов был выявлен низкий уровень функциональной способности как сердечно - сосудистой системы, так и дыхательной системы. Данный факт предполагал отрицательный эффект влияния на качество исполнительского мастерства, а, следовательно, результативность выступлений на соревнованиях.

3.3.3. Результаты тестирования исполнительского мастерства гимнастов на соревнованиях по спортивной аэробике

Для оценки качества исполнения соревновательной программы были подвергнуты анализу экспертные оценки, выставленные гимнастам на открытом юношеском турнире по спортивной аэробике «Древний Псков» (приложение …). Выступления проходили в следующих номинациях: смешанные пары, трио и группы. Соревновательные программы оценивались судьями І и высшей категории из разных городов России (Волхов, Псков, Великие Луки). Полученные результаты фиксировались в протоколах и обрабатывались с помощью методов математической статистики (табл. 5)

Таблица 5

Показатели исполнительского мастерства гимнастов на открытом юношеском турнире по спортивной аэробике «Древний Псков» в начале педагогического эксперимента

Показатели

(n=…)

оценки соревнований

Х ср

15,67

±m

0,36

V (%)

7,6


Содержание упражнения должно сбалансировано сочетаться с выбранным музыкальным стилем.

Обязательные элементы, а также координационные движения рук и ног должны быть выполнены с правильным положением тела.

Во время упражнения должны быть задействованы все углы, стороны и центральная часть площадки максимальное количество раз. А также, присутствовать перемещения по площадке вперед, назад, в сторону, по диагонали, по кругу. 

Каждое упражнение должно содержать минимум один элемент сложности из следующих групп: 

  • Группа А: Динамическая прочность

  • Группа B: статической прочности

  • Группа C: Прыжки и скачки

  • Группа D: гибкость и баланс

Все обязательные элементы, поддержки, взаимодействия партнеров должны быть объединены в упражнении базовыми аэробными шагами и переходами с творческим подходом. 

В отличном упражнении демонстрируются точные положения тела и осанка, активная и пассивная гибкость, сила, прыгучесть и мышечная выносливость.

После проведенных расчетов можно сделать вывод, что качество выполнения соревновательной программы находится на среднем уровне, мы будем стараться повысить этот показатель средствами внедрения комплекса для повышения функциональной подготовленности.

3.4. Взаимосвязь функциональной подготовленности с результативность выступлений на соревнованиях по спортивной аэробике

С целью определения степени влияния компонентов подготовленности гимнастов на их результативность выступлений на соревнованиях, был проведён корреляционный анализ данных педагогического тестирования (рис.4).

Г

ФС ДС

0,38

0,5

0,8

Р

0,6

0,4

0,2

0,7

ФС ССС


0,3

0,6

ССК

0,3

Примечание: ФС ДС – функциональная способность дыхательной системы; Г – гибкость; ФС ССС - функциональная способность сердечно - сосудистой системы; ССК – скоростно-силовые качества; Р - результативность.

Рис.4. Статистическая взаимосвязь компонентов спортивного мастерства гимнастов в спортивной аэробике

После полученных расчетов (приложение …) можно сделать вывод, что все компоненты в той или иной степени взаимосвязаны. Самые сильные взаимосвязи наблюдаются между гибкостью и результативностью на соревнованиях (0,84), это можно объяснить тем, что без хорошей гибкости не возможно безошибочно выполнить элементы из различных структурных групп, а также между функциональными способностями дыхательной системы и скоростно-силовыми качествами (0,71), то есть тем выше функциональные способности дыхательной системы, тем выше показатели скоростно-силовых качеств. В остальных случаях наблюдается средняя взаимосвязь.


3.5. Процесс разработки технологии функциональной подготовки

Процесс разработки технологии хореографической подготовки включал в себя:

  1. анализ программных документов, правил соревнований;

  2. анализ подготовленности занимающихся спортивной аэробикой;

  3. учет степени взаимосвязи результативности на соревнованиях с функциональной подготовленностью;

  4. Отбор и систематизация специальных упражнений, направленных на формирование функциональной подготовленности;

  5. планирование средств в циклах тренировки гимнастов.

На основе анкетирования и тестирования были разработаны комплексы специальных упражнений, направленных на повышение функциональной подготовленности, и тем самым на повышение результативности выступлений испытуемых на соревнованиях по спортивной аэробике. При подборе упражнений в комплексы было учтено, что основная направленность произвольных программ имеет скоростно-силовой характер, техника упражнений не допускает прогибаний, скручиваний, переразгибов, блокировки суставов и инерционных движений. При выполнении равновесий, упоров и динамических упражнений требуется хороший мышечный корсет, а приземления должны быть максимально упругими и погашающими момент инерции тела. Из анкетного опроса было отдано предпочтение круговой тренировке и повторному выполнению комбинаций.

Технология функциональной подготовки в недельном микроцикле предполагала распределение средств в шестидневной тренировке (табл. 6).

Структура и содержание экспериментальных комплексов включала в себя:

  • круговая тренировка + ОФП (бег – отжимания – бег – упражнения на пресс – бег – приседания – бег – прыжки на скакалке)

  • круговая тренировка + 1 элемент из каждой структурной группы (бег – отжимания – бег – упоры – бег – прыжки в группировку – бег – вертикальные шпагаты)

  • круговая тренировка + 2 элемента из каждой структурной группы (бег – отжимания – бег – упоры ноги врозь – бег – прыжки в группировку – бег – вертикальные шпагаты – бег – отжимания «венсон» - бег – упоры ноги вместе – бег – прыжки на 360º - бег – «либела»)

Таблица 6

Содержание технологии повышения функциональной подготовленности спортсменов