ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Обзор литературы

1.1. Особенности спортивной аэробики как вида двигательной деятельности

1.2. Значение функциональной подготовленности в спорте и в спортивной аэробике

1.3. Компоненты функциональной подготовленности и пути их формирования у гимнастов

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1. Содержание произвольной программы спортсменов с различным уровнем подготовленности

Анализ видеозаписей соревновательных программ финалистов Чемпионата Мира 2008 года и сзфо 2008 года

3.2. Результаты анкетирования тренеров по спортивной аэробике

3.3. Результаты оценки уровня физической и функциональной подготовленности гимнастов в спортивной аэробике

Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в начале педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели развития силы и скоростно-силовых качеств спортсмена в начале педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели функциональной подготовленности гимнастов в начале педагогического эксперимента

Показатели исполнительского мастерства гимнастов на открытом юношеском турнире по спортивной аэробике «Древний Псков» в начале педагогического эксперимента

3.4. Взаимосвязь функциональной подготовленности с результативность выступлений на соревнованиях по спортивной аэробике

3.5. Процесс разработки технологии функциональной подготовки

Содержание технологии повышения функциональной подготовленности спортсменов

3.6. Результаты экспериментальной проверки

Среднестатистические показатели функциональной подготовленности гимнастов в середине педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в середине педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели развития силы и скоростно-силовых качеств спортсмена в середине педагогического эксперимента

Показатели исполнительского мастерства гимнастов на соревнованиях Псковской области по спортивной аэробике в середине педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели функциональной подготовленности гимнастов в конце педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в конце педагогического эксперимента

Среднестатистические показатели развития силы и скоростно-силовых качеств спортсмена в конце педагогического эксперимента

Показатели исполнительского мастерства гимнастов на соревнованиях Псковской области по спортивной аэробике в конце педагогического эксперимента

Список литературы

Приложения

11. Какие, на Ваш взгляд, методы функциональной подготовки подходят для этого?

12. Какие средства развития функциональной подготовленности спортсменов Вы используете в тренировочном процессе?

13. Сколько процентов времени от общего количества Вы уделяете специальной функциональной подготовке в процессе тренировки?

Благодарю за ответы!

Гарвардский степ-тест

Пульмо- тест

59

ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кафедра теории и

методики гимнастики

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОВ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЙ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Выпускная квалификационная работа

студентки 51 группы Прогрессовой Натальи Николаевны

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Е.Н. Медведева

Великие Луки, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 16

2.1. Задачи исследования 16

2.3. Организация исследования 20

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

ВВЕДЕНИЕ

Спорт высших достижений на современном этапе своего развития проходит сложный процесс адаптации к условиям эволюции мирового сообщества и его потребностям. С одной стороны, это - все возрастающая популярность традиционных, зрелищных видов спорта, благодаря их пропаганде в средствах массовой информации: в газетах и на телевидении; на грандиозных праздниках открытия Олимпийских игр, мировых и Европейских первенствах. С другой стороны, зарождение новых, модных видов спорта, которые претендуют на завоевание внимания со стороны зрительской аудитории, что позволит им привлечь финансовые ресурсы и в будущем претендовать на включение в официальную программу зимних или летних Олимпийских игр - самых масштабных и престижных состязаний современности. К числу таких видов относится и спортивная аэробика, которая возникла на любительских фестивалях и конкурсах инструкторов оздоровительных клубов, постепенно приобретавших черты официальных соревнований. В мае 1994 года Генеральная ассамблея ФИЖ приняла решение о том, что спортивная аэробика стала официальной, равноправной с другими, соревновательной дисциплиной в структуре этой организации. С этого момента спортсмены, выступающие в данной дисциплине, стали именоваться гимнастами в правилах соревнований и всех других официальных документах Федерации. Начиная с 1995 года, регулярно проводятся чемпионаты мира, с 1999 года - чемпионаты Европы, с 2000 года - Кубки мира, спортивная аэробика включена в программу Мировых игр по не олимпийским видам спорта. Несмотря на то, что российские спортсмены сразу стали лидерами в этом виде спорта на мировой арене и постоянно подтверждают свой высокий класс, комплексного исследования различных аспектов подготовки высококвалифицированных спортсменов в аэробике до настоящего времени не проводилось.


Актуальность. На сегодняшний день из актуальных вопросов в спортивной аэробике являются влияние функциональной подготовленности на качество выполнения технических элементов.

Одной из актуальных и достаточно сложных проблем спортивной тренировки является управление физиологическими резервами организма спортсменов. Научно-обоснованная коррекция функциональной подготовленности организма связана с разработанностью ее теоретических и практических основ. Следует отметить, что до настоящего времени в учебниках и методических пособиях по теории и методике физического воспитания и спорта, практически отсутствует отдельно выделенный вид подготовки, такой как функциональная подготовка, а в физиологии нет достаточно разработанных теоретических и практических основ, ее определяющих. Это обстоятельство, возможно и являлось причиной недостаточного внимания к ней.

Спортивная аэробика – молодой и развивающийся вид спорта, в котором соревновательные упражнения представлены координационно-сложными, интенсивными движениями, быстрым темпом исполнения, четкостью, резкостью движений, выразительностью исполнения. Они включают в себя элементы акробатики, спортивной и художественной гимнастики. В этом виде спорта требуются упражнения высокого уровня технической, физической и функциональной подготовленности.

Соревновательные композиции в спортивной аэробике, выполняемые в очень быстром темпе (150-180 уд/мин) и содержание значительное количество силовых элементов, высоко амплитудных прыжков и координационно-сложных упражнений, по важности, на одно из первых мест, выдвигают такой компонент спортивного мастерства, как функциональная подготовленность.

Отсутствие в теории спортивной аэробики стройной системы знаний по данным вопросам и конкретных научных исследований, отвечающих требованиям практики, существенно затрудняет работу тренеров и тормозит развитие аэробики как вида спорта, претендующего на олимпийский статус.

Таким образом, этот процесс может быть более эффективным, если применить специальные упражнения и тренажерные устройства, которые бы учитывали специфику выполнения соревновательных элементов в спортивной аэробике. В этой связи тема работы является актуальной.

Объект исследования. Процесс функциональной подготовки гимнастов в спортивной аэробике.

Предмет исследования. Показатели функциональной подготовленности и результативность выступлений гимнастов на соревнованиях по спортивной аэробике.


Гипотеза. Было сделано предположение, что применение технологии функциональной подготовки гимнастов с учётом их индивидуальных особенностей и специфики спортивной аэробики позволит повысить результативность выступлений на соревнованиях.

Цель. Повысить результативность выступлений на соревнованиях по спортивной аэробике посредством применения технологии функциональной подготовки с учётом индивидуальных особенностей гимнастов.

Научная новизна работы состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании эффективности технологии функциональной подготовки спортсменов на основе учёта современных тенденций развития вида, специфики выполнения упражнений и индивидуальных особенностей.

Практическая значимость. Результаты проведённого исследования позволили разработать практические рекомендации тренерам по спортивной аэробике, позволяющих поспособствовать повышению подготовленности а, следовательно, повысить спортивный результат у спортсменов. Разработаны и внедрены в практику специальные комплексы упражнений для повышения функциональной подготовленности гимнастов.

Структура квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа выполнена на ? страницах, содержит ? таблицы, ? рисунков, ? приложений. Список литературы включает 57 наименований.

Глава I. Обзор литературы

1.1. Особенности спортивной аэробики как вида двигательной деятельности

Слово «аэробика» применительно к различным видам двигательной активности, имеющим оздоровительную направленность, вошло в обиход в 60-е годы ХХ века с легкой руки американского врача Кеннета Купера. В его книге «Аэробика», изданной в 1963 году, были изложены результаты исследований влияния аэробных нагрузок на человеческий организм. Так, мир узнал о пользе таких видов физической активности, стимулирующих работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, как ходьба, бег, плавание, катание на коньках и лыжах. Купер отмечал большой вклад американской танцовщицы Джеки Сорренсен в развитии танцевального направления аэробики (Л.А. Карпенко, 2001).


Американская актриса Джейн Фонда творчески подошла к списку аэробных тренировок и значительно обогатила танцевальную аэробику, объединив комплекс танцевальных упражнений, выполняемых под музыку в формат урока. В 1979 году Фонда открыла свою первую студию аэробики в Беверли Хиллз. Позднее, в 1981 году, она опубликовала иллюстрированное издание «Книга разработок Джейн Фонды», которое к 1986 году было распродано в количестве двух миллионов экземпляров. В 80-е годы занятия аэробикой завоевали необычайную популярность среди борцов за стройность по всему миру (Ю.А. Ипполитов, 1997).

Ряд исследователей (А.А. Мартынов, 2004; Т.И. Рябухина, 2006; Т.С. Лисицкая,2002) считают, что спортивная аэробика – это сложный и эмоциональный вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений с высокой интенсивностью и сложно координированными элементами. Из материалов региональной конференции (2004) видно, что в спортивной аэробике используются элементы из спортивной и художественной гимнастики и акробатики. Соревнования проводятся по нескольким номинациям: индивидуальные (отдельно для мужчин и женщин), смешанные пары, трио и группы. По мнению А.А. Мартынова (2005), Е.А. Кокорины (2006), результат выступлений спортсменов будет зависеть от функциональной подготовленности.

Из работы И.Н. Солопова (2003), а также из методического пособия (1993), функциональная подготовленность важнейший вопрос, от ответа, на который зависит вся методология, стратегия и тактика функциональной подготовки - процесса развития функциональных возможностей спортсменов. В этом плане весьма важно с самого начала определить с терминологией и понятиями подготовки спортсменов.

Согласно сборнику научных трудов (2006), функциональная подготовка – относительно недавно оформившиеся вид подготовки гимнастов задачей физической подготовки является развитие функций, необходимых для освоения гимнастических упражнений (например, такое качество гимнаста, как «обкрученность» возникает в результате физической подготовки вестибулярного аппарата). По мнению К.Б. Адренасян (1990, 1993, 1996), физическая подготовка на определенных этапах сопрягается с физическими, вращательной и акробатическими видами подготовки. Важным аспектом физической подготовки является формирование и развитие способностей гимнаста, связанных с сенсомоторикой: ориентировкой во времени, и пространстве, реакции на сигналы, переключение внимания и т.п. принцип опережающего развития требует создания не только технической но и физической избыточности, но и функциональной. Ряд исследователей (С.И. Борисенко 1998,2000; Е.А.Веревкина 2004; В.А. Горбунов 2008) считают, что наличие оптимальной функциональной избыточности – необходимое условие решение основных задач многолетней подготовки гимнастов высокой квалификации.


Функциональная подготовленность, как пишет В.Е. Горохова (2002) , есть готовность организма к выполнению определенной деятельности. В этом плане наиболее точно и полно понятие функциональная подготовленность отражает следующее определение: «Функциональная подготовленность спортсменов - это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности» (Е.А. Поздеева,2005,2006).

Из материалов научно-практической конференции (2002), наиболее всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры. Применительно к спорту, функциональная подготовленность рассматривается им как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение заданного спортивного результата с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.

Из работ Н.П. Пилюк (2004), Л.К. Руденко (2009), А.А Сомкина (2003) следует, что выполнение мышечной работы в спорте обеспечивается деятельностью большого числа систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление какого-либо из этих органов, а как отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата.

В общем виде проблема готовности к любому виду деятельности рассматривается как проблема нахождения путей реализации потенциальных возможностей человека в определенных условиях деятельности (Н.Г. Безматерных, 2006).

В понимании Н.А. Безродной (2001), функциональная подготовленность спортсменов это способность обеспечивать должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической (спортивной) мышечной (физической) нагрузки (работы) в рамках регламентированного двигательного акта (техники движения).

По мнению Е.Ю. Скачковой (2002), при характеристике различных сторон возможностей организма, которые определяют высокую спортивную производительность спортсменов, центральным обобщенным понятием является функциональная подготовленность.

Как считают М.С. Елина (2000), Е.О. Ковшурова (2003), В.М. Колесникова (2005), что функциональная подготовленность спортсмена – это совокупность тех характеристик функций и свойств организма, которые прямо или косвенно обуславливают рабочую производительность в конкретной соревновательной деятельности. Функциональная подготовленность отражает функциональные возможности спортсмена применительно к условиям соревновательной деятельности. При этом, необходимо исходить из того, что достижение высокой функциональная подготовленность, особенно у элитных спортсменов, обеспечивается путем специфической адаптации к конкретному виду спортивной деятельности, причем в тесной связи с индивидуальными особенностями функционального потенциала спортсмена.