ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности спортивной аэробики как вида двигательной деятельности
1.2. Значение функциональной подготовленности в спорте и в спортивной аэробике
1.3. Компоненты функциональной подготовленности и пути их формирования у гимнастов
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Содержание произвольной программы спортсменов с различным уровнем подготовленности
Анализ видеозаписей соревновательных программ финалистов Чемпионата Мира 2008 года и сзфо 2008 года
3.2. Результаты анкетирования тренеров по спортивной аэробике
Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в начале педагогического эксперимента
3.5. Процесс разработки технологии функциональной подготовки
Содержание технологии повышения функциональной подготовленности спортсменов
3.6. Результаты экспериментальной проверки
Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в середине педагогического эксперимента
Среднестатистические показатели развития гибкости гимнастов в конце педагогического эксперимента
11. Какие, на Ваш взгляд, методы функциональной подготовки подходят для этого?
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования
Исходя, из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Конкретизировать факторы, предопределяющие уровень функциональной подготовленности в спортивной аэробике.
2. Выявить степень влияния функциональной подготовленности на уровень спортивной подготовленности гимнасток на этапе углубленной специализации в спортивной аэробике.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность технологии формирования функциональной подготовленности на этапе углубленной специализации в спортивной аэробике.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
анализ специальной научной и научно-методической литературы;
опрос (анкетирование);
педагогическое наблюдение;
педагогическое тестирование;
экспертная оценка;
педагогический эксперимент;
методы математической статистики.
2.2.1. Анализ специальной научной и научно-методической литературы
Целью теоретического анализа и обобщения данных научной, методической, общепедагогической и специальной литературы являлось выявление и теоретическое обоснование изучаемых аспектов рассматриваемого вопроса, глубокое проникновение в сущность изучаемого вопроса.
Знание литературных источников позволило обосновать рабочую гипотезу, поставить задачи исследования, выбрать соответствующие методы исследования и сделать объективные выводы по полученным результатам.
В ходе работы было проанализировано и изучено 57 источников. Полученные научные данные были систематизированы с точки зрения их применения в тренировочном процессе.
2.2.2.Опрос (анкетирование)
С целью выявления определения места и значения функциональной подготовленности в системе спортивной подготовки, а также приёмов развития данного качества в спортивной практике был проведён опрос в форме анкетирования (приложение 1). Анкета открытого типа была представлена в виде последовательного набора вопросов, по ответам на которые можно судить о вероятности изучаемых факторов. В анкетировании приняли участие 11 тренеров по спортивной аэробике различной квалификации и возраста. Анализ анкетных данных помог более точно разработать оптимальную технологию занятий.
2.2.3.Педагогическое наблюдение
Основной задачей наблюдений было выявление тенденций развития упражнений спортивной аэробике с точки зрения функциональной подготовленности, а также места и значение её средств, для достижения максимального результата в соревнованиях.
Наблюдение проводилось на основе просмотра и анализа видеозаписей выступлений финалистов Чемпионата Мира 2008 года и финалистов северо-западного федерального округа 2008 года. Всего проанализировано 12 гимнастов. В процессе анализа фиксировались количественные показатели проявления технической, хореографической, музыкально-ритмической подготовленности спортсменов. Полученные данные заносились в протокол (приложение 2,3) и подвергались математической обработке с последующей интерпретацией.
2.2.4. Педагогическое тестирование
С целью проверки исходного физического и функционального состояния испытуемых проводилось тестирование с использованием необходимого материала и специальных упражнений (приложение 6,7,8). Контрольные испытания проводились в начале эксперимента (в сентябре 2010 г.), в середине эксперимента (в марте 2011 г.) и в конце эксперимента (в июне 2011 г.) Полученные данные заносились в специальные протоколы и подвергались математической обработке, анализу. Результаты тестирования учитывались при конкретизации содержания комплексов упражнений и определения нагрузки тренировочных занятий, что позволяло целенаправленно и комплексно решить поставленные задачи.
2.2.5. Экспертная оценка
Экспертная оценка является традиционным способом получения информации об уровне исполнительского мастерства гимнастов и качественных характеристик его компонентов. В процессе применения данного метода оценивались произвольные комбинации по спортивной аэробике в возрастной категории 11-14 лет и уровень проявления артистизма гимнастов.
В качестве экспертов выступали 10 судей 1-2 категории по спортивной аэробике таких городов, как: Псков, Великие Луки, Сланцы, Петрозаводск, Волхов, Кириши.
В исследовании принимало участие 12 спортсменов, занимающихся в отделении спортивной аэробике МБОУДОД ДЮСШ №1 «Атлетика»: группы спортивного совершенствования второго года обучения.
Оценка произвольных упражнений осуществлялась в соответствии с правилами соревнований по спортивной аэробике 2007-2011 года (приложение …..).
Полученные данные подвергались математической обработке, анализировались и в дальнейшем служили критерием эффективности разработанной технологии.
2.2.6. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент являлся основным методом нашего исследования, который позволил проверить: а) эффективность разработанного нами экспериментального комплекса повышения функциональной подготовленности; б) правильность сделанной гипотезы. Последовательный эксперимент проводился с сентября 2010 г. по июнь 2011 г. на группе спортсменов занимающихся спортивной аэробикой. Всего в эксперименте приняло участие 12 спортсменов. В начале эксперимента было проведено тестирование исходного уровня функциональной подготовленности гимнастов.В соответствии с ним было сделано заключение о том, что спортсмены не в полной мере владеют средствами функциональной подготовленности и имеют достаточно низкий уровень исполнения. В связи с этим нами были разработаны комплексы специальных упражнений для их повышения. Они предполагали использование средств функциональной подготовленности, запланированные с учетом цели исследования. По окончанию эксперимента было проведено повторное контрольное тестирование, которое позволило убедиться в результативности технологии. На основе полученных данных делались выводы и практические рекомендации.
2.2.7. Статистическая обработка результатов
Фактический материал обработан методами математической статистики на ПЭВМ типа Pentium - 3. Рассчитывались:
- средняя арифметическая величина ();
-ошибка среднего арифметического значения ();
- среднее квадратическое отклонение ();
- коэффициент вариации (V)
Достоверность различий считалась существенной при 95% (ρ‹ 0,05) уровне значимости по критерию Стьюдента.
Полученные данные подверглись анализу и объяснению с точки зрения имеющихся научных фактов, после чего были сделаны соответствующие выводы и рекомендации.
2.3. Организация исследования
Организация исследования проводилась в четыре этапа:
I этап – |
2008-2009 гг. Анализ научной и научно-методической литературы (статьи, методические пособия, программы, сборники научных трудов и другие документы). |
II этап – |
2009-2010г.г. - Разработка анкет и предварительные исследования, анализ видеозаписей, анализ полученных результатов. Проведение педагогических наблюдений, тестирования. На основе данных предварительных исследований была обоснована технология повышения уровня функциональной подготовленности гимнастов в спортивной аэробике |
III этап – |
2010-2011 г.г. – проведен был основной педагогический эксперимент с целью проверки эффективности, предлагаемого комплексного подхода для повышения уровня функциональной подготовленности спортсменов. На основе проведенного исследования осуществлялся анализ и обобщение полученных данных, формулировались заключения и разрабатывались рекомендации. |
IV этап – 2011-2012 г.г. – дальнейшая обработка результатов педагогического эксперимента и внедрение разработанных рекомендаций в практическую деятельность. Оформление работы в соответствии с требованиями и подготовка к её защите.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Содержание произвольной программы спортсменов с различным уровнем подготовленности
С целью выявления содержания произвольных программ в спортивной аэробике был проведен анализ видеозаписей выступлений финалистов Чемпионата Мира 2008 года и финалистов северо-западного федерального округа 2008 года (табл. 1).
Таблица 1
Анализ видеозаписей соревновательных программ финалистов Чемпионата Мира 2008 года и сзфо 2008 года
годы |
статистические показатели |
танцевальные элементы (кол-во) |
Базовые шаги (кол-во) |
разнообразие положения рук (кол-во) |
эффекты музыки (кол-во) |
элементы на полу (кол-во) |
группы |
|||
A |
B |
C |
D |
|||||||
2008 (СЗФО) |
Хср |
7,0 |
7,0 |
50,3 |
1,3 |
5,8 |
1,8 |
1,3 |
5,7 |
3,2 |
± m |
0,89 |
0 |
6,55 |
0,62 |
0,18 |
0,33 |
0,23 |
0,37 |
0,33 |
|
V |
28,6 |
0 |
29,2 |
107,6 |
6,9 |
41,7 |
40,0 |
14,4 |
23,4 |
|
2008 |
Хср |
12,2 |
7,0 |
58,5 |
0 |
5,8 |
3,0 |
1,2 |
5,7 |
2,2 |
± m |
1,80 |
0 |
1,57 |
0 |
0,18 |
0,50 |
0,18 |
0,37 |
0,33 |
|
V |
33,4 |
0 |
6,0 |
0 |
6,9 |
36,7 |
35,0 |
14,5 |
34,6 |
Было проанализированы программы 12-ти спортсменов, выступающих в индивидуальных соревнованиях по спортивной аэробике. В протоколе фиксировались 7 основных компонентов: танцевальные элементы, базовые шаги, разнообразие положения рук, эффекты музыки, элементы на полу, элементы из различных структурных групп (приложение 2,3).
Можно заметить, что программы отличаются в зависимости от уровня соревнований. Из таблицы 1 видно, что эффекты музыки на чемпионате мира 2008 года отсутствуют. Самым характерным отличием являются танцевальные элементы, если на соревнованиях СЗФО 2008 года в среднем во время программы их было 7, то на Чемпионате Мира 2008 года их уже 12,17. То есть, можно предположить, что количество танцевальных движений зависит от функциональной подготовленности гимнастов, чем выше уровень соревнований, тем выше уровень функциональной подготовленности спортсменов. За счет внедрения танцевальных элементов увеличивается разнообразие положений рук, что положительно влияет на результативность.
Рассматривая элементы выполняемые в программах видно, что на соревнованиях Чемпионата Мира 2008 года увеличилось количество элементов в группе А (динамическая сила), и снизилось количество элементов в группе D (гибкость). Это связано с тем, что спортсмены, выступающие на Чемпионате Мира более функционально подготовлены, а значит они могут выполнять более сложные, и соответственно более дорогостоящие, элементы (рис.1).
Кол-во
Рис. 1. Сравнительная характеристика видеозаписей сильнейших гимнастов Северо-западного федерального округа 2008 года и Чемпионата Мира 2008 года по спортивной аэробике
После проведенных видео наблюдений можно сделать заключение, что чем выше уровень соревнований, тем выше функциональная подготовленность спортсменов. Также характерными особенностями спортивной аэробики являются 7 базовых шагов, 12 элементов (обязательно закрыты все группы) из них максимально 6 на полу, и большое количество разнообразных танцевальных движений.