Файл: Инновации в социально-культ. сервисе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 452

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ряде случаев заключается кооперативное соглашение, которое не требует, как и грант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата. От гранта это соглашение отличается тем, что это — форма совместного инвестирования, а затем раздела полученного результата между частным и государственным сектора¬ми. Соглашением четко определяются вклады участников соглаше¬ния и права, в том числе и право контроля со стороны государства. Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей нацио¬нальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секто¬ров экономики. В связи с этим государственная поддержка стала

более избирательной и концентрируется на конкретных направ¬лениях, прежде всего имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, развития ма¬лого и среднего бизнеса, совершенствования инфраструктуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Развитие экономики, основанной на знаниях, процесс глоба¬лизации товарного и финансового рынков затрагивают и научно-техническую сферу, что создает для государственного регулиро¬вания новые проблемы. По данным ОЭСР, крупнейшие фирмы стран, входящих в эту организацию, около 20 % своих исследова¬ний проводят за границей. Это вызвано тем, что фирмы привле¬кает высокая квалификация иностранных работников в сочета¬нии с дешевой рабочей силой.

В условиях глобализации государство вынуждено отказаться от практики протекционизма и создавать среду, стимулирующую инновации и риск, приток иностранного капитала в инноваци¬онную сферу при соблюдении общих условий развития нацио¬нального предпринимательства.

3. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации.

4. Организации науки и научно-технических исследований.

В результате преобразований начала 1990-х гг. в России сфор¬мировались качественно новые социально-экономические и по¬литические условия, которые привели к принципиальным изме¬нениям в национальной инновационной системе.

В период перехода к рыночным отношениям, сокращения ре¬сурсных возможностей (прежде всего финансовых) вынужденно изменились государственные приоритеты, что привело к умень¬шению финансирования научных работ и государственного обо¬ронного заказа. Отрицательное влияние на развитие науки в пери¬од реформ оказало почти двукратное сокращение наиболее ква¬лифицированных специалистов-исследователей, которое произош¬ло в основном в результате внутренней «утечки умов», прежде всего молодых ученых. В России работает 12 % общей численности ученых мира, но страна производит менее 1 % наукоемкой про¬дукции на мировом рынке; разработку и освоение инноваций осу¬ществляют только около 10,6% промышленных предприятий (в США - около 30 %).


В долгосрочной перспективе государство будет ориентировать¬ся на увеличение доли затрат на науку в ВВП и доли инновацион¬ной продукции в структуре промышленного производства. В на¬стоящее время доля затрат на науку в ВВП России составляет 1,17 % (величиной, при которой обеспечивается минимально до¬пустимый уровень национальной безопасности, является 2%), тогда как в Швеции - 3,8; в Японии - 3,15; в США - 2,68. Доля инновационной продукции в структуре промышленного производ¬ства — обобщающий показатель результатов инновационной дея¬тельности — в России оценивается в 4—5% против 30 — 35% в технологически развитых странах.

Сократить, а в перспективе преодолеть технологическое от¬ставание от передовых государств Россия не сможет только за счет развития собственной технологической базы, необходимо широко использовать зарубежные научно-технические достиже¬ния. Если в 1999 г., согласно данным Федеральной службы госу¬дарственной статистики, было подписано 334 соглашения об импорте технологий в Россию на сумму свыше 16 млрд руб., то в 2005 г. таких соглашений было уже заключено 1426 на сумму около 65,5 млрд рублей. Осуществляется и экспорт российских технологий, который в 2005 г. составил 35,9 млрд рублей (заклю¬чено 1 682 сделки).

Таблица 3.1

Организации, выполняющие исследования и разработки в России

Организации 1995 г. 2000 г. 2003 г.

ВСЕГО 4 059 4 099 3 797

Научно-исследовательские 2 284 2 686 2 564

Конструкторские бюро 548 318 228

Проектные и проектно-изыска-тельские 207 85 68

Опытные заводы 23 33 28

Высшие учебные заведения 395 390 393

Промышленные 325 284 248

Прочие 277 303 268

В отличие от развитых индустриальных стран доля негосудар¬ственного финансирования науки в России является одной из са¬мых низких в мире. Причина в том, что в стране еще не сформи¬ровалось ядро крупных компаний, стремящихся создавать и осва¬ивать новейшие технологии. Некоторые успехи достигнуты лишь в крупных сырьевых компаниях (добыча и экспорт нефти, газа, производство металлов), которые не являются наукоемкими.

Россия задержалась с переходом к новой экономике — «эконо¬мике знаний», развитию наукоемкого производства и информа¬тизации общества. Лишь в последние годы в стране стали созда¬ваться малые инновационно-активные организации и предприя¬тия, число которых достигло к 2000 г. 30,9 тыс. Именно они наибо¬лее активны в разработке программных продуктов, лазерной техники, проведении маркетинговых исследований, а в области «улучшающих» нововведений заняты модернизацией продукции, имеющей хорошие рыночные перспективы. До 30 % этих пред¬приятий организовано научными сотрудниками вузов, отрасле¬вых и академических научно-исследовательских институтов и функ¬ционируют в тесной связи с «материнскими» структурами.


В табл. 3.1 приведены количество и категории организаций, за¬нимавшихся в России научными исследованиями.

5. Направления инновационного развития России.

Особенностью России является наличие в ее недрах значитель¬ных запасов различного вида минерального сырья, а также ее бо¬гатейший интеллектуальный потенциал. На основе анализа тенденций развития экономических и социальных процессов в мире из двух вариантов возможных стратегий был выбран вариант, ос¬нованный на реализации интеллектуального потенциала.

Рамки стратегии установлены в «Основах политики Россий¬ской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г.

В этом документе определены такие направления:

развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных ис¬следований и разработок;

совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий; формирование национальной инновационной системы;

повышение эффективности использования результатов науч¬ной и научно-технической деятельности; сохранение и развитие кадрового потенциала научно-техниче¬ского комплекса; интеграция науки и образования; развитие международного научно-технического сотрудничества.

Институциональными нововведениями стали конкурсное фи¬нансирование научных и инновационных проектов через систему различных фондов; предоставление некоторых налоговых льгот на проведение исследований и разработок; реформу в сфере охраны прав интеллектуальной собственности; учреждение Венчурного инновационного фонда.

В России сохранился значительный научно-технологический потенциал, который позволяет формировать и реализовывать на¬циональную инновационную стратегию. На территории страны действуют 47 наукоградов (Дубна, Жуковский, Королев, Обнинск, Бийск и др.), растет число инновационных центров, ориентиро¬ванных на промышленное производство конкурентоспособной наукоемкой продукции. В регионах России создано 60 инноваци¬онно-технологических центров (ИТЦ), объединяющих около 300 малых фирм, занимающихся разработкой, созданием и выпуском небольших партий конкурентоспособной наукоемкой продукции. На территории страны действуют более 40 технологических пар¬ков.

В России сохраняется доминирующая роль государства как ис¬точника ассигнований на научно-технические исследования и разработки. Из общих средств финансирования внутренних затрат на исследования и разработки, которые в 2003 г. составили 169,86 млрд рублей, доля государственных расходов равна 57,8 %.


В целях дальнейшего стимулирования инновационных процес¬сов в конце 2004 г. Правительство РФ определило механизм уста¬новления партнерских отношений государства с частным бизне¬сом, стимулирования вовлечения в экономический оборот результатов научно-технической деятельности и совершенствования за¬щиты прав интеллектуальной собственности.

Правительство одобрило безвозмездную передачу прав на результаты научно-технической деятельности, полученные с при¬влечением государственных средств, прежде всего исполните¬лям работ, либо потребителям, либо «частным инвесторам, участвующим совместно с государством в получении этих результатов». Были решены вопросы о льготном налогообложе¬нии инновационных предприятий на начальной стадии работы и об упрощении процедуры взимания налогов и дифференциации налоговых ставок.

Налоговые преференции будут сосредоточены прежде всего в технопарках, технологических кластерах, инновационно-техноло¬гических центрах и в особых экономических зонах.

На решение задач по развитию инновационной деятельности повлияла и реорганизация федеральных органов власти в июле 2004 г. Были созданы новые органы исполнительной власти, под¬ведомственные Министерству образования и науки РФ: Федераль¬ная служба по интеллектуальной собственности, патентам и то¬варным знакам (Роспатент) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), а также Федеральное агентство по ин-формационным технологиям (Росинформтехнологии), подведом¬ственное Министерству информационных технологий и связи РФ. Создан Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и обра¬зованию (Указ Президента России от 30 августа 2004 г. № 1131). Этот консультативный орган определяет приоритетные направле¬ния научно-технической и инновационной политики, вносит со¬ответствующие предложения, в том числе и по реформированию системы образования.

Главными задачами инновационного развития являются:

1. обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и исполь¬зования в реальном секторе экономики новых технологий и про¬изводств, соответствующих международным стандартам и гаран¬тирующих выпуск конкурентоспособной продукции; выбор раци¬ональных приоритетов развития инновационной сферы и проектов, имеющих большую социальную значимость;

2. координация действий федеральных региональных и местных органов исполнительной власти в реализации государственной инновационной политики и эффективного функционирования инновационной системы, адаптация научных организаций к ры¬ночным условиям;


обеспечение высокого качества образования, системы подго¬товки и переподготовки кадров для эффективного ведения инно¬вационной деятельности.

6. Государственно-правовое регулирование сервисной деятельности и выполнение государством сервисных функций.

Туристская деятельность — это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государ¬ства, многих секторов его экономики. Их доходы значительно пре¬вышают поступления от традиционных сфер туризма (гостини¬цы, рестораны, транспорт и др.).

Основными задачами государства являются:

определение и разработка принципов политики в области ту¬ризма, программ их реализации, механизма контроля и исследо¬вания результатов деятельности (организация статистики, ведом¬ственных исследований);

создание благоприятных условий для туризма, координация действий различных компаний, организаций и обществ для фор¬мирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;

поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инно¬ваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.

Многие государства создают специальные национальные ор¬ганизации для продвижения различного рода инноваций в туриз¬ме — ОМТН (организации, занимающиеся маркетингом турист¬ских направлений по терминологии Всемирной туристской органи¬зации:Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia Turystyczna и др.).

Государственный сектор все чаще обращается к информаци¬онным технологиям и Интернету как средствам продвижения сво¬его продукта — туристского направления.

В качестве примера можно привести Финляндию. Финский со¬вет по туризму (Finnish Tourist Board — FTB) является государ¬ственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 стра¬нах. Финский совет по туризму одним из первых начал использо¬вать информационные технологии в работе национальной турист¬ской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересо¬ванными группами, общая цель которых направлена на макси¬мальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментом для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии.

Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребите¬лей и рынков, эффективному маркетингу».