ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 446
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. Организационно-методический раздел
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
4. Требования к результатам освоения дисциплины
5. Материально-техническое обеспечение
1. Разделы, темы и их краткое содержание
2. Примерная тематика рефератов
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
Методические указания по подготовке к зачету
Выбор темы курсовой, контрольной работ, реферата
ресурсы (природные, производственные, финансовые, науч¬но-технические, технологические, инфраструктура).
Побудителями инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста. К ним отно¬сятся:
усовершенствование или создание новых материалов, обору¬дования, технологических процессов, продуктов, услуг и мето¬дов, коренным образом изменяющих или существенно улучшаю¬щих эффективность экономики;
изменения в социальной структуре для повышения социально¬го статуса личности и достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов;
модификации сложившейся системы управления, позволяю¬щие улучшать деятельность предприятий и организаций и способ¬ствующие адаптации к меняющимся условиям.
Все нововведения в технике, технологии, экономике, управ¬лении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном со¬четании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения.
Документально оформленный результат исследований, разра¬боток или экспериментальных работ по повышению эффективно¬сти какой-либо сферы деятельности является новшеством (нова¬цией). К ним относятся открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения.
Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов приобре¬тает новое качество и превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и начала распространения. Инновация — конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-техниче¬ского или другого вида эффекта, востребованного обществом. Ины¬ми словами, инновация — это конкретный результат любой сози¬дательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно от¬личающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей.
Виды инноваций. Инновационные процессы.
Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятель¬ности человека. Исходя из многовариантных возможностей, ин¬новации различаются по сфере приложения, масштабам распро¬странения и по характеру.
По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-куль¬турные и государственно-правовые.
По масштабам распространения различают глобальные, нацио¬нальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприя¬тии, в компании) инновации.
По характеру они могут быть эволюционными и радикальными.
Эволюционные нововведения происходят непрерывно и в своем большинстве являются следствием идей и предложений, поступа¬ющих из сферы производства, сбыта, потребления. Процесс эво¬люционных нововведений целиком подчинен общественным по¬требностям, формируется платежеспособным спросом и ограни¬чивается возможностями технологического потенциала той сис¬темы, в рамках которой он происходит. Частота выхода на рынок с нововведениями зависит от накопленного эмпирического опы¬та и знаний. В результате повышаются возможности компании по получению и анализу информации о предпочтениях потребите¬лей, восприятию сигналов рынка, а накопленные знания позво¬ляют совершенствовать продукты и технологии с помощью инно¬ваций.
Эволюционные инновации можно классифицировать по пред¬мету приложения, воздействию на процесс производства и дея¬тельность компаний, а также по характеру удовлетворяемых по¬требностей. Традиционным подходом к типологии нововведений по предмету приложения является их разделение на инновации-продукты и инновации-процессы.
Инновация-продукт — новшество в виде принципиально ново¬го или усовершенствованного продукта, которое продвигается в форме товара на рынок. Зачастую внедрение нового продукта бы¬вает связано с освоением или созданием новых рынков.
Инновация-процесс — это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее затраты на про¬изводство продукта. Инновация-процесс может превратиться в инновацию-продукт, если востребована на рынке. Выделяют еще
инновацию-сервис, связанную с обслуживанием процессов исполь¬зования продукта за пределами предприятия (программное обес¬печение компьютеров).
К инновациям, влияющим на процесс производства и деятель¬ность компаний на рынке, относятся технологические, производ¬ственные, экономические, торговые, социальные, правовые, уп¬равленческие и информационные.
В сфере услуг инновациями являются принципиально новые или существенно усовершенствованные методы их производства и предоставления (обслуживания), которые не могут быть обес¬печены прежними производственными методами. Это туристские, банковские, консалтинговые услуги, другие сектора с ориента¬цией на новейшие информационные и коммуникационные тех¬нологии.
Достаточно часто компании прибегают к помощи адаптивных инноваций, которые являются реакцией на нововведения, осущест¬вленные конкурентами, с целью приспособиться к изменившей¬ся ситуации и обеспечить выживание компании. Особое место за¬нимают псевдоинновации, не приводящие к изменению потре¬бительских характеристик продуктов, а имитирующих их.
К инновациям по характеру удовлетворяемых потребностей можно отнести нововведения, создающие новые потребности и развивающие существующие.
Инновации могут не только сохранять и совершенствовать тех¬нологические и рыночные возможности фирм, но и, как ни стран¬но, их разрушать. Так называемые архитектурные инновации иногда требуют замены существующих технологий и продуктов, а также рыночно-потребительских связей. Инновации, которые создают для существующих технологий и продуктов новые ниши на рын¬ке, приводят к появлению иной категории потребителей и разру¬шают сложившиеся рыночные связи.
Радикальные нововведения не являются реакцией на потребнос¬ти рынка. Они связаны прежде всего с наукой, научными откры¬тиями, прорывными изобретениями, которые обладают опреде¬ленной независимостью от общественных потребностей. Приме¬нение радикальных нововведений означает разрыв с предшеству¬ющими тенденциями, открывает новую общую концепцию даль¬нейших усовершенствований. Спрос на них непредсказуем из-за отсутствия в момент их появления достаточно четких областей их применения. Среди радикальных нововведений выделяют базис¬ные инновации на основе новых знаний о природе материального мира. Они являются основой для формирования нового техноло-гического уклада, определяют его структуру. Их внедрение связа¬но с крупными инвестициями в формирование новых отраслей и направлений развития. Поэтому на первых фазах освоения базис¬ных инноваций необходима прямая и косвенная государственная поддержка. Процесс их внедрения является длительным и со¬провождается значительным риском. Радикальные инновации подразделяют на несколько категорий. Прежде всего это системные инновации, обеспечивающие появление других нововведений — улучшающих (прирастающие инновации). Через них обеспечива¬ется распространение принципиально новой техники и техноло¬гии в различных сферах производства, что способствует внедре¬нию базисных инноваций. Такие инновации обеспечивают важ¬ные технические улучшения продуктов, технологических про¬цессов.
Инновационные процессы
Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-техни¬ческого потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит от выбора стра¬тегии и качества управления деятельностью, гибкости производ¬ственных систем и использования ресурсов.
Инновационная активность проявляется через инновационные процессы — целенаправленную деятельность по созданию, осво¬ению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, тех¬нологических и организационно-управленческих новшеств.
Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновацион¬ные процессы — перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, организации и управле¬ния — многообразие областей нововведений.
Инновационные процессы поддерживаются институциональ¬ными и структурными факторами, связанными с перераспреде¬лением ресурсов в соответствии с критериями сложившейся струк¬туры общественных потребностей и наиболее полного удовлетво¬рения текущего и перспективного платежеспособного спроса.
Правительство Российской Федерации (Постановление от 24 июля 1998 г. № 832) определило, что инновационный процесс включает: нововведения; инновационную деятельность; государст¬венную инновационную политику; инновационный потенциал; инновационную сферу; инновационную инфраструктуру и инно¬вационные программы.
Инновационная сфера является частью системы экономических отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных и государственных структур) и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании матери-альных благ, но производящих особые потребительные стоимос¬ти, необходимые для функционирования и развития производ¬ства.
Й. Шумпетер следующим образом определил функциональное назначение инновационной сферы:
коммерческий анализ потенциальных потребителей инноваций;
поиск перспективных идей, источников функционирования;
организация создания и внедрения новшества;
тиражирование;
поддержка и утилизация.
В инновационную сферу входят ученые и изобретатели, под¬разделения, разрабатывающие и внедряющие инновации; венчур¬ные и научно-технические организации; система образования.
Условия функционирования инновационной сферы обуславли¬ваются интеллектуальной собственностью и собственностью на продукты инновационной деятельности. В ней формируется специ¬ализированная материально-техническая база, накапливаются спе-циальные приемы и методы организации и управления инноваци¬онной деятельностью, разрозненные процессы создания и внедрения новшеств объединяются в единый инновационный процесс, обеспе¬чивающий условия их освоения предприятиями и потребителями.
Инновационный потенциал. Инновационное развитие каждой страны зависит от интеллектуального, духовного, нравственного и творческого потенциала общества. Базовыми составляющими такого потенциала являются развитие науки, уровень и качество образования населения, а сам инновационный потенциал опре¬деляется долей затрат на финансирование научно-исследователь¬ских расходов в валовом национальном продукте.
Инновационная деятельность. Она осуществляется в любой об¬щественной сфере — от экономики до образования, искусства и даже политики.
Существуют различные определения инновационной деятель¬ности. Ее можно определить как комплекс научных, технологи¬ческих, организационных, финансовых, коммерческих меропри-ятий, которые приводят к инновациям. В частном преломлении это совместная деятельность работников компании (предприятия), направленная на создание и внедрение новшеств.
Деятельность является инновационной, если в нее привносят¬ся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе.
Инновационная деятельность носит системный характер, и эту систему образуют общество и субъекты такой деятельности.
Она представляет собой комплекс мероприятий по разработ¬ке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерци¬ализации новшеств, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи имеет свое содержание и свои закономерно¬сти развития. Научные изыскания, опытно-конструкторские и тех¬нологические разработки, инвестиционные, коммерческие и про¬изводственные мероприятия подчинены одной главной цели — созданию новшества.
Инновационная деятельность характеризуется высоким уров¬нем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.