ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 451
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. Организационно-методический раздел
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
4. Требования к результатам освоения дисциплины
5. Материально-техническое обеспечение
1. Разделы, темы и их краткое содержание
2. Примерная тематика рефератов
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
Методические указания по подготовке к зачету
Выбор темы курсовой, контрольной работ, реферата
Приоритетными являются экономические условия, а важней¬шим параметром в ходе инновационной деятельности становится время. Ресурсы, вовлекаемые в инновационный процесс, могут быть обесценены, если конкурент опередит с выходом новой про¬дукции на рынок.
Компания McKinsey считает, что задержка выпуска инноваци¬онного товара на рынок на шесть месяцев приводит к уменьше¬нию прибыли на 30 %, а перерасход бюджета группы разработки на 30 % означает сокращение объема прибыли на 2 %.
Инновационной деятельности присущи стремление к макси¬мальной сбалансированности технологических и экономических факторов, оптимизация временных границ, вовлечение макси¬мально возможного числа источников инновационных идей, а также экономия издержек в ходе всего жизненного цикла ново¬введений.
Инновационная деятельность в отличие от обычной производ¬ственной характеризуется:
большим риском при коммерциализации инноваций (до 50 %); необходимостью постоянного контроля за промежуточными этапами внедрения инноваций, чтобы в случае отсутствия конк¬ретных результатов принять решение о прекращении работ;
сложностью установления зависимости результатов от затра¬ченных ресурсов и размеров инвестиций (в первый период вне¬дрения инновационная продукция может не давать никакой при¬были, а затем прибыль резко возрастает).
Инновационная инфраструктура. Производственная, научно-техническая и инновационная деятельность тесно связаны меж¬ду собой, однако формирование инфраструктуры каждого вида деятельности характеризуется специализированными организа¬ционными элементами и механизмами их функционирования. Процесс развития инновационной инфраструктуры начинался с создания отдельных лабораторий, технопарков и инкубаторов наукоемких технологий. В последние годы создается инфраструк¬тура науки, соответствующая требованиям рыночной экономи¬ки: наукограды, особые экономические зоны и специальные финансовые структуры; система высшего образования. Развива¬ется сфера наукоемких услуг — инжиниринг, лизинг, консуль¬тирование.
Жизненный цикл и функции инноваций.
Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциа¬лизации и распространения, следует ввести понятие «инноваци¬онный цикл».
Инновационный цикл (рис. 2.1) включает в себя период созда¬ния новации и жизненный цикл. Это обусловлено тем, что нов¬шество может использоваться для создания инноваций неодно¬кратно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появ¬ления новации.
Рис. 2.1. Схема инновационного цикла
Период создания новации включает стадии зарождения (осозна¬ние потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в произ¬водство, эксперимент).
Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммер¬циализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт.
Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода нова¬ции или фазе жизненного цикла.
В туристском бизнесе инновационный цикл начинается с мо¬мента возникновения идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или внесения из¬менений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая на¬правленность продукта с ориентацией на определенного потре¬бителя, примерное наполнение туристского продукта.
После формирования идеи будущего продукта изучаются воз¬можности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и допол¬нительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презен¬тация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конку-рентоспособности. На этом заканчивается период создания новации. Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение туристского продукта и вне¬дрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (прове¬дение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала.
Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты туристского рынка начинают в своей деятельности активно при¬менять эту инновацию.
Основные функции инноваций:
они вовлекают в производство новые производительные силы, способствуют повышению производительности труда и эффектив¬ности производства, сокращают различного рода затраты;
повышают уровень жизни каждого человека и общества в це¬лом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;
помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддер¬жанию равновесия между спросом и предложением, между про¬изводством и потреблением;
являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятель¬ности.
Тема. Государственное и нормативно-правовое регулирование инновационного развития
1. Национальная инновационная система.
Многие страны используют инновационную активность как глав¬ный фактор экономического роста. Сравнительно недавно появи¬лась концепция национальных инновационных систем (НИС). Это совокупность взаимодействия государственных, частных, общест¬венных организаций и структур, в рамках которой осуществляется деятельность по созданию, развитию, сохранению, распростране¬нию новых знаний и преобразованию их в технологии, продукты и услуги.
JB НИС входят научно-производственные структуры: универси¬теты, государственные научные учреждения, лаборатории, тех¬нопарки, инкубаторы, а также мелкие и крупные производствен¬ные и исследовательские компании.
Наука является стратегическим ресурсом и инструментом ин¬новаций. Она становится органичным элементом происходящих в государстве, экономических отраслях, крупных корпорациях и мелких компаниях экономических процессов.
В наиболее простой модели взаимодействия элементов НИС роль государства состоит в содействии производству фундаментальных знаний и комплексу технологий стратегического характера, а так¬же в создании инфраструктуры и благоприятного институциональ¬ного климата для инновационной деятельности частных компа¬ний.
Роль частного сектора заключается не только в использовании фундаментальных знаний и создании технологий на основе соб¬ственных исследований и разработок, но и в рыночном освоении инноваций, их коммерциализации.
Таким образом, в НИС сочетаются исследовательская среда, предпринимательская среда и механизм их полномасштабного взаимодействия.
Исследовательская среда обладает высокой квалификацией, творческим духом, стимулами к сотрудничеству с предпринима¬тельской средой.
Рис. 3.1. Схема национальной инновационной системы
Предпринимательская среда стимулирует инновации, страте¬гическое мышление, стремление к обучению, адсорбции и при¬менению знаний.
Механизм взаимодействия исследовательской и предпринима¬тельской сред обеспечивает, с одной стороны, передачу знаний, их распределение и трансформацию в технологии, а с другой сто¬роны, ориентацию на удовлетворение возникающих инноваци¬онных потребностей развития производства. Схема НИС представ¬лена на рис. 3.1.
Развитие национального инновационного механизма — масш¬табная и сложнейшая задача, решить которую невозможно без хорошо продуманных и согласованных эффективных действий со стороны государства, экономического и научного сообщества.
Приоритет государственной политики в отношении развития НИС вывел многие страны в число лидеров по ряду принципи¬ально важных сегодня направлений.
Для сравнения уровня развития инновационных систем и ко¬ординации усилий стран по единому подходу к стандартизации статистики науки и инноваций в рамках Организации экономи¬ческого сотрудничества и развития (ОЭСР) была разработана се¬рия методологических руководств, так называемая «Семья Фраскати», в том числе «Руководство Осло» (1992), ставшее главным международным стандартом в данной области.
2. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов.
Развитие науки в первой половине XX в. характеризовалось уси¬лением регулирующих функций государства путем создания ве¬домственных научных институтов и лабораторий, увеличением доли бюджетного финансирования. Резко возросла степень огосудар¬ствления науки в период Второй мировой войны и послевоенные годы. Международные отношения определялись «гонкой вооруже¬ний», в основе которой лежали новейшие научно-технические разработки. Успехи во внедрении технологий двойного назначе¬ния обеспечивали высокую конкурентоспособность, лучшие воз¬можности для экспортной экспансии и получения более высоких прибылей.
В настоящее время индустриально развитые страны направля¬ют усилия на обеспечение долгосрочного и устойчивого эконо¬мического роста путем перехода на инновационный путь разви¬тия, который заключается в обеспечении взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы. Осо¬бое внимание уделяется информационным технологиям, микро¬процессорной и энергосберегающей технике, новым материалам, нано- и биотехнологиям — всем стратегическим направлениям, которые связаны с использованием высоких технологий.
Развитые страны начали использовать науку как средство про¬изводства богатств. Область инновационной политики охватила структурные соотношения в системе «наука — производство»; формы и способы включения научно-технических результатов в хозяйственный оборот; ресурсное обеспечение сферы нововведе¬ний (включая систему непрерывного образования); организаци¬онно-правовые и экономические формы инновационной деятель¬ности.
В развитых странах значительную часть национальных расходов на науку составляют средства из государственного бюджета. В 2004 г. участие государств в финансировании общенациональных иссле¬дований и разработок, по разным источникам, составляло (%):
США..............................................................31,0
Япония..........................................................17,7
Германия.......................................................30,4
Франция........................................................39,0
Великобритания...........................................31,3
Республика Корея........................................23,9
Канада...........................................................35,4
Россия...........................................................60,6
В связи с тем что создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных экономических и социальных
сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществле¬ния государственной поддержки. Для этого используются три схемы.
1. Прямое участие государства в реализации специальных целе¬вых программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предо¬ставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.
2. Предоставление субсидий и грантов для осуществления кон¬кретных проектов в области науки, культуры, образования.
Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами. Особенно часто грант используется в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут в ближайшем будущем принести полезного результата.
Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду, заключается государственный контракт. Он дает право представи¬телю государства контролировать и корректировать ход выполне¬ния разработок.
Государственные субсидии предоставляются и на других усло¬виях. В некоторых странах они выделяются с условием возмеще¬ния затрат государства только в случае достижения коммерческо¬го успеха или составляют до 50 % стоимости конкретных проектов. Безвозмездные субсидии бывают при отказе автора от особых прав на полученное знание — он регулярно отчитывается о ходе иссле¬дований, а все полученные результаты открыто публикуются.
3. Обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технологических разработок. Частному бизне¬су, вкладывающему средства в научные исследования и приобре¬тение необходимого для этого оборудования, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и га¬рантии, а также финансирование через участие государства в ак¬ционерном капитале.