Файл: Экологический туризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 508

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

100100 - «Сервис»

Оглавление

1.Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о нормах и правилах рационального туристского природопользования, способствующего сохранению качества рекреационных ресурсов в регионе.

Тема 2. Понятие «экологический туризм». Принципы, функции и виды экологического туризма (12 час.)

Тема 3. Экологический туризм в России (14 час.)

Тема 4. Экотуризм в пределах особо охраняемых природных территорий (оопт) (14 час)

Тема 5. Организация экологического туризма на оопт (12 час.)

Тема 6. Механизм дигрессии, рекреационная нагрузка и рекреационная емкость (14 час.)

Тема 7. Сельский туризм (агротуризм) (14 час)

Тема 8. Экологический туризм в Северо-западном регионе (14 час.)

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

IV. Календарно-тематический план лекций, лабораторных и семинарских занятий по дисциплине

Приложение 2 конспекты лекций

1. Общая характеристика экологического туризма в России.

1.1. Концепция экотуризма и его социально-экономическая роль в современном мире

2. Научный экологический туризм

Охраняемые территории как ключевое звено развития экотуризма

Национальные парки России. Физико-географическая характеристика

Государственные природные заповедники

Особо охраняемые природные территории

Сельский туризм и перспективы его развития

Особенности сельского туризма

Классификация жилья

Создание усадьбы для сельского туризма

Организация приема туристов

Разрешение конфликтных и спорных вопросов

Тур "в гостях у великолукских крестьян" Информационный листок

Программа тура "в гостях у великолукских крестьян"

Литература

Путешествия, связанные с риском и природой, сейчас являются наиболее перспективными и интенсивно развивающимися направлениями рекреационной деятельности. Многие люди, особенно из развитых стран, готовы тратить значительные денежные суммы на то, чтобы оторваться от цивилизованного мира, окружающего их в повседневной жизни. Кроме того, охраняемые территории посещает все большее число внутренних туристов. Однако, хотя и растет желание туристов посетить нетронутые природные территории, все труднее становится поддерживать охраняемые территории в удовлетворительном состоянии из-за растущего антропогенного давления. Возникает острая необходимость в налаживании соответствия между управлением туристической сферой и охраняемыми территориями. Еще более 15 лет назад Будовский (Budowsky) (1976) выделил 3 типа взаимоотношений, которые могут возникнуть между сторонниками развития туризма, связанного с природой, и защитниками охраны окружающей среды:

-Туризм и природа вступают в конфликт. При этом туризм наносит вред окружающей среде и природным ресурсам. Экологи начинают сопротивляться такому туризму, посредством введения запретов и ограничений.

-     Сосуществование, возможное, если на данной территории не развиты в достаточной степени ни туризм, ни деятельность, связанная с охраной окружающей среды, или если они не оказывают существенного влияния друг на друга. Однако, такое сосуществование не продолжается долго, так как развитие туризма вскоре приводит к коренным изменениям. Эта стадия может смениться как ко взаимовыгодным отношениям (симбиозу), так и к конфликту.

-     Симбиоза можно достичь только при организации туризма и природоохранной деятельности таким образом, чтобы они получали выгоды от взаимодействия. С точки зрения экологов это означает, что природные богатства (в т.ч. и рекреационные ресурсы) сохраняют свои первоначальные качества и количества. При этом постоянно увеличивается поток туристов, использующих их в физических, научных и образовательных целях, получающих от них эстетическое наслаждение. Кроме того, такое взаимодействие имеет большие экономические преимущества. Такая взаимная поддержка туризма и природоохранной деятельности должна способствовать осознанию обществом того факта, что сохранение природы является существенным условием улучшения уровня жизни.

К сожалению, реальные отношения между туризмом и природоохранной деятельностью чаще всего сводятся к сосуществованию, которое заканчивается конфликтом. Причины этого, чаще всего, состоят в неправильном управлении, отсутствии понимания того, что цели обеих сторон во многом совпадают, в отсутствии необходимого планирования и оценки последствий при развитии туризма.


Но ситуация не должна оставаться такой, так как изменение позиций обеих сторон, направленное на установление взаимовыгодного сотрудничества, принесет пользу всему государству (особенно в развивающихся странах).

Скученность, переэксплуатация природных (рекреационных) ресурсов, строительство зданий и элементов инфраструктуры и другая деятельность, связанная с туризмом, оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду. Это воздействие может быть не только физическим, но и культурным. В этой главе рассматриваются наиболее распространенные негативные результаты туристической деятельности на охраняемых территориях.

В общем, воздействие туризма на окружающую среду зависит от масштабов и типа туристической деятельности. Отдельный турист оказывает обычно незначительное влияние. Проблемы появляются при увеличении числа туристов или при изменении степени использования ресурсов. Так что, хотя туризм и является значительным источником дохода, с ним связаны серьезные проблемы.

Воздействие туризма на охраняемые территории можно разделить на 2 категории: прямое и косвенное. Прямое влияние туризма связано с непосредственным присутствием туристической деятельности, косвенное - с туристической инфраструктурой. Кроме того, можно выделить следующие типы воздействия:

-      воздействие на геологическое строение, минералы и ископаемые,

-      воздействие на почву,

-      на водные ресурсы,

-      на растительность,

-      на животный мир,

-      воздействие на санитарное состояние территории,

-      эстетическое воздействие на ландшафт,

-      воздействие на культурную среду региона.

Результаты воздействия туристической деятельности на окружающую среду часто проявляются в приведенной выше последовательности. Те явления, которые следуют всегда друг за другом или вместе, можно предупредить. Первыми претерпевают серьезные изменения те территории, на которых наиболее развита рекреационная деятельность. На их опыте можно прогнозировать и предупреждать ситуацию в других регионах с развивающимся туризмом.

В мире накоплен огромный опыт этой деятельности, причем как положительный, так и отрицательный. Мы в самом начале пути и у нас есть реальная возможность изучить и использовать этот опыт. Наши системы ООПТ имеют немало общего с охраняемыми территориями мира, но немало и отличительных особенностей. Нам нужно реально оценить возможности наших ООПТ. Понять, ценой каких усилий удается, и всегда ли удается, сочетать охрану природных комплексов и активную туристическую деятельность в США, Европе и иных регионах мира? Как строятся отношения между охраняемыми территориями и туристическими организациями в странах? Какое место в развитии экологического туризма могут (и могут ли!) занять российские заповедники? Некоторые материалы, розданные участникам содержат информацию, в какой то мере отвечающую на эти вопросы. Думаю, что ответы на ряд вопросов будут получены в процессе секционных дискуссий.


На наших охраняемых территориях экотуризм только начинает развиваться, эти годы вообще стали годами затишья для туристического бизнеса в стране и, казалось бы, нам пока ничто не угрожает. /8/

Но экотуризм в России не ограничивается двумя полублаготворительными фирмами - туры такого рода в изобилии предлагают и обычные турфирмы. Речь идет не о тех турах, которые сам туроператор в своей рекламе именует "экологическими", а о маршрутах, соответствие которых принципам экологического туризма удостоверено независимыми экспертами - например, тем же WWF. Только в Хабаровском и Приморском краях насчитывается 19 фирм и организаций, чьи туры рекомендованы фондом. На август - сентябрь этого года (лучший сезон для путешествия по югу Дальнего Востока) намечена премьера семи новых экотуров. Среди которых есть и такая экзотика, как участие в рейде оперативной антибраконьерской бригады "Тигр". Автору этих строк приятно вспомнить, что он был одним из "подопытных кроликов", тест-клиентов этого тура, съездив три года назад в такой рейд. И хотя речи о превращении подобного путешествия в коммерческий тур в ту пору (через считанные недели после дефолта) не было, приморские рейнджеры уже тогда прекрасно понимали, что одними штрафами и конфискациями тайгу не защитить, и обсуждали возможности развития экотуризма.

К сожалению, число туристов, посещающих национальные парки России, пока не столь велико в сравнении с известными парками мира. К тому же многие наши заповедники отдают предпочтение приему иностранных туристов. Но будем считать, что это - временное явление.

Знакомство с уникальным маршрутом начинается в экоцентре, где вас встречают интерпретаторы (англ. interpreter - толкователь). Экоцентр создается при въезде (входе) в национальный парк. Иначе его еще называют визит центром. Небольшие экоцентры могут быть созданы и в отдельных районах охраняемой территории: в начале или в конце маршрутов. Практически ими являются действующие туристические приюты, помещения лесничества и т.п.

 В литературе описана концепция использрвания национальных парков в целях образования.

Целью образовательной программы по изучению национальных парков в США является развитие и разширение осознания значимости и использования национальных парков через учебные планы и программы американской школы, от детского сады до 12 класса. Эта цель была достигнута через серии разработак, проведенных совместными усилиями Университета Кента, Акронского университета, акронских школ и Национальной службы парков.


Имели место следующие этапы:

1 этап – Представления национальных парков.

Курс был представлен совместными усилиями Акронского университета, Акронского университета, акронских школ и Национальной службы парков. Курс предлагается в виде серии четырех сессий на полдня. Сессии проводились по субботам на базе национальной зоны отдыха Кайхода Валей и Кливлендского музея истории природы. В них принимали участие приблезительно 30 учителей акронских школ всех классов.

Деятелями образования Национальной службы парков, университета Акрона и акронских школ были прочитаны следующие лекции:

“История и развитие национальных парков”.

“Геология некоторых национальных парков”.

“Разнообразие биом некоторых национальных парков”.

“Взиамосвязь дикой жизни и биом”.

“Оъяснение условий окружающей среды с точки зрения геологии”.

Учителя, учавствующие в сессиях, делали практические работы, совмесно добывая информацию о национальных парках. Они с удовольствием работали над междисциплинарной темой, включающей естествознание, социальные науки и язык.

2 этап (лето 1987 г.) – Полевые исследовательские работы на Западе США.

В течение лета 1987 г. был проведён 25-дневный поход по некоторым национальным паркам на западе США. В походе участвовал 21 человек. Кредит был получен через университет Кента и Унивкрситет Акрона. Целью данной работы было:

-         Посетить и изучить основные национальные парки США.

-         Разработать темы  для изучения в классы по проблемам национальных парков.

-         Разработать руководство для учителя по национальным паркам.

-         Увеличить использования национальных парков школьниками и их семьями.

-         Способствовать формированию направленного опыта изучения, основанного на разнообразии окружающей среды запада.

3 этап (лето 1990 г.) – полевое изучение востока США.

-         Каждая разрабатывавшаяся тема была выбрана с учетом возможного изучения в классе, например:

-         Изучение коренных американцев, живших на юго-западе США (детский сад).

-         Изучение влияния, которое имела “золотая лихорадка” на экономическое развитие запада США (12 класс).

-         Науки о Земле: геологическое развитие запада США, используя геологические образцы из национальных парков Большой каньон, Зион, Брюс Каньон.


-         Биологическая тема – Экология Йеллоустонского национального парка (9 класс).

-         Изучение индейцев анасази от 600 до 1400 лет нашей эры (5 класс).

-         Динозавры – детский сад.

-         Социологическая тема – Игры, в которые играют дети коренных американцев (3 класс).