ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 512

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

низационно-экономическим вопросам в условиях ограниченности ресурсов, зависит создание конкурентоспособного, благополучного, экономически выгодного производства. В этой связи актуальным является разработка и применение эконо- мико-математических методов и моделей для решения возникающих производст- венно-хозяйственных задач, определение и выбор вариантов экономического развития на перспективу, обеспечение оптимального распределения ресурсов для выполнения отдельных комплексов работ.

Одним из главных элементов эффективной системы управления предприятием, функционирующим на рынке с высоким уровнем конкуренции, является выработка четкой рыночно ориентированной стратегии.

Конкурентная стратегия должна основываться на глубоком понимании таких определяющих моментов, как структура мясоперерабатывающей отрасли и позиция, которую предприятие занимает в пределах этой отрасли.

Характеризуя в целом конкурентную среду рынка мясной продукции, следует отметить положительные сдвиги в её развитии. Конкурентная среда заметно улучшается, постепенно формируется рыночная инфраструктура, повышается конкурентоспособность ряда предприятий, растет доля реализации продуктов отечественной промышленной переработки, улучшается качество выпускаемой продукции, складывается многоканальный внутренний рынок.

Сильные стороны в развитии рынка мяса и мясопродуктов связаны в основном с природно-климатическими условиями, традициями в питании, навыками местного населения по уходу и разведению скота, с пониманием того, что местные продукты – экологически чистые, натуральные.

Слабыми сторонами в республике принято считать дефицит ресурсов, отставание в техническом развитии, отсутствие гибкости в управлении, недостаточный опыт в области стратегического планирования.

Перед отечественными товаропроизводителями имеются большие возможности по расширению рынка, импортозамещению, выходу и завоеванию новых рынков. Опасности таятся в появлении на рынке новых конкурентов, в усилении конкурентного давления, в неблагоприятных социально– демографических изменениях и изменениях вкусов потребителей.

Проблема увеличения мясных ресурсов связана с имеющимися их резервами на всех стадиях производства, транспортировки, переработки и реализации мясных продуктов. Они вытекают из результатов проведенного анализа эффективности функционирования мясного подкомплекса.

Кроме того, все сельскохозяйственные предприятия должны разрабатывать собственную ценовую стратегию на базе маркетингового подхода и устанавливать уровень цен с учетом анализа безубыточности производства, ассортиментных сдвигов и изменяющегося спроса на продукцию, а также цен конкурентов [1].

При разработке и расчетах по оптимизации структуры животноводства можно применить симплексный метод линейного программирования. При этом особенностью подхода является то, что при оптимизации использовать прогнозные значения показателей животноводства.

Моделирование структуры животноводства, т.е. определение численности животных и птиц, а также объема производства продукции животноводства необходимо провести в два этапа:

104


-на первом этапе - прогнозирование численности животных и птиц и производство продукции;

-на втором этапе - оптимизация численности животных и птиц и производства продукции по прогнозным показателям при обеспечении кормами собственного производства.

Прогнозирование поголовья животных и птиц позволило бы , во-первых,

предвидеть будущие экономические реалии, во-вторых, дало возможность проанализировать постепенную регрессионную модель на устойчивость, т.е. ее применимости в изменяющихся условиях. При прогнозировании предполагается, что закономерность развития, действующая в прошлом (внутри ряда динамики), сохраняется в прогнозируемом будущем, т.е. прогноз основан был на методе экстраполяции.

Поэтому при прогнозировании методом экстраполяции тренда очень важно правильно было установить доверительные интервалы, расчет которых базировался на следующей формуле:

 

n

( y t

 

 

 

 

m y =

y t

) 2

,

(1)

t = 1

 

 

 

 

n m

 

 

 

 

 

 

где n - количество наблюдений;

m - число параметров в модели тренда.

В целом доверительный интервал для построенного тренда составляет:

yt

tm y yt

y

t + tmy ,

(2)

где t - критерий Стьюдента;

yt , y t - соответственно фактический и расчетный уровни ряда динамики.

В условиях раздробленности и мелкотоварного производства особое значение приобретают методы стимулирования производителей к кооперации и развитию интеграционных процессов.

Сельскохозяйственная кооперация - сложный экономический механизм охватывающий производство продукции, переработку, хранение, реализацию, кредитование сельскохозяйственного производства и снабжение товаропроизводителей. Вследствие этого стратегия развития рынка мяса и мясопродуктов неотделима от кооперативных основ управления им и роста интеграционных связей между производителями и переработчиками, что требует значительных мер государственной поддержки и создания условий для лучшего развития процессов кооперации и интеграции в животноводстве, как способа снижения затрат субъектов данного рынка. В интегрированных формированиях обеспечиваются следующие условия: гарантия реализации сельскохозяйственной продукции, возможность планирования производства, создание гарантированного объема поставок сырья на рынок сбыта, обеспечение полной загруженности мощностей переработки, а также осуществлять контроль за процессом производства, переработки и реализации продукции. Данная модель должна строиться на рекомендациях изменения налогового законодательства государством в пользу производителей продукции.

Также может быть применен расчет эффективности снижения затрат на производство продукции в условиях укрупнения хозяйств, при их объединении в кооператив. Основой расчета должны стать затраты на использование механиз-

105


мов и оборудования в условиях мелкого и крупного хозяйства. Эффективность слияния мелких хозяйств в кооператив следует определять по уровню затрат, методом сравнения данных показателей в условиях функционирования каждого мелкотоварного хозяйства, входящего в кооператив, и всего кооператива в целом уже на уровне проекта возможного осуществления слияния. Для государства этот процесс должен исследоваться параллельно с оценкой затрат на стимулирование и уровень дохода от слияния мелких фермерских хозяйств в один крупный кооператив. В настоящее время отсутствует единая и целостная методика проведения подобных расчетов и критериев принятия эффективных решений. Поэтому в работе предложен метод оценки горизонтальной кооперации для расчета эффективности конкретного слияния по следующей модели:

Изменение полезности для мелких хозяйств по принципу:

рост доходов при

снижении себестоимости

R = -------------------------------------------------------------------------------

(3)

Изменения поступления в бюджет государства за счет увеличения налоговых поступлений от доходов кооператива

Таким же критерием при неизменности доходов и прибыли должен стать показатель снижения затрат в новых образованиях по сравнению с суммарными затратами мелких хозяйств, которые могут войти в состав вновь создаваемого кооператива, альянса или холдинга.

Одновременно при объединении предлагается учитывать:

-технологическое единство протекающих процессов;

-возможность централизованного управления;

-технологическую зависимость основного и обслуживающего производства;

-четкое распределение функций управления между интегрируемыми элементами.

Инфраструктурное обеспечение, обуславливая создание благоприятных условий для производства и свободного движения мяса и мясных продуктов, сохранение их качества и снижение потерь, развитие эффективных связей между производителями и потребителями, является одним из наиболее слабых звеньев мясной подотрасли. Переход к рыночному хозяйству без создания необходимой рыночной инфраструктуры вытеснил товаропроизводителя с рынка, увеличив роль посредников и усилив влиятельное положение торговых организаций.

Для эффективного развития рынка мяса и мясопродуктов необходимо создание условий для более длительного хранения мяса, его аккумуляции перед переработкой и сбора от производителей в большом количестве. Для этого нужно развивать систему оптовых баз-холодильников. Строительство этих баз требует больших затрат и инвестиций, окупаемость которых может быть достигнута как через закупку и дальнейшую перепродажу продукции, так и через арендную плату помещений для тех производителей и потребителей мяса, которые в этом нуждаются.

Предлагаем следующие варианты строительства баз-холодильников:

1.строительство ведут государственные предприятия, получая доход в виде аренды за использование помещения от поставщиков и потребителей мяса;

106


2.строительство осуществляется инвесторами на принципах лизинга для объединенной группы производителей и производственных кооперативов;

3.строительство и эксплуатация осуществляется на паевом участии производителей мяса на конкретной территории.

Использование холодильников проводится по графику. Для этого на оптовых складах– холодильниках организуется группа диспетчеров, контролирующих график завоза и накопления мяса отдельными участниками-учредителями и инвесторами данного проекта. Раздробленность инвестиций по различным производителям мяса аккумулировать должен назначенный советом акционеров исполнительный директор, он же должен отвечать за полноту заполнения такой базы и эффективность ее функционирования. Доход от эксплуатации базы поступает к мелким инвесторам на принципах распределения дивидендов в акционерных обществах или по уровню процента стоимости (размера пая) их участия в процессе строительства такой базы. Однако следует учитывать, что у производителей зачастую нет транспортных средств для перевозки мяса. Вследствие этого предла-

гаем развивать производство рефрижераторов– холодильников, которые можно сдавать в аренду хозяйствам по определенному графику.

Для производства дешевой высококачественной мясной продукции, необходимо соблюдение научно обоснованной и эффективной системы ведения сельскохозяйственного производства. Размер государственной финансовой поддержки в расчете на 1 усл. гол. животных должен составить не менее 11% в структуре затрат в животноводстве.

Прямая государственная поддержка должна быть направлена на стимулирование новых технологий и повышение эффективности животноводческого производства. Необходимо предоставлять инвестиционную поддержку отдаленным районам для развития инфраструктуры на местном уровне, создания сельских и районных рынков, оказания услуг в повышении знаний и по внедрению передовых технологий.

Для улучшения генетического материала и развития племенного животноводства государство должно поощрять образование Ассоциации частных племенных хозяйств, которые смогли бы обеспечить поддержку частному сектору по приобретению семени и оборудования для их хранения. Данные Ассоциации должны регистрировать чистопородных животных, племенные хозяйства, предоставляя им кредитные средства, субсидировать фермеров, которые закупают скот у частных племенных хозяйств, зарегистрированных в Ассоциации.

В настоящее время одной из главных проблем на рынке животноводческой продукции является формирование системы более гибких цен. Задачи ценообразования должны быть направлены на определение реального соотношения цен закупа, посредством свободного ценообразования на рынках животноводческой продукции; обеспечение равных прав и условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей и перекупщиков мяса; определение уровня гарантированных цен на животноводческую продукцию, позволяющих сблизить цены предложения товаропроизводителя и цены фактической реализации, с учетом оценки издержек производства и соблюдения технологических процессов, а также соотношения рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и на средства производства,

107


для обеспечения паритета цен закупки и реализации. Для этого надо определить более четкий порядок предоставления дотаций и компенсаций затрат на производство животноводческой продукции. Необходимо применять распространенные в мировой практике механизмы закупочных и ценовых интервенций.

Одновременно до вступления Казахстана в ВТО необходимо создать программу дальнейшей замены таможенных ставок на импортные продовольственные товары с целью защиты национального сельхозтоваропроизводителя с тем, чтобы казахстанские сельхозпроизводители мяса не потеряли своей значимости в нашей стране.

В целом предлагаемый комплекс рекомендаций должен способствовать эффективному функционированию рынка мяса и мясопродуктов в Республике Ка-

захстан. [2,с.16-22]

Библиографический список

1.Мараим М.З. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции в условиях рынка // Вестник УМБ. – 2007 г. - № 1(3).- С.80 - 84.

2.Джусибалиева А.К. Повышение конкурентоспособности предприятия в условиях устойчивого роста: Автореф. Канд.экон.наук. – Алматы, 2008.-28 с.

УДК 631.145

Л.А. Коптева, Алматинская академия экономики и статистики, Республика Казахстан

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА - ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Особенностью современного периода развития всех отраслей и сфер агропромышленного производства является необходимость ускорения научнотехнического прогресса на основе инновационных процессов, позволяющих вести непрерывное обновление производства на базе освоения достижений науки, техники и передового опыта.

В последнее время поддержка АПК у государства в приоритете. Также приоритетная роль отводится научному и технологическому развитию. Главной причиной неоперативного продвижения инноваций в производство до текущего года оставалось то, что в АПК практически отсутствовала инновационная инфраструктура.

Разработанный МСХ РК при поддержке Всемирного банка развития и реконструкции инвестиционный проект «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции» направлен на внедрение международных стандартов и современной системы контроля качества и безопасности продукции, развитие сельскохозяйственного маркетинга, создание системы распространения и передачи знаний, дальнейшее совершенствование аграрной науки. В области экономики аграрного сектора разработаны экономические основы устойчивого развития АПК, стратегия вхождения страны в ВТО, обоснованы методы управления земельными ресурсами, механизм формирования рынка земли, формы диверсификации сельхозпроизводства.

Многие разработки до сих пор представлены только в научных отчетах. Для развития внедрения инноваций в производство с прошлого года в системе АО

108