ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 523
Скачиваний: 0
УДК 631.11:658.8
И.В. Попова, Т. Д. Салимгареева, Н.В. Киреева, ФГОУ ВПО «Уральская ГАВМ»
РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА
И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Продолжающийся процесс реформирования российской экономики поставил сельскохозяйственные предприятия в новые рыночные условия. В данной ситуации лишь немногие предприятия смогли быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, что привело к падению объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, которая во многом определяет уровень экономической безопасности страны. Именно поэтому важно оценивать возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей по производству и реализации конкурентоспособной продукции, способной удовлетворить потребности населения в продуктах питания, иначе говоря, их рыночный потенциал.
Важнейшим условием обеспечения населения продуктами питания является устойчивое развитие сельского хозяйства, определенное как направление национального проекта «Развитие АПК». Вместе с тем в качестве основного направления выхода из кризисной ситуации сельскохозяйственные товаропроизводители видят получение государственных дотаций и инвестиций. В данной ситуации особенно актуально использование одного из альтернативных подходов к стабилизации деятельности сельскохозяйственных предприятий − развитие и эффективное использование их рыночного потенциала.
Целью настоящего исследования является разработка теоретических основ и методов экономической оценки рыночного потенциала сельскохозяйственных предприятий Челябинской области, а также мероприятий по стабилизации и развитию сельскохозяйственных предприятий на основе повышения эффективности использования рыночного потенциала.
Объектом исследования являются сельскохозяйственные предприятия муниципальных районов Челябинской области.
Предметом исследования выступает совокупность отношений, возникающих в процессе формирования и использования рыночного потенциала, в целях стабилизации и развития сельскохозяйственных предприятий муниципальных районов Челябинской области.
Особенностью рыночного потенциала является то, что он формируется при определенных условиях. Важнейшим из них является возникновение и развитие рыночных отношений, которые ориентируют предприятия на реализацию основной цели – получение прибыли. В товарном производстве эта цель достигается посредством рыночных механизмов. Поэтому предметной основой рыночного потенциала является продукция, которую продавец готов поставить на рынок и которую покупатель готов приобрести при данном уровне цен.
Однако особенностью сельскохозяйственного производства является то, что продавец не может до бесконечности увеличивать производство одного вида продукции, так как существует ряд ограничений – природно-климатические риски, наличие ресурсов, севооборот, структура посевных площадей, специализация хозяйства.
170
Рыночный потенциал предприятия зависит от потенциального спроса на те виды продукции, которые он производит, то есть от возможности потребителя купить определенное количество товара, определенного качества, которая зависит как от физиологической нормы потребления того или иного вида продукта питания, так и от платежеспособности покупателей.
Исходя из вышесказанного, наиболее обоснованно определить рыночный потенциал сельскохозяйственного предприятия как максимально возможный объем реализации произведенной предприятием продукции, при данном уровне обеспеченности ресурсами с целью получения прибыли и удовлетворения постоянно меняющихся и возрастающих потребностей покупателя.
Внастоящее время на теоретическом и практическом уровнях не выработаны единые показатели оценки рыночного потенциала. На наш взгляд, оценка должна проводиться в форме комплексного, поэтапного и поэлементного исследования. С этой целью разработана система оценочных показателей для каждого структурного компонента рыночного потенциала сельскохозяйственного предприятия (см. табл. 1).
Используя предложенную систему показателей, можно провести анализ рыночного потенциала сельскохозяйственных предприятий региона, определить уровень и эффективность его использования.
Численное значение величины рыночного потенциала предприятия должно характеризовать возможность (невозможность) достижения его цели – получение прибыли и удовлетворение потребностей покупателя.
Вусловиях рынка любая коммерческая организация способна достичь установленных целей за счет реализации конкурентоспособной продукции, поэтому величина рыночного потенциала оценивается через объем реализации продукции
встоимостном выражении:
РП с.х. пред. = ∑(VРПmax• Ц), (1)
где, РП с.х.пред. – рыночный потенциала сельскохозяйственного предприятия, тыс. руб.; VРПmax – максимально возможный объем реализации продукции, ц; Ц – цена единицы продукции, тыс. руб./ц.
Таблица 1
Система показателей оценки рыночного потенциала сельскохозяйственного предприятия
Основные направления |
|
Показатели, используемые для анализа |
|
исследования |
|
||
|
|
||
|
|
|
|
Анализ ресурсов |
|
|
|
предприятия: |
|
|
|
|
Показатели обеспеченности: |
||
|
- посевные площади сельскохозяйственных культур, тыс. га; |
||
|
- удельный вес пашни в площади сельскохозяйственных угодий, %. |
||
|
Показатели эффективности использования земли: |
||
|
- выход на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.: |
||
- земельные |
∙ |
валовой продукции |
|
∙ |
товарной продукции |
||
|
|||
|
∙ |
прибыли |
|
|
- урожайность основных сельскохозяйственных культур, ц/га; |
||
|
- производство на 100 га сельскохозяйственных угодий, ц: |
||
|
∙ |
молока |
|
|
∙ |
мяса |
|
|
|
171 |
Продолжение таблицы 1
Основные направления |
|
Показатели, используемые для анализа |
|
исследования |
|
||
|
|
||
|
Обеспеченность предприятия персоналом определяется путем сравне- |
||
|
ния фактического его наличия по категориям и профессиям с плановой |
||
|
потребностью. |
||
|
Показатели эффективности и интенсивности использования трудо- |
||
- трудовые |
вых ресурсов: |
||
- |
рентабельность персонала; |
||
|
|||
|
- производство валовой продукции, тыс. руб.: |
||
|
∙ |
на среднегодового работника |
|
|
∙ |
на 1 чел.-день |
|
|
∙ |
на 1 чел.-ч. |
|
|
Коэффициенты финансовой устойчивости предприятия |
||
- финансовые |
Коэффициенты платежеспособности |
||
|
Размер государственной поддержки |
||
|
Продукция растениеводства: |
||
|
- производство продукции растениеводства, тыс. руб.; |
||
|
- удельный вес продукции растениеводства в продукции сельского хо- |
||
|
зяйства, %; |
||
|
- валовой сбор сельскохозяйственных культур, тыс. т.; |
||
|
- урожайность сельскохозяйственных культур, ц с 1 га посевной и уб- |
||
|
ранной площади. |
||
Анализ производства |
Продукция животноводства: |
||
- |
производство продукции животноводства, тыс. руб.; |
||
продукции |
|||
- |
удельный вес продукции животноводства в продукции сельского хо- |
||
|
|||
|
зяйства, %; |
||
|
- производство основных продуктов животноводства (молока и мяса |
||
|
тыс. тонн, яиц млн. штук); |
||
|
- продуктивность скота и птицы: |
||
|
∙ надой молока на одну среднегодовую корову, кг |
||
|
∙ среднесуточный привес скота на откорме и нагуле, гр. |
||
|
∙ среднегодовая яйценоскость одной курицы-несушки, штук |
||
|
Исследование спроса: |
||
|
- объем потребления основных продуктов питания; |
||
|
- оценка покупательной способности |
||
|
Исследование предложения: |
||
Анализ конъюнктуры |
- объем, структура и динамика продаж; |
||
- |
доля производителей на рынке |
||
рынка региона |
|||
Тенденции развития рынка: |
|||
|
|||
|
- динамика и уровень цен; |
||
|
-производство; |
||
|
-потребление; |
||
|
-определение перспектив емкости рынка |
||
Анализ величины ры- |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
||
ночного потенциала |
|||
|
|
||
|
Уровень удовлетворения потенциального спроса на продукты питания за |
||
Анализ уровня исполь- |
счет производства продукции сельскохозяйственными предприятиями |
||
зования рыночного по- |
региона |
||
тенциала |
Сопоставление фактических объемов реализации основной продукции |
||
|
сельского хозяйства с максимально возможными показателями |
||
Анализ эффективности |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. |
||
Цены реализации продукции, руб./ц |
|||
использования рыночно- |
|||
Прибыль (+), убыток (-) от реализации продукции, тыс. руб. |
|||
го потенциала |
Уровень рентабельности (+), убыточности (-) продаж, % |
||
|
|||
|
Этапы стратегического управления: |
||
Стратегическое управ- |
- анализ окружающей среды; |
||
- |
определение общего направления развития предприятия; |
||
ление рыночным потен- |
|||
- |
формулирование стратегии; |
||
циалом |
|||
- |
реализация стратегии; |
||
|
|||
|
- контроль за реализацией стратегии |
||
|
|
172 |
Потенциальный (максимально возможный) объем реализации продукции сельского хозяйства определяется: во-первых, на основании выявления резервов увеличения производства продукции, а во-вторых, исходя из текущих требований рынка, а также потенциального спроса на продукты питания, который определяется исходя из норм потребления.
Уровень использования рыночного потенциала рассчитывается как отношение фактического объема реализации продукции к максимально возможному значению (рассчитывается на основании плана производства сельскохозяйственной продукции):
К исп. РП = V РП факт , тыс. руб. , (2) V РП max, тыс. руб.
где, VРП факт – фактический объем реализации продукции в отчетном году; VРП max– максимально возможный объем реализации продукции.
Кроме того, необходимо проанализировать, какая часть потенциального спроса (рассчитывается на основании норм потребления продуктов питания) удовлетворяется за счет реализации продукции сельскохозяйственными предприятиями:
К исп. РП = |
V РП факт , тыс. руб. |
|
|
, (3) |
|
|
||
|
V потенциального спроса, тыс. руб. |
где, VРП факт – фактический объем реализации продукции в отчетном году; V потенциального спроса – объем потенциального спроса.
Результат, полученный по формулам 2 и 3, показывает степень (полноту) использования рыночного потенциала предприятий, но он не дает представления об эффективности этого процесса.
Доход, полученный сельскохозяйственным предприятием, является базой для расчета показателей эффективности использования рыночного потенциала и определения полученного экономического эффекта. Эффект от реализации сельскохозяйственной продукции определяется через показатель прибыли от реализации продукции, а эффективность − через показатель рентабельности [2].
На основании анализа потребления продуктов питания жителями Челябинской области дана оценка уровня удовлетворения платежеспособного спроса на продукты питания сельскохозяйственными предприятиями области (см. табл. 2).
Анализ фактического потребления продуктов питания показал несоответствие его рациональным нормам. Но даже при такой структуре потребления сельхозпроизводители Челябинской области не могут полностью удовлетворить сложившийся платежеспособный спрос.
Так, сельскохозяйственные предприятия в 2008 году обеспечили потребность населения области в мясной продукции на 77 %, в молочной – на 79%, в картофеле – на 129,6 %, в овощах – на 79 %. Если же рассматривать перспективный рыночный потенциал, то уровень удовлетворения потенциального спроса за счет сельскохозяйственных предприятий составил 64,7 % по мясу и мясопродуктам, 45,2 % − по молоку и молочным продуктам, 125,8 % − по яйцам, 196,2 % − по картофелю и 54,2 % − по овощам.
Данный подход к определению уровня использования рыночного потенциала сельскохозяйственными предприятиями предусматривает возможности предприятий по реализации произведенной продукции, исходя из требований
173