ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 522
Скачиваний: 0
рынка, но при этом не учитывается сложившийся уровень обеспеченности производителей материально-техническими ресурсами.
Таблица 2
Уровень удовлетворения платежеспособного спроса на продукты питания за счет производства продукции сельскохозяйственными предприятиями Челябинской области в 2008 году
|
Фактическое |
|
Потенциаль- |
Уровень удовлетворения спроса на |
||
|
потребление |
Фактический |
ный объем |
продукты питания за счет сельско- |
||
Продукты |
продуктов |
объем |
продаж |
хозяйственных предприятий, % |
||
питания |
реализации |
(при потребле- |
|
|
||
питания |
при фактическом |
при потреблении |
||||
населением |
с.-х. |
нии на уровне |
||||
|
Челябинской |
предприятиями |
рациональных |
уровне |
на уровне рацио- |
|
|
потребления |
нальных норм |
||||
|
области в год |
|
норм) |
|||
|
|
|
|
|||
Мясо и мя- |
|
|
|
|
|
|
сопродукты, |
238,6 |
183,7 |
284,1 |
77,0 |
64,7 |
|
тыс. т |
|
|
|
|
|
|
Молоко и |
|
|
|
|
|
|
молочные |
786,1 |
621,0 |
1375,1 |
79,0 |
45,2 |
|
продукты, |
||||||
|
|
|
|
|
||
тыс. т |
|
|
|
|
|
|
Яйца, |
1015 |
1315,0 |
1045,4 |
129,6 |
125,8 |
|
млн.шт. |
||||||
|
|
|
|
|
||
Картофель, |
817,7 |
825,9 |
421,0 |
101,0 |
196,2 |
|
тыс. т |
||||||
|
|
|
|
|
||
Овощи, |
348,9 |
275,6 |
508,7 |
79,0 |
54,2 |
|
тыс. т |
||||||
|
|
|
|
|
Указанный недостаток оценки устранен при определении потенциала сельскохозяйственных предприятий исходя из расчета максимально возможного объема производства на вариантной основе (инерционный и умеренно оптимистичный) [1].
В результате исследования было выявлено, что сельскохозяйственные предприятия области в 2008 г. использовали свой потенциал по сравнению с максимально возможными показателями по реализации картофеля, на 100% были использованы возможности по производству и реализации яиц.
Библиографический список
1.Ведешина, Г.В. Управление инновационным развитием ресурсного потенциала агропромышленного комплекса / Г. В. Ведешина // Новое в экономике и управлении. Сборник науч-
ных трудов. РАГС. - 2007 – №10. -с. 26-33.
2.Конькова, М.А. Особенности формирования центров инновационного развития регионального АПК / М.А. Конькова // Транспортное дело России. - 2008 - № 2. – с. 24-35.
УДК 332.012.2
М.С. Прилукова, А.А. Блюмин, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
В условиях перехода к рыночным отношениям исследование системной организации производства и управления на предприятиях АПК представляет собой одну из важнейших задач аграрной экономической науки. Именно системное понимание предмета исследований содержит в себе возможности его адекватного приближения к объективной природе рыночных аграрно-экономических процессов.
Исходя из общего определения категории система мы определяем аграрную или агропромышленную производственную систему можно как совокупность
174
взаимодействующих элементов производительных сил и производственных отношений, развивающихся по определенным закономерностям во времени и пространстве в целях удовлетворения общественных потребностей в сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки, которая характеризуется определенной структурой.
Структура аграрных и агропромышленных производственных систем – это организация связей и отношений между составляющими их элементами.
Все элементы аграрных и агропромышленных систем функционируют в единстве и взаимосвязи. При выпадении или недооценке одного из них нарушается целостность, возникают диспропорции и, как следствие, снижается эффективность их функционирования.
К настоящему времени накоплен значительный опыт комплексного решения социально-экономических проблем на базе системного подхода. Проведен широкий круг конкретных прикладных разработок, получены важные обобщения теоретического и методологического характера, развиты новые методические средства и приемы системного подхода, экономико-математического моделирования, информационного обеспечения процессов управления.
Ориентируясь на высокую динамику конкурентной борьбы на международном, российском и внутрирегиональном рынках сельскохозяйственной продукции, модель организационной системы устойчивого развития АПК региона должна учитывать постоянство процессов технологической и экологической модернизации производства всех составляющих АПК региона, постоянную потребность подготовки и переподготовки кадров, совершенствования организационноэкономических механизмов управления устойчивым развитием АПК региона и его производственных единиц.
Политика управления, направленная на социально-экономическое развитие и конкурентоспособности территории может иметь непредвиденные последствия, может неадекватно реализовываться, либо не выполнять своих задач по различным причинам, но может быть и очень успешной и должна получать поддержку. Оценить степень успешности целевые программы, направленные на реализацию политики, помогает мониторинг.
Главная цель функционирования регионального мониторинга социальноэкономических процессов состоит в обеспечении полной своевременной и достоверной информацией граждан, правительство и бизнес о процессах, протекающих в различных сферах экономики, складывающейся социальной ситуации для принятия решений, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.
Традиционно под мониторингом социально-экономической обстановки на территории принято понимать процесс системного наблюдения за ходом и характером изменения в различных сферах жизнедеятельности. Однако современное определение территориального мониторинга социально-экономических процессов связано с представлением его в качестве системы территориальной поддержки управления административно-территориальным образованием, реализующей функции наблюдения, оценки, анализа и прогноза складывающейся ситуации, подготовки проекта управленческого решения.
175
Мониторинг социально-экономического развития регионов должен строиться так, чтобы облегчить процесс принятия решения, а поскольку решения зависят от аналитической информации, а та в свою очередь от эффективных методов ее обработки и анализа, то он должен строиться на основе применения современных и эффективных методов анализа, оперативных методов обработки информации с помощью новейшего программного обеспечения.
Немаловажным элементом системы мониторинга является методика сбора и обработки данных, в которую входят информационная система мониторинга, метод бенчмаркинг-анализа, использование методов экономико-математического моделирования, применение геоинформационных систем.
Результатом применения системы мониторинга является повышение эффективности управленческих решений, выраженное в оперативности, экономичности, оптимизации информационных потоков, многофакторной обратной связи, повышения гибкости и адаптивности системы управления в процессе управления социально-экономическим развитием.
Не смотря, на фрагментарный характер мониторинга результативности, роль его в управлении экономики определена четко – система, позволяющая оценивать, контролировать, управлять и совершенствовать деятельность тех, кто предоставляет услуги населению.
Группа зарубежных авторов предлагает выделить четыре основных вида индикаторов для определения результативности: индикаторы ресурсов, продуктов (услуг), результатов и эффективности. Что на наш взгляд, совершенно верно, так как именно эти стадии определяет процесс управления.
Аналогичную точку зрения высказывают отечественные ученые Г.Ветров, Д.Визгалов, А.Шанин.
В соответствии с авторской позиции необходимо не только выделить группы индикаторов, определяющих результативность, но и классифицировать мониторинг целевые программы в зависимости от видов индикаторов (рисунок 1).
Мониторинг целевых программ
Мониторинг ресурсов (измерения количества потребляемых
затрат целевые программы)
Мониторинг продуктов (измерения количества
предоставленных услуг целевые программы)
Мониторинг эффективности (сопоставление полученных продуктов или результатов и затраченных ресурсов)
Мониторинг результативности (измерения результатов от реализации целевые программы с поставленными целями)
Рис 1. Классификация мониторинга на основе индикативного подхода
Под мониторингом как функцией управления социально-экономическим развитием сельской местности региона в данной работе предлагается понимать специально организованное целевое непрерывное наблюдение и краткосрочное
176
прогнозирование хода важнейших процессов для их анализа, идентификации и выявления круга регулируемых факторов при подготовке и принятии решений.
Уровень социально-экономического и демографического развития сельской местности региона невозможно выразить в одном непосредственно измеряемом показателе. Экономической наукой не раз ставились задачи разработки системы индикаторов для анализа регионов. Необходимым требованием к системе диагностических индикаторов служит их ориентированность на поиск патологий развития, узких мест или на сельской местности региона. Негативные последствия экономических, социальных и медико-демографических преобразований нашли своё отражение в показателях, характеризующих асоциальную обстановку сельской местности региона.
Таким образом, на основе системного подхода к построению мониторинга социально-экономического развития регионов, определены его основные элементы, необходимые для его эффективного функционирования, также обозначены субъекты, объекты и предметная область мониторинга, сформулированы основные методологические требования к его построению, в соответствии с которыми необходимо разработать предложения по совершенствованию его информационного, методического и организационного обеспечения.
УДК 338.439:332
В.В. Пьянков, Э.М. Радостева, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Социально-экономическое значение продовольственного обеспечения характеризуется такими аспектами как: сохранение и укрепление государства, эффективное функционирование экономики страны и регионов, улучшение демографической ситуации, обеспечение жизнедеятельности, физическое и духовное развитие каждого человека. Интересы сохранения и улучшения здоровья населения страны требуют обеспечения его полноценного питания, структуры которого должна быть дифференцирована по регионам с учётом их национальных традиций и привычек. В современных условиях ответственность за продовольственное обеспечение населения фактически возложена на региональные органы власти.
Под продовольственным обеспечением региона понимается способность АПК производить и поставлять на внутренний рынок и в резервные фонды сельскохозяйственную и продовольственную продукцию в необходимом ассортименте, в достаточных объемах и высокого качества с учетом социальной структуры населения и фактического уровня доходов, обеспечивающих их физическую и экономическую доступность. Физическая доступность означает, что в регионе обеспечение продовольствием должно быть достаточное для удовлетворения платежного спроса населения. Экономическая доступность связана с уровнем доходов населения, заключается в способности приобретать качественное продовольствие в необходимом количестве [3].
177
Продовольственное обеспечение региона характеризуется комплексом социально-экономических показателей: продовольственные запасы, ассортимент продовольствия, его достаточный объем и соответствующий уровень качества, фактический уровень доходов, обеспечивающих покупательскую способность и необходимый уровень потребления продуктов питания, экономическая и физическая доступность, соотношение ввоза, включая импорт (рис. 1).
Рис. 3. Взаимосвязь социально-экономических показателей системы продовольственного обеспечения
Эффективное обеспечение населения продовольствием должно гарантировать экономическую доступность к основным продуктам питания всех социальных групп в количестве и качестве, необходимом для нормальной жизнедеятельности населения. Продовольственное обеспечение региона должно осуществляться за счет эффективного функционирования продовольственного комплекса, обеспечивающего внутренние потребности жителей региона в продукта питания собственного производства и регулируемой части ввоза продовольствия, включая импорт. Обеспечение населения региона качественными продуктами питания по научно обоснованным нормам является главным показателем устойчивости регионального продовольственного обеспечения.
178
Для гарантированного обеспечения населения продуктами питания необходимо определить потребность в продовольствии для всех категорий населения региона с учетом природных условий и традиций в питании, а также с учетом прогнозной численности населения. При определении региональной потребности в продовольствии необходимо учитывать нормативную потребность в продуктах питания. Критерием этого может быть степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона. В мировой практике используют стандарты нормального питания, рассчитываемые ВОЗ и ФАО. В последнее время этот показатель равен 2700 ккал в сутки. Для расчета общего уровня энергетических затрат организма взрослого человека, ведущего активный образ жизни, за конкретный период эксперты ФАО и ВОЗ используют формулу:
Эт = К x М x Вп , |
(1) |
где Эт – общие энергетические затраты организма, ккал; К – коэффициент затрат энергии на 1 кг массы тела человека, ккал; М – масса тела человека, кг; Вп – временной период, сутки.
Однако нормы ВОЗ и ФАО нельзя считать достаточными для каждой страны. Стандартные нормы питания имеются и в Росси. В начале 80-х годов прошлого века в СССР были нормы питания по 10 группам продовольствия, дифференцированные по союзным республикам. Эти нормы обеспечивали энергетическую ценность пищевого рациона на уровне 3200 ккал в сутки. В 1992 г. нормы питания были заменены минимальным набором продовольственных товаров в составе потребительской корзины. Минимальный набор продуктов был дифференцирован по трем группам населения. При этом энергетическая ценность данного набора для трудоспособного мужчины составляла 2730 ккал, женщины – 2110 ккал, пенсионера – 2000 ккал, ребенка до 7 лет – 1580, а от 7 до 15 лет – 2360 ккал. В 2005 г. Постановлением Правительства РФ были внесены изменения: для трудоспособных женщин энергетическую ценность увеличили на 10 ккал, для детей до 7 лет – на 30 ккал, для остальных категорий остались прежние нормы [1].
Также существуют рекомендации Института питания РАМН по средним нормам потребления основных продуктов питания населения России. Они составляют в кг в год на душу населения: мяса и мясопродуктов – 78, молоко и молокопродуктов – 390, яиц – 291 шт., рыбы и рыбопродуктов – 23,7, сахара – 38, хлебопродуктов – 117, масло растительное – 13, картофеля – 117, овощей – 119, фруктов и ягод – 80. Этим нормам потребления соответствует суточный размер основных элементов набора продуктов (г): белков – 102,8, в том числе животных – 62,5, жиров – 129,2, углеводов – 465,8 и общей энергетической ценности – 3492 ккал.
В настоящее время в России в качестве минимально допустимого уровня питания населения по количеству и ассортименту продовольствия, содержанию в нем питательных веществ и энергетической достаточности принимаются нормы потребления, заложенные при расчете потребительской корзины. В основу этих расчетов положены доходы населения (минимальный потребительский бюджет), а не физиологические нормы [2].
Мы считаем, что минимальный набор нельзя рассматривать как рекомендуемый рацион потому, что он занижается и ориентирован на удовлетворение потребности населения на уровне прожиточного минимума. Набор продуктов
179