ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 518
Скачиваний: 0
питания, необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, должен формироваться с учетом возможности удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в продуктах питания исходя из химического состава, пищевой и энергетической ценности продовольствия, а также с учетом природного потенциала региона и социальноэкономических условий.
На наш взгляд, в основу определения региональной потребности в продуктах питания должна быть положена необходимость повышения уровня потребления продовольствия до научно-обоснованных рациональных норм с учетом продовольственных ресурсов и сложившейся структуры питания населения. При этом нормы, рассчитанные по рекомендациям ВОЗ, ФАО, института питания РАМН могут быть использованы в качестве ориентиров.
Библиографический список
1.Алтухов А.И. Методология и методика определения уровня продовольственной безопасности. // АПК: экономика, управление. – 2006. - № 8.
2.Гордеев А.В. Продовольственное обеспечение России (Вопросы теории и практики) /
А.В. Гордеев. – М.: Колос, 1999. – 228 с.
3.Ушачев И.Г.Концептуальные основы обеспечения продовольст-венной безопасности России / И.Г. Ушачев, А.И. Алтухов и др. – М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2008. – 176 с.
УДК 338.43
К.В. Пьянкова, Е.А. Ясырева, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
Инфраструктура агропродовольственного рынка, отвечающая условиям развитой экономики, должна отличаться гибкостью, адаптивностью к внешним условиям, доступностью для производителей агропродовольственной продукции, а организации инфраструктурного комплекса должны быть оснащены современным оборудованием для осуществления определенных для них функций. От степени развития инфраструктуры во многом зависит уровень развития сферы производства агропродовольственной продукции. Слаборазвитая инфраструктурная организация, недостаточно развитые хозяйственные связи, во многом способствуют замедлению темпов развития сфер основного производства из-за увеличения затрат на поиски каналов реализации произведённой продукции. В результате многократно увеличиваются трансакционные издержки предприятий.
Изучение инфраструктуры агропродовольственного рынка Пермского края показало ее неразвитость. Из-за неотлаженного рыночного механизма, в стадии становления и медленного развития находятся такие признанные мировым опытом формы организации цепочки реализации агропродовольственной продукции, как оптовые агропродовольственные рынки и торговые фирмы. Они занимаются закупкой агропродовольственной продукции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий на основе торговых сделок, а затем реализуют ее в мелкооптовую, розничную торговлю, предприятиям общественного питания.
180
В Пермском крае в основном формируются каналы прямых поставок агропродовольственной продукции в систему розничной торговли. Представлены они фирменными магазинами. Необходимо отметить, что в 2009 году превалирование оптового оборота над розничным составило 210,7 % или 611501,9 млн. руб.
Оборот оптовой торговли агропродовольственной продукции представлен оптовыми складами продукции пищевой промышленности и овощными базами продукции агропродовольственных предприятий. Устойчивое функционирование систем поставок Пермского края невозможно без целого ряда вспомогательных служб. К ним относятся организаторы оптового оборота — товарные биржи, оптовые агропродовольственные рынки, ярмарки, распределительные центры и др.; предприятия хранения (элеваторы, хлебоприемные пункты, холодильники, картофеле-овоще- фруктохранилища и проч.); транспортные службы, выполняющие функцию перевозки продукции; финансовые организации, обеспечивающие расчетные операции, кредитование; страховые, рекламные, информационные и другое компаний.
По данным Пермьстата в структуре формирования оборота розничной торговли сохраняется наметившаяся в 2000 году тенденция снижения удельного веса продажи товаров на розничных рынках. К 2009 году доля указанных хозяйствующих субъектов в общем объеме оборота розничной торговли составила 9,7 % про-
тив 22,6 % в 2004 году (в 2008 году - 9,4 % против 24,9 % в 2003 году), торгую-
щие организации сформировали 90,3 % и 77,3 % оборота соответственно (90,6 % и 75,1 %). Роль рынков снизилась в обеспечении населения агропродовольственными продуктами. В 2009 году в негосударственном секторе формировалось 96,5
% оборота розничной торговли (в 2008 году – 95,4 %) – |
таблица 1. |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
||
Распределение оборота розничной торговли по формам собственности |
|
||||||||||
|
|
(фактически действовавших ценах) |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. |
в % к |
млн. |
в % к |
млн. |
в % к |
млн. |
в % к |
млн. |
в % к |
|
|
руб. |
итогу |
руб. |
итогу |
руб. |
итогу |
руб. |
итогу |
руб. |
итогу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборот рознич- |
130236,3 |
100,0 |
178030,6 |
100,0 |
220406,7 |
100,0 |
278260,4 |
100,0 |
290195,9 |
100,0 |
|
ной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе по формам собственности: |
|
|
|
|
|
|
|
||||
государственная |
2600,4 |
2,0 |
2278,2 |
1,3 |
2415,8 |
1,1 |
2465,1 |
0,9 |
2325,4 |
0,8 |
|
и муниципаль- |
|||||||||||
ная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
частная |
124003,0 |
95,2 |
171952,0 |
96,6 |
212831,9 |
96,6 |
262985,3 |
95,4 |
282721,3 |
97,4 |
|
другие формы |
3632,9 |
2,8 |
3800,4 |
2,1 |
5158,9 |
2,3 |
12810,0 |
4,6 |
5149,2 |
1,8 |
|
собственности |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
из нее потреби- |
1953,6 |
1,5 |
2395,2 |
1,3 |
2906,5 |
1,3 |
3245,8 |
1,2 |
3112,9 |
1,1 |
|
тельская коопе- |
|||||||||||
рация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ. Источник: Пермьстат.
Конъюнктура агропродовольственного рынка Пермского края зависит от комплекса факторов, важными среди которых являются платежеспособность населения и уровень цен на продукты питания. Средний размер заработной платы по Пермскому краю в 2009 году составил 15226,6 руб., пенсий — 6042,8 руб., при этом заработная плата работников сельского хозяйства составляет лишь 49,8 % среднестатистической заработной платы по всем отраслям экономики в регионе.
181
Значительную долю всех расходов населения занимает питание – 31,2 %. В целом за период с 2003 по 2009 годы покупательная способность населения Пермского края повысилась более чем вдвое. Уровень потребления агропродовольственной продукции в городе Перми выше, чем по Пермскому краю, и эти диспропорции сохраняются. Цены в городах Пермского края и в целом в регионе различаются незначительно, следовательно, причины более низкого потребления агропродовольственной продукции в Пермском крае кроются в разной покупательной способности жителей региона, то есть фактически в различном уровне их дохода.
Проведенное исследование выявило основные причины, препятствующие созданию эффективной системы управления инфраструктурой агропродовольственного рынка.
1.Низкий уровень взаимодействия с научным сообществом региона, в рамках компетенции которого исследование и прогнозирование рыночных условий, проведение научных исследований в сфере инфраструктурного комплекса, научно обоснованное моделирование экономических систем.
2.Отсутствие чёткого понимания состава инфраструктурного комплекса агропродовольственного рынка и, как следствие, невозможности разработки чёткой программы управления всеми элементами инфраструктурного комплекса.
Решение данных проблем основано на создании современных инфраструктурных элементов в рамках локального агропродовольственного рынка. Схематично данные элементы представлены на рисунке 1. Необходимым условием создания оптимальной инфраструктуры агропродовольственного рынка Пермского края является использование принципов логистики на базе создания технологий обслуживания товародвижения, развития информационной системы и банковских структур.
Современные элементы агропродовольственного рынка
|
|
Электронная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Товарные |
||||
|
|
|
торговля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
биржи |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Городские |
|
|
Торговые оптовые |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
агропродовольственные |
|
|
распределительные |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
рынки |
|
|
|
базы |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Увеличение |
|
|
|
|
|
|
|
|
Повышение территориальной |
|
|
|
|||||
|
|
|
оптового |
|
|
Прямое |
|
|
|
|
|
доступности |
|
|
|
|||||
|
|
|
товарооборота |
|
|
взаимодействие |
|
|
|
|
агропродовольственной |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
с потребителем |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продукции |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Финансовые |
|
|
Элементы рынка, обеспечивающие |
|
|
Эффективное |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
структуры и |
|
|
|
функционирование |
|
межрегиональное |
|
|
|||||||||
|
|
|
биржа труда |
|
|
|
|
взаимодействие |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Перспективные инфраструктурные элементы агропродовольственного рынка
Целесообразно в рамках данной инфраструктуры рынка осуществлять меры по организации системы «Городских агропродовольственных рынков» в крупных городах Пермского края, которые бы действовали в выходные дни и позволя-
182
ли населению приобретать продовольствие необходимого им качества, контактируя непосредственно с его производителем.
«Городской агропродовольственный рынок» Пермского края будет развивать систему представительств с целью организации продаж. В каждом крупном городе Пермского края будет действовать представительство «Городского агропродовольственного рынка». С целью оптимизации системы «Городских агропродовольственных рынков» проведен анализ муниципальных территорий наиболее предрасположенных к размещению «Городского агропродовольственного рынка». Данные основаны на показателе доли валового производства продовольствия в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах. Поскольку показатель отражает, что в данные муниципальные районы Пермского края можно считать потребляющими продовольствие среди населения, а не производящие, к которым по данным расчетов относятся следующие муниципальные районы: Краснокамский, Пермский, Карагайский, Кунгурский, Частинский, Чайковский, Оханский, Сивинский, Нытвенский, Ординский, Березовский.
Система «Городского агропродовольственного рынка» должна способствовать созданию условий для сбыта продукции пермских товаропроизводителей, оказывать им содействие в формировании эффективных хозяйственных и экономических связей, осуществлять рекламную поддержку.
Механизм функционирования участников «Городского агропродовольственного рынка» представлен на рисунке 2.
Главной основой создания данного рынка является рекламирование не столько продуктов для покупателей, сколько реклама «Городского агропродовольственного рынка», как поставщика экологически чистого продовольствия. Организацию рекламной компании с целью получении более быстрого результата предполагается возложить на Министерство сельского хозяйства Пермского края, имеющего большой опыт в продвижении других пермских брендов.
Совершенствовать сбытовую деятельность сельскохозяйственных организаций позволит создание Электронной системы продвижения продовольствия, как современного инфраструктурного элемента рынка, способного оптимизировать товаропотоки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Электронная система представляет собой эффективную и надежную, с точки зрения сохранности и защиты данных, многопользовательскую информационную систему с возможностью распределенного хранения и обработки информации.
Одним из основных достоинств Электронной системы является модульная структура. Каждый из модулей представляет собой логически завершенный программный комплекс, решающий задачи автоматизации определенного блока функций заказа.
При осуществлении своей деятельности в Электронной системе все участники будут взаимосвязаны и взаимозависимы. Предметом взаимосвязи являются потоки товаров, услуг, денег, информации. Взаимозависимость проявляется в том, что спрос на продукцию формирует спрос на электронные торговые площади, и, в итоге, на объем производства, ассортимент и качество продовольствия Пермского края. Поэтому крупные электронные системы продвижения диверсифицируют производственную деятельность, осваивая ее смежные виды.
183