Файл: госпрограмма с-х до 2020.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Государственная программа

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы и прогноз развития агропро­мышленного комплекса на период до 2020 г.

1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса

2. Прогноз развития агропромышленного комплекса до 2020 г.

II. Приоритеты государственной политики

2. Цели и задачи реализации Государственной программы

3. Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы

4. Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации Государственной программы

III. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы и ее подпрограмм

IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования

VII. Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием в реализации государственной программы

VIII. Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы федеральных целевых программ

IX. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы

X. Риски реализации государственной программы и меры по управлению этими рисками

Анализ рисков и возможные негативные последствия

Для агропромышленного комплекса, связанные с членством России в вто,

А также меры, направленные на поддержку российских

Сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях вто

Меры по адаптации сельского хозяйства к условиям вто и по нейтрализации рисков

XI. Методика оценки эффективности реализации государственной программы

Производство скота и птицы на убой в живой массе в хозяйствах всех категорий к уровню 2005 г. выросло на 42%, зерна – почти на 16%.

Государственная поддержка в совокупности с мерами таможенно-тарифного и не­тарифного регулирования позволили обеспечить необходимый уровень рентабель­ности в отрасли, который с учетом субсидий за 2006-2011 гг. в среднем составил

12%.

С учетом динамики развития отрасли были запланированы показатели по уровню самообеспечения, которые легли в основу Доктрины (удельный вес российских про­довольственных товаров в общих ресурсах), в том числе зерна – не менее 95%, са­хара – не менее 80%, растительного масла – не менее 80%, картофеля – не менее

21

95%, мяса и мясопродуктов – не менее 85%, молока и молокопродуктов – не менее 90%. Для выхода на указанные показатели необходимо сохранить положительную динамику развития отрасли, которая может быть обеспечена только при сохранении объемов государственной поддержки в совокупности с мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Учитывая обязательства России по сни­жению уровня таможенно-тарифной защиты в рамках присоединения к ВТО, объем средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, должен быть увеличен и доведен до согласованного уровня.

В случае сокращения объемов государственной поддержки возникают риски сни­жения темпов роста сельского хозяйства в среднесрочной перспективе, утраты ди­намики роста производства, набранной за шесть лет реализации приоритетного на­ционального проекта и Государственной программы на 2008-2012 годы, что ведет к падению объемов производства и снижению инвестиционной привлекательности от­расли. Это крайне негативно отразится на финансовой устойчивости сельскохозяй­ственных товаропроизводителей и в целом всего агропромышленного комплекса, а также будет способствовать снижению эффективности уже вложенных в 2007-2011 гг. средств государственной поддержки и частных инвестиций.

Предварительные расчеты показывают наличие следующих рисков в условиях присоединения к ВТО:

снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий;

невыполнение показателей Доктрины;

банкротство малых и средних предприятий из-за низкой конкурентоспособности;

сокращение рабочих мест, снижение доходов и уровня жизни на селе.


Меры по адаптации сельского хозяйства к условиям вто и по нейтрализации рисков

Меры по адаптации агропромышленного комплекса осуществляются в рамках реализации:

плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адапта­цию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО;

плана по реализации предложений делового сообщества в отношении адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО;

плана мероприятий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по реализации плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Фе­дерации в ВТО.

Кроме того, утверждена «дорожная карта» по таможенно-тарифному и нетариф­ному регулированию импорта сельскохозяйственной продукции в рамках присоеди­нения России к ВТО, которая подготовлена структурными подразделениями ведом­ства с участием отраслевых союзов и интегрирует основные направления поддержки подотраслей сельского хозяйства, где возникают риски в связи с присоединением к ВТО.

Разрабатываются российский национальный стандарт и система оценки качества мяса крупного рогатого скота.

Кроме того, для преодоления возможных негативных последствий предусматри­вается реализация следующих мероприятий:

продление действия ряда налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропро­изводителей, в том числе льготы по налогу на прибыль, льготы по налогу на добав­ленную стоимость при реализации и ввозе всех видов племенной биопродукции до

2020 г.;

22

принятие федерального закона «О ветеринарии», направленного на совершенст­вование правового регулирования отношений в области ветеринарии, а также на гармонизацию российского законодательства с требованиями международных орга­низаций;

подготовка перечня сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отно­шении которых устанавливается запрет на закупки для государственных и муници­пальных нужд в случае, если страной происхождения таких товаров не являются го­сударства-участники Единого экономического пространства;

усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продук­ции (особенно говядины) со стороны Федеральной таможенной службы;


внесение изменений в Федеральный закон « О развитии сельского хозяйства» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства, в которых выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям не бу­дут подлежать ограничениям;

стимулирование спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие за счет продовольственной помощи низкодоходным слоям населения, поддержки питания отдельных социальных групп (например, школьное питание), реформирование сис­темы закупок продовольствия для государственных нужд (например, закупка россий­ского продовольствия на нужды армии, закупки в госрезерв и др.).

Вместе с тем для решения задачи повышения конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств в рамках ВТО необходимо создать условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспо­собности, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирова­ния Государственной программы.


XI. Методика оценки эффективности реализации государственной программы

Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.

Индексы производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций – на возможность осуществления модерни­зации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяй­ственных организациях – на эффективность производства и экономического меха­низма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике страны – на степень решения социальных проблем отрасли.

Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах со­ответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.

Показатели реализации подпрограмм и федеральных целевых программ предпо­лагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государст­венной поддержки агропромышленного комплекса.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Феде­ральной службой государственной статистики ежеквартально обобщает и анализи­рует статистическую и ведомственную отчетность по использованию бюджетных средств и показателей реализации Государственной программы для представления информации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Ми-

23

нистерство финансов Российской Федерации, а также для размещения этой инфор­мации на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в инфор­мационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Для повышения эффективности использования средств федерального бюджета Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предполагает ежегодно заключать с субъектами Российской Федерации соглашения о предоставлении суб­сидий на поддержку сельскохозяйственного производства (далее – соглашения о предоставлении субсидий), в которых должны быть предусмотрены следующие обя­зательства субъектов Российской Федерации:


представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ут­вержденных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, опре­деляющих порядок и условия предоставления средств государственной поддержки получателям;

еженедельное представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации информации о доведении средств государственной поддержки до полу­чателей;

подготовка и утверждение решением высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта Российской Федерации графика доведения средств госу­дарственной поддержки до получателей и согласование его с Министерством сель­ского хозяйства Российской Федерации до подписания соглашения о предоставле­нии субсидий.

Оценка эффективности реализации Государственной программы производится на основе информации, ежеквартально представляемой субъектами Российской Феде­рации.

Органы управления агропромышленного комплекса субъектов Российской Феде­рации, уполномоченные на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – уполномоченные органы), представляют по уста­новленной форме необходимые для проведения анализа данные, на основании ко­торых, в случае выявления отклонения от взятых на себя субъектом Российской Фе­дерации обязательств, проводится работа по определению причин невыполнения.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с субъекта­ми Российской Федерации (выборочно) не реже одного раза в три года и в заключи­тельный год реализации Государственной программы проводит выборочное обсле­дование сельскохозяйственных и других товаропроизводителей агропромышленного комплекса, а также хозяйств населения по вопросам реализации Государственной программы.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно, до 15 мая, готовит национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы. В национальном докладе дается оценка хода реализации Государствен­ной программы, ее подпрограмм и включенных в нее федеральных целевых про­грамм за прошедший год (по наиболее значимым показателям (индикаторам) – на­растающим итогом). В отношении каждой подпрограммы и федеральной целевой программы проводится анализ выполнения намеченных задач, достижения преду­смотренных в них значений показателей (индикаторов) и эффективности использо­вания бюджетных средств.