ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса
2. Прогноз развития агропромышленного комплекса до 2020 г.
II. Приоритеты государственной политики
2. Цели и задачи реализации Государственной программы
3. Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы
4. Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации Государственной программы
III. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы и ее подпрограмм
IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
IX. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
X. Риски реализации государственной программы и меры по управлению этими рисками
Анализ рисков и возможные негативные последствия
Для агропромышленного комплекса, связанные с членством России в вто,
А также меры, направленные на поддержку российских
Сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях вто
Меры по адаптации сельского хозяйства к условиям вто и по нейтрализации рисков
XI. Методика оценки эффективности реализации государственной программы
Производство скота и птицы на убой в живой массе в хозяйствах всех категорий к уровню 2005 г. выросло на 42%, зерна – почти на 16%.
Государственная поддержка в совокупности с мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования позволили обеспечить необходимый уровень рентабельности в отрасли, который с учетом субсидий за 2006-2011 гг. в среднем составил
12%.
С учетом динамики развития отрасли были запланированы показатели по уровню самообеспечения, которые легли в основу Доктрины (удельный вес российских продовольственных товаров в общих ресурсах), в том числе зерна – не менее 95%, сахара – не менее 80%, растительного масла – не менее 80%, картофеля – не менее
21
95%, мяса и мясопродуктов – не менее 85%, молока и молокопродуктов – не менее 90%. Для выхода на указанные показатели необходимо сохранить положительную динамику развития отрасли, которая может быть обеспечена только при сохранении объемов государственной поддержки в совокупности с мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Учитывая обязательства России по снижению уровня таможенно-тарифной защиты в рамках присоединения к ВТО, объем средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, должен быть увеличен и доведен до согласованного уровня.
В случае сокращения объемов государственной поддержки возникают риски снижения темпов роста сельского хозяйства в среднесрочной перспективе, утраты динамики роста производства, набранной за шесть лет реализации приоритетного национального проекта и Государственной программы на 2008-2012 годы, что ведет к падению объемов производства и снижению инвестиционной привлекательности отрасли. Это крайне негативно отразится на финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целом всего агропромышленного комплекса, а также будет способствовать снижению эффективности уже вложенных в 2007-2011 гг. средств государственной поддержки и частных инвестиций.
Предварительные расчеты показывают наличие следующих рисков в условиях присоединения к ВТО:
снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий;
невыполнение показателей Доктрины;
банкротство малых и средних предприятий из-за низкой конкурентоспособности;
сокращение рабочих мест, снижение доходов и уровня жизни на селе.
Меры по адаптации сельского хозяйства к условиям вто и по нейтрализации рисков
Меры по адаптации агропромышленного комплекса осуществляются в рамках реализации:
плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО;
плана по реализации предложений делового сообщества в отношении адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО;
плана мероприятий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по реализации плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО.
Кроме того, утверждена «дорожная карта» по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию импорта сельскохозяйственной продукции в рамках присоединения России к ВТО, которая подготовлена структурными подразделениями ведомства с участием отраслевых союзов и интегрирует основные направления поддержки подотраслей сельского хозяйства, где возникают риски в связи с присоединением к ВТО.
Разрабатываются российский национальный стандарт и система оценки качества мяса крупного рогатого скота.
Кроме того, для преодоления возможных негативных последствий предусматривается реализация следующих мероприятий:
продление действия ряда налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе льготы по налогу на прибыль, льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе всех видов племенной биопродукции до
2020 г.;
22
принятие федерального закона «О ветеринарии», направленного на совершенствование правового регулирования отношений в области ветеринарии, а также на гармонизацию российского законодательства с требованиями международных организаций;
подготовка перечня сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых устанавливается запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд в случае, если страной происхождения таких товаров не являются государства-участники Единого экономического пространства;
усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции (особенно говядины) со стороны Федеральной таможенной службы;
внесение изменений в Федеральный закон « О развитии сельского хозяйства» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства, в которых выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям не будут подлежать ограничениям;
стимулирование спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие за счет продовольственной помощи низкодоходным слоям населения, поддержки питания отдельных социальных групп (например, школьное питание), реформирование системы закупок продовольствия для государственных нужд (например, закупка российского продовольствия на нужды армии, закупки в госрезерв и др.).
Вместе с тем для решения задачи повышения конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств в рамках ВТО необходимо создать условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования Государственной программы.
XI. Методика оценки эффективности реализации государственной программы
Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Индексы производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций – на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях – на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике страны – на степень решения социальных проблем отрасли.
Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.
Показатели реализации подпрограмм и федеральных целевых программ предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики ежеквартально обобщает и анализирует статистическую и ведомственную отчетность по использованию бюджетных средств и показателей реализации Государственной программы для представления информации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Ми-
23
нистерство финансов Российской Федерации, а также для размещения этой информации на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Для повышения эффективности использования средств федерального бюджета Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предполагает ежегодно заключать с субъектами Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства (далее – соглашения о предоставлении субсидий), в которых должны быть предусмотрены следующие обязательства субъектов Российской Федерации:
представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации утвержденных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определяющих порядок и условия предоставления средств государственной поддержки получателям;
еженедельное представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации информации о доведении средств государственной поддержки до получателей;
подготовка и утверждение решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации графика доведения средств государственной поддержки до получателей и согласование его с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до подписания соглашения о предоставлении субсидий.
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится на основе информации, ежеквартально представляемой субъектами Российской Федерации.
Органы управления агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации, уполномоченные на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – уполномоченные органы), представляют по установленной форме необходимые для проведения анализа данные, на основании которых, в случае выявления отклонения от взятых на себя субъектом Российской Федерации обязательств, проводится работа по определению причин невыполнения.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации (выборочно) не реже одного раза в три года и в заключительный год реализации Государственной программы проводит выборочное обследование сельскохозяйственных и других товаропроизводителей агропромышленного комплекса, а также хозяйств населения по вопросам реализации Государственной программы.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно, до 15 мая, готовит национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы. В национальном докладе дается оценка хода реализации Государственной программы, ее подпрограмм и включенных в нее федеральных целевых программ за прошедший год (по наиболее значимым показателям (индикаторам) – нарастающим итогом). В отношении каждой подпрограммы и федеральной целевой программы проводится анализ выполнения намеченных задач, достижения предусмотренных в них значений показателей (индикаторов) и эффективности использования бюджетных средств.