ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 778
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.Информационное обеспечение аис
3. Техническое обеспечение аис. Сетевые технологии
Ip – адресный протокол, определяет, куда происходит передача.
4. Программное обеспечение аис
Задачи, решаемые с помощью экспертных систем:
7. Информационная безопасность аис
8. Справочные правовые системы
9. Информационные системы и информационные технологии в сфере управления производством
10. Информационные системы бухгалтерскоГо учетА
11. Банковские информационные системы
12. Проектирование аис в соответствии с потребностями пользователя
13. Методические указания и темы для подготовки контрольных работ студентами заочного отделения
Чтобы работа автоматизированной информационной системы была эффективна и помогала улучшать управление, АИС должна отвечать следующим требованиям:
Реализация управленческих функций в полном объеме, в заданные сроки с требуемым уровнем качества получаемой информации для целей управления.
Применение эффективных технологий сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки информации.
Надежность.
Защита информации от различных угроз.
Гибкость, настраиваемость, высокая степень адаптивности.
Производительность.
1.5. Понятие информационной технологии
Слово «технология» в переводе с греческого обозначает искусство, мастерство, умение. Технология изменяет первоначальное состояние сырья в целях получения продукта. Информационная технология изменяет первоначальное состояние исходной информации, первичных данных для получения производной информации, информационного продукта.
Информационная технология – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления. Средствами информационной технологии являются технические средства обработки информации (персональный компьютер и его внешние устройства), средства передачи информации (вычислительные сети, телефон, телеграф, факс), ее хранения, программные продукты. Информационная технология применяет различные методы обработки и передачи информации.
Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Информационная технология, как и любая технология, представляет собой процесс, который состоит из этапов. Можно назвать основные этапы информационной технологии: сбор, регистрация, обработка, передача, хранение, выдача информации. Этапы можно разбить на операции, действия, элементарные операции.
Информационная технология включает различные операции с информацией.
По функциональному назначению операции подразделяются на:
арифметические – сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.;
логические – кодирование, контроль, сортировка, отбор, поиск и т.д.;
технические – подготовка технических средств, машинных носителей, ввод данных в ЭВМ и т.д.
По способу выполнения операции могут быть:
ручные;
машинные;
смешанные.
Информационная технология объединяет рутинные операции (документирование стандартных операций, копирование документов, группировка и арифметические подсчеты), которые достаточно просто поддаются стандартизации и автоматизации, и творческие операции, требующие применения творческих способностей человека, например, принятие решений.
В отличие от информационной технологии, информационная система является средой, элементами которой являются технические и программные средства, базы данных, персонал. Информационная система не может функционировать без информационной технологии.
Автоматизированные информационные технологии применяются при управлении хозяйственными объектами при реализации различных функций управления:
планирования их деятельности;
получения оперативной информации о состоянии и изменении состояния управляемого объекта;
анализа полученной информации;
поддержки в принятии управленческих решений;
контроля за исполнением управленческих решений.
Предметная технология (например, учета, анализа) и информационная технология влияют друг на друга. Информационные технологии в бухгалтерском учете изменили предметную технологию, исключив составление сводных документов и регистров, которые формируются автоматически и необязательны перед формированием главной книги и отчетов, служат в основном для контроля ввода данных. Предметная технология требует от информационной выполнения определенных функций.
1.6. Этапы развития информационных технологий
1). До второй половины Х1Х века существовала «ручная» информационная технология, основу которой составляли перо, чернила, бумага, бухгалтерские книги, счеты. Передача информации осуществлялась с помощью курьеров. Основная цель – представление информации в требуемой форме.
2). Со второй половины Х1Х века до 40-60 годов ХХ века распространилась «механическая» информационная технология (пишущая машинка, арифмометр, телефон, диктофон, почта). Цель – представление информации более удобными техническими средствами.
3). С 40-60 годов ХХ века развилась «электрическая» информационная технология – появились электрические пишущие и копировальные машины, перфораторы, сортировки. Цель - формирование содержания информации.
4). С 60-70 годов ХХ века развивается «электронная» информационная технология – автоматизированная информационная технология, появились ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления и информационно-поисковые системы. Цель – организация арифметической и логической обработки информации.
5). С 80-х годов до конца ХХ века – «компьютерная» технология, основным инструментом которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов. Цель – вовлечение пользователя в технологический процесс обработки информации. Информационная технология становится автоматизированной.
6). По настоящее время – «сетевая компьютерная» технология, базирующаяся на объединении большого числа компьютеров в единое информационное пространство. Цель – ускорить передачу информации до режима реального времени.
1.7. Виды информационных технологий
По типу предметной области выделяют классы задач, решение которых производится с использованием современных информационных технологий:
бухгалтерский учет;
анализ деятельности предприятия;
планирование, бюджетирование;
управление предприятием;
страховая деятельность;
банковская деятельность;
налоговая деятельность и др.
На современном предприятии уже недостаточно применять средства автоматизации информационных технологий при реализации отдельных функций управления (учет, планирование, анализ). Необходимо автоматизировать в целом управление предприятием.
По степени охвата задач управления информационные технологии подразделяют:
обработка данных - вычислительные средства используются без пересмотра методологии и организации процессов управления для решения отдельных экономических задач;
поддержка принятия решений – использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, бизнес-планов, оценок и выводов;
электронный офис – программно-аппаратный комплекс, включающий интегрированные пакеты прикладных программ и средства передачи информации, для комплексной автоматизации и решения офисных задач;
экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области. Базы знаний содержат факты и логическую взаимосвязь этих фактов.
По классам реализуемых технологических операций выделяют информационные технологии, использующие:
текстовые редакторы;
табличные процессоры;
графические редакторы;
СУБД (системы управления базами данных);
мультимедийные системы;
гипертекстовые системы;
геоинформационные системы;
телекоммуникации и др.
Выделяют также технологии защиты информации, технологии искусственного интеллекта, CASE-технологии проектирования программного обеспечения.
Если традиционные АИТ существовали прежде всего в условиях централизованной обработки данных, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени, основаны на применении ПЭВМ, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ, доступа к удаленным базам данных и программам, благодаря вычислительным сетям ЭВМ.
1.8. Структура, элементы автоматизированной информационной системы
Под структурой системы следует понимать организацию ее отдельных элементов с учетом их взаимосвязей и поставленных перед системой целей (рис. 1).
Функциональная часть информационной системы фактически представляет модель системы управления экономическим объектом. Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, характером деятельности предприятия, размером.
Функциональная структура информационной системы представляет совокупность функциональных подсистем, комплексов задач и процедур обработки информации, реализующих функции системы управления. В системе управления средних и крупных предприятий (корпораций) можно выделить следующие подсистемы:
-
Стратегический анализ и управление. Ориентирован на высшее звено управления, обеспечивает централизацию управления всего предприятия. В него входят комплексы задач:
финансовый менеджмент – финансовое планирование, бюджетирование, анализ финансового плана и т. д;
анализ финансовой и хозяйственной деятельности;
маркетинг;
управление проектами;
управление документооборотом и др.
-
Управление персоналом:
моделирование структуры управления и штатного расписания, определение должностных обязанностей;
расчет фонда оплаты труда и других затрат по персоналу;
набор персонала, учет движения кадров;
учет рабочего времени, определение графиков работ.
-
Логистика – управление материальными потоками:
управление закупками;
управление продажами;
управление запасами и складской учет.
-
Управление производством:
техническая подготовка производства;
технико-экономическое планирование;
контроллинг, учет затрат на производство;
оперативное управление производством.
-
Бухгалтерский учет:
учет денежных средств;
учет товарно-материальных ценностей;
учет зарплаты;
учет основных средств;
учет расчетов;
формирование бухгалтерской отчетности.
В программном обеспечении крупных автоматизированных информационных систем корпораций (ERP-системах) функциональные подсистемы выделяются в отдельные модули (контуры) (см. п. 9.4).
Выделив в АИС аппарат управления, оставшиеся элементы, при условии единого системного использования методов и технических средств управления, образуют автоматизированную информационную технологию (АИТ).
Рис. 1. Структура информационной системы
Состав обеспечивающих подсистем не зависит от предметной области. Они способствуют эффективному функционированию системы в целом и ее отдельных подсистем. Все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с функциональными подсистемами.
Информационное обеспечение представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. Оно включает в себя базы данных, системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документации, схемы потоков информации.
Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы (для сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации), а также техническую документацию и методические материалы.
Программное и математическое обеспечение – совокупность общесистемных и прикладных программ, реализующих задачи и функции АИТ и обеспечивающих нормальное функционирование комплекса технических средств, а также инструктивно-методические материалы.
Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами, программным обеспечением и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Для АИС характерны развитые внутренние и внешние информационные связи. АИТ замыкает через себя прямые и обратные информационные связи между объектом управления и аппаратом управления, а также вводит в систему и выводит из нее потоки внешних информационных связей.