Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 378

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, ос­нованное на уважении и требовательности к ним, о чем уже шла речь, когда раскрывались общие закономернос­ти воспитания. Уважение учителя способствует укрепле­нию у учащихся чувства собственного достоинства, про­явлению взаимной благожелательности, что, естествен­но, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внут-реннее противоречие) и вызывает стремление к их пре­одолению. Если же между учителем и учащимися скла- дываются негативные отношения, это весьма отрицатель­но сказывается на познавательной деятельности после-

160

дних. М.А. Ефремов отмечает, что в подобных случаях немедленно вступает в силу закон торможения психики человека, в том числе и его познавательной деятельности.

Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально исполь­зуемые учителем методические приемы обучения: демон­страция наглядных пособий, технических средств обуче­ния, привлечение в процессе изложения нового матери­ала ярких примеров и фактов, создание проблемных си­туаций, возбуждающих у учащихся внутренние проти­воречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление изоб­ретательностью и могуществом человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.

Существенное влияние на формирование потребнос­ти в овладении знаниями оказывает общая закономер­ность воспитания, согласно которой активная деятель­ность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый учащийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отста­вать, когда трудности в учении не только не преодолева­ются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учеб­ную работу. В этом смысле не теряет педагогической актуальности мысль Я.А.Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.


В связи с рассмотренными положениями нужно пра­вильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демон­стративно мешает учиться другим. В таких ситуациях иные учителя обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оцен­ки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, уп­реках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодо-

161

лении трудностей, в применении более искусных при­емов формирования у него потребности в учении, разви­тии интереса к овладению знаниями.

5. Определение содержания учебных занятий. Хотя содержание обучения раскрывается в учебных программах и учебниках, тем не менее при подготовке к занятиям учителю необходимо тщательно продумывать вопрос о том, каким конкретно должно быть это содержание, что необходимо усвоить учащимся. Что же должно здесь при­ влекать внимание?

Прежде всего следует конкретизировать объем теоре­тических положений в изучаемом материале, выделить те из них, которые являются ведущими. Вместе с тем в процессе изложения необходимо подчеркнуть те вопросы, которые связывают новый материал с ранее изученным и подготавливают учащихся к осмыслению последующих знаний.

Не менее важным является также определение тех умений и навыков, которые необходимо выработать у учащихся в связи с изучаемым материалом.

Наконец, необходимо акцентировать внимание на тех мировоззренческих и морально-эстетических идеях, ко­торые заключены в учебном материале и имеют важное воспитательное значение.

При определении содержания учебных занятий нуж­но также решить вопрос о том, как наиболее целесооб­разно излагать программный материал, разбивая его на отдельные темы или используя методику объяснения его укрупненными блоками, когда на одних занятиях изу­чаются сразу две-три и более родственные темы, а за­крепление их проводится на последующих уроках.

Естественно, что, определив предварительно содержа­ние учебных занятий, учителю необходимо довести до со­знания учащихся тему нового материала, ее главные воп­росы, которые им нужно усвоить, и обратить внимание на те практические умения и навыки, которые им предстоит выработать.


Это будет давать им ориентировку в работе, концентри­ровать их учебно-познавательную деятельность на овладе­нии важнейшими положениями изучаемого материала.

6. Организация учебно-познавательной деятельнос­ ти учащихся по овладению изучаемым материалом

162

(операционно-деятельностный компонент обучения). В

структуре учебного процесса это едва ли не самый глав­ный компонент. Для организации учебно-познаватель­ной деятельности существенное значение имеет следую­щее: хотя овладение изучаемым материалом и происхо­дит под руководством учителя, оно представляет собой своеобразный процесс самостоятельного "открытия" уче­ником уже имеющихся в науке знаний. Психолог С.Л.Рубинштейн писал1:

Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые человечеством знания... то это, собственно, значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя он все же должен их открыть, пусть "переоткрыть". Человек доподлинно владе­ет лишь тем, что сам добывает собственным трудом.

В этом смысле учение требует определенного "распред­мечивания знаний", или "воссоздания", но только в более свернутом виде, тех мыслительных и практических опе­раций (действий), которые когда-то совершались в про­цессе научного исследования (познания) тех или иных явлений или предметов. С этой точки зрения, как пока­зано в педагогике, процесс этот включает три взаимосвя­занные стадии (этапы).

На первой стадии происходит восприятие, осмысле­ние и запоминание изучаемого материала, или усвоение теоретических знаний.

На второй стадии осуществляется выработка умений и навыков в применении этих знаний на практике, что требу­ет организации специальных тренировочных упражнений.

Третья стадия связана с дальнейшим повторением и углублением знаний по изучаемому материалу, их закреп­лением и совершенствованием практических умений и навыков.

Иначе говоря, чтобы учащийся овладел изучаемым материалом, ему необходимо осуществить полный цикл учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, за­поминание, упражнение в применении усвоенной теории на практике и затем повторение с целью углубления и более прочного усвоения знаний, умений и навыков.

1 Рубинштейн С.Л. Психологические воззрения И.М.Сеченова и со­ветская психологическая наука // Вопр. психологии. 1955. № 5. С. 34.


163