ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 378
Скачиваний: 1
Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним, о чем уже шла речь, когда раскрывались общие закономерности воспитания. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению взаимной благожелательности, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внут-реннее противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если же между учителем и учащимися скла- дываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности после-
160
дних. М.А. Ефремов отмечает, что в подобных случаях немедленно вступает в силу закон торможения психики человека, в том числе и его познавательной деятельности.
Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые учителем методические приемы обучения: демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление изобретательностью и могуществом человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.
Существенное влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый учащийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. В этом смысле не теряет педагогической актуальности мысль Я.А.Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.
В связи с рассмотренными положениями нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких ситуациях иные учителя обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодо-
161
лении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями.
5. Определение содержания учебных занятий. Хотя содержание обучения раскрывается в учебных программах и учебниках, тем не менее при подготовке к занятиям учителю необходимо тщательно продумывать вопрос о том, каким конкретно должно быть это содержание, что необходимо усвоить учащимся. Что же должно здесь при влекать внимание?
Прежде всего следует конкретизировать объем теоретических положений в изучаемом материале, выделить те из них, которые являются ведущими. Вместе с тем в процессе изложения необходимо подчеркнуть те вопросы, которые связывают новый материал с ранее изученным и подготавливают учащихся к осмыслению последующих знаний.
Не менее важным является также определение тех умений и навыков, которые необходимо выработать у учащихся в связи с изучаемым материалом.
Наконец, необходимо акцентировать внимание на тех мировоззренческих и морально-эстетических идеях, которые заключены в учебном материале и имеют важное воспитательное значение.
При определении содержания учебных занятий нужно также решить вопрос о том, как наиболее целесообразно излагать программный материал, разбивая его на отдельные темы или используя методику объяснения его укрупненными блоками, когда на одних занятиях изучаются сразу две-три и более родственные темы, а закрепление их проводится на последующих уроках.
Естественно, что, определив предварительно содержание учебных занятий, учителю необходимо довести до сознания учащихся тему нового материала, ее главные вопросы, которые им нужно усвоить, и обратить внимание на те практические умения и навыки, которые им предстоит выработать.
Это будет давать им ориентировку в работе, концентрировать их учебно-познавательную деятельность на овладении важнейшими положениями изучаемого материала.
6. Организация учебно-познавательной деятельнос ти учащихся по овладению изучаемым материалом
162
(операционно-деятельностный компонент обучения). В
структуре учебного процесса это едва ли не самый главный компонент. Для организации учебно-познавательной деятельности существенное значение имеет следующее: хотя овладение изучаемым материалом и происходит под руководством учителя, оно представляет собой своеобразный процесс самостоятельного "открытия" учеником уже имеющихся в науке знаний. Психолог С.Л.Рубинштейн писал1:
Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые человечеством знания... то это, собственно, значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя он все же должен их открыть, пусть "переоткрыть". Человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом.
В этом смысле учение требует определенного "распредмечивания знаний", или "воссоздания", но только в более свернутом виде, тех мыслительных и практических операций (действий), которые когда-то совершались в процессе научного исследования (познания) тех или иных явлений или предметов. С этой точки зрения, как показано в педагогике, процесс этот включает три взаимосвязанные стадии (этапы).
На первой стадии происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала, или усвоение теоретических знаний.
На второй стадии осуществляется выработка умений и навыков в применении этих знаний на практике, что требует организации специальных тренировочных упражнений.
Третья стадия связана с дальнейшим повторением и углублением знаний по изучаемому материалу, их закреплением и совершенствованием практических умений и навыков.
Иначе говоря, чтобы учащийся овладел изучаемым материалом, ему необходимо осуществить полный цикл учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, запоминание, упражнение в применении усвоенной теории на практике и затем повторение с целью углубления и более прочного усвоения знаний, умений и навыков.
1 Рубинштейн С.Л. Психологические воззрения И.М.Сеченова и советская психологическая наука // Вопр. психологии. 1955. № 5. С. 34.
163