ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 381
Скачиваний: 1
Вследствие специфики работы в различных образовательно-воспитательных учреждениях учебные планы составляются отдельно для дневных, вечерних (сменных) и заочных школ, а также для школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов1.
В современных учебных планах общеобразовательных школ Республики Беларусь все изучаемые предметы подразделяются на три группы: предметы обязательные (базовый компонент), предметы по выбору учащихся (дифференцированный компонент) и предметы, изучение которых определяется советом школы (школьный
1 Загады Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь "Аб вучэбных планах агульнаадукацыйных школ Рэспублiкi Беларусь на 1999—2000 навучальны год" // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. Мн., 1999. № 7 (487). С. 7-48.
149
компонент). К обязательным предметам относятся: белорусский и русский язык и литература, иностранный язык, математика, информатика, история Белоруссии, всемирная история, география, биология, физика, химия, черчение, изобразительное искусство, музыка и пение, физическое и трудовое воспитание. Предметы по выбору включают в себя: второй иностранный язык, литературу страны изучаемого иностранного языка, мировую художественную культуру, религиоведение, логику, философию, астрономию, введение в экономику, основы предпринимательства, основы выбора профессии и др. Предметы школьного компонента определяются на местах.
На основе учебных планов составляются учебные программы.
Учебная программа — это утвержденный Министерством образования Республики Беларусь документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.
Как же разрабатываются учебные программы? Исторически сложилось два способа их построения: концентрический и линейный. При концентрическом (от лат. concentrum — центр, средоточие) способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходится на последующих ступенях обучения. Таким, например, является изучение математики и языка в младших классах по отношению к содержанию этих предметов в средних и старших классах, изучение по физике трех состояний веществ (твердого, жидкого и газообразного) в 7-м и 9-м классах и т.д. Концентризм в школьном образовании неизбежен: он обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся, хотя, естественно, он несколько замедляет темпы обучения.
Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. Этот способ дает значительную экономию времени и применяется при разработке учебных программ в средних и старших классах.
Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях. В них изучаемый материал по каждому предмету расчленяется
150
на отдельные темы и дается его фактическое изложение. Кроме того, в учебниках содержатся указания, относящиеся к организации учебной работы школьников, материал для тренировочных упражнений, сводные хронологические таблицы, а также вопросы для самоконтроля. Содержание образования раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории, фонохрестоматиях, задачниках по математике, физике и химии, сборниках упражнений по языкам и т.д. Такие пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы как в школе, так и при выполнении домашних заданий. Изложенный материал дает представление о тех сложных и многообразных проблемах, которые решает дидактика при определении содержания школьного образования.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Что следует понимать под содержанием образования?
Какие объективные и субъективные факторы влияют на опреде ление содержания школьного образования?
Раскройте сущность теорий формального и материального обра зования и покажите их односторонность.
Какие педагогические требования предъявляются к содержанию образования в современной педагогике?
В чем заключается сущность общего, технического и профессио нального образования и в чем выражается их взаимосвязь?
Раскройте специфику таких документов, как учебный план, учебная программа и учебник, и покажите их роль в определении со держания образования.
В каком направлении продолжается работа по совершенствова нию содержания школьного образования?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. М., 1991.
Лiсейчыкау А., Крот М., Гладкоу Ю. Канцэптуальныя падыходы да праектавання зместу агульнай сярэдняй адукацыi у рэфармiруемай школе // Настаун. газ. 1997. 19 сак.
Программа реализации реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь. Мн., 1996.
Скаткин. М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М., 1981.
Теоретические основы содержания общего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М., 1983.
151 Г л а в а 9
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА
Сущность обучения как педагогического про цесса и его задачи. Понятия: знание, умение, на вык, способности.
Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познаватель ной деятельности учащихся.
Определение целевого компонента обучения.
Формирование у учащихся потребности в ов ладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения.
Определение содержания учебных занятий.
Организация учебно-познавательной деятель ности учащихся по овладению изучаемым мате риалом (операционно-деятелъностный компонент обучения).
Придание процессу обучения эмоционально- волевого характера.
Регулирование и контроль за ходом учебно- познавательной деятельности.
Оценка и самооценка качества овладения изу чаемым материалом.
Развитие учащихся в процессе обучения.
Воспитание в процессе обучения.
1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия: знание, умение, навык, способности. Чтобы обеспечить человеку соответствующее образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая и непреходящая задача школы — добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Иначе говоря, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, то есть содержанием образования. Все это требует осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки методических умений и навыков.
152
Что же такое обучение как педагогический процесс? В чем состоит его сущность? Прежде всего необходимо отметить, что этот процесс характеризуется двусторон-ностью. С одной стороны, в нем выступает учитель (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой — учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися.
Данную особенность обучения иногда считают определяющей для раскрытия его сущности. Например, в одном учебном пособии говорится: "Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся"1.
Можно ли, однако, это определение считать достаточно исчерпывающим и ясным? Думается, что нельзя. Дело в том, что, хотя в процессе обучения действительно имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, все же основу и суть этого взаимодействия составляют организация учебно-познавательной деятельности последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определении не говорится. А ведь это весьма существенно. Кому, например, неизвестно, что иной раз педагог при объяснении нового материала делает замечания отдельным учащимся, не возбудив при этом интереса к уроку, не вызвав у них стремления к овладению знаниями. В данном случае взаимодействие есть, а стремления к овладению знаниями нет, и обучение, естественно, не происходит.
Нельзя не учитывать и такую деталь. Взаимодействие, как правило, предполагает непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения такие контакты не всегда имеют место. Так, важной частью обучения является выполнение школьниками домашних заданий, однако вряд ли здесь можно говорить об их взаимодействии с учителем.
Все это говорит о том, что сущностную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие учи-
1 Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М., 1984. С. 202.
153
теля и учащихся (хотя оно имеет место), сколько умелая организация, и, стимулирование учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она ни протекала.
Следовательно, более правильным будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Из этого определения следует, что если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, — никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях.