ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 379
Скачиваний: 1
Чтобы эти положения сделать более понятными, обратимся к примерам.
Всем известно, как трудно бывает завзятому курильщику бросить эту дурную привычку. Внешние стимулы: разъяснение вредности курения, увещевания, различные запреты и другие подобного рода воспитательные методы не всегда помогают. А все дело в том, что в конечном итоге сам курильщик должен проявить волевые усилия и значительное эмоционально-внутреннее переживание, чтобы преодолеть укоренившуюся тягу к никотину. Воспитание же в этом случае выступает лишь как внешний стимул. Если этот стимул глубоко затрагивает сознание и эмоционально-чувственную сферу курильщика, у него возникает потребность, то есть внутренний стимул к тому, чтобы освободиться от дурного влечения, и он начинает проявлять в этом направлении необходимую активность.
Само собой понятно, каким мастерством и интеллектуально-эмоциональным воздействием должно отличаться здесь воспитание. Без этого оно не оказывает эффективного педагогического влияния на личность. В равной мере это относится и к другим сторонам деятельности и формирования личности. Чтобы, скажем, студент хорошо учился, различные советы, поучения и замечания преподавателей оказываются действенными только тогда, когда они находят положительный отклик в его сознании и чувствах
85
и превращаются во внутренние императивы (побудители) его активности в овладении знаниями и личностном формировании в целом.
Из этого вытекает - и это необходимо подчеркнуть, — что этот процесс по существу приобретает характер саморазвития. Вот почему Л.Н.Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает — оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам.
В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее, то есть психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификация воспитания (от лат.persona — личность, facere — делать). Под персонификацией воспитания понимается1:
Сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов сразличными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления). Персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренним механизмом ее осуществления.
Если перевести данную дефиницию (от лат. defenicio — краткое определение какого-нибудь понятия) на более популярный язык, то следует сказать, что все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно: с ее потребностями, мотивами, ин-
1 Момов В. Человек, мораль, воспитание / Пер. с болг. М., 1975. С.54.
86
тересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние. Понять роль и функционирование этого взаимодействия в саморазвитии личности — значит уяснить глубинную сущность процесса воспитания.
Какие же выводы из изложенного следуют для педагогики и воспитания?
Поскольку источники развития личности находятся вне личности и поскольку это развитие осуществляется по социальной программе, появляется возможность пу тем совершенствования общественных условий и воспи тания оказывать действенное влияние на личностное формирование человека.
Развитие личности, будучи многофакторным про цессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые ска зываются на этом развитии. Только опираясь на поло жительные средовые влияния, природные задатки и спо собности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть действительно определя ющую роль в формировании личности.
Выступая в качестве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным только при условии, если оно будет опираться на внутренние механизмы личностного формирования учащихся и, развивая их потребностно-мотивационную сферу, стиму лировать их к активной работе над собой, к саморазви тию и самосовершенствованию.
Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать ниве лировки и "уравнительности" в их личностном формиро вании. Его важнейшей задачей является выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склон ностей, которые в своей совокупности определяют фор мирование ее своеобразия и индивидуальности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Как определяются понятия: человек, личность, индивидуальность и какое значение они имеют для педагогики?
По каким критериям можно судить о мере личностного развития человека?
Что означают понятия развитие и формирование личности?
4. В чем состоит сущность научных идей о роли среды, наслед ственности и воспитания в развитии и формировании личности?
87
Какое значение имеет активность самой личности в собственном развитии? Какую роль играют внешние и внутренние факторы разви тия личности и в чем заключается их взаимодействие в процессе вос питания? Понятие о саморазвитии личности.
Что такое персонификация воспитания и как она помогает уяс нить механизмы саморазвития личности и воспитания?
Покажите на примерах из своей школьной жизни зависимость результатов воспитания от взаимодействия внешних и внутренних фак торов развития личности и ее активности в работе над собой.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.
Ведин И. Теорема личности. М., 1988.
Костюк Г.С. Развитие и воспитание // Общие основы педагогики. М., 1967.
Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 7 т. М., 1958. Т.5.
Психология развивающейся личности /Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.
Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание //Сов. педагогика. 1990. № 12. С. 28-35, 134.
Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Глава 5
Сущность воспитания
Как педагогического процесса,
Его общие закономерности и принципы
Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс.
Направленность воспитания на овладение лич ностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика. Уточнение понятия "воспитание". Деятелъностно-отношенческая кон цепция воспитания.
Понятие "воспитание" в широком и узком смыс ле. Органическая взаимосвязь обучения и воспита ния.
Понятие о закономерностях воспитания.
Общие закономерности воспитания и их психо лого-педагогические основы.
6. Переход закономерностей воспитания в прин ципы воспитательной работы.
1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс.
Рассмотренные в предыдущей главе положения об определяющей роли воспитания в развитии и формировании личности неизбежно ставят вопрос о том, что же такое воспитание как педагогическое явление, в чем заключается его сущность. До настоящего времени трактовка в педагогике этих вопросов вызывает определенные затруднения. В этой связи уместно вспомнить об одном примечательном случае из жизни выдающегося российского педагога П.П.Блонского.
Когда Блонскому исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание.
Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса — дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. Каким же образом можно подойти к его осмыслению?
Прежде всего следует отметить, что понятие воспитание употребляется в самых различных значениях. Например, в первой главе под воспитанием понималась подготовка подрастающих поколений к жизни. Но ведь эту подготовку можно осуществлять в процессе специально организованной воспитательной деятельности и в процессе повседневного общения и взаимодействия детей со взрослыми. Ясно, что и в том, и в другом случае понятие воспитание будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Спрашивается, можно ли поставить знак равенства между этими выражениями? Конечно, нельзя. Когда говорят, что "воспитывает среда" или "воспитывает бытовое окружение", то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.
Иное значение имеет выражение "воспитывает школа". Оно четко указывает на специально организованную и
89
сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Это, в частности, отмечал еще К.Д.Ушинский. Он писал, что в отличие от средовых и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс.
Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от средовых и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.
Но в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность?
Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то она обычно ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово воздействие как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся с понуждением опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.
Однако как первое, так и второе определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педагога. Между тем в главе о развитии личности отмечалось, что само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуе-мого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным.
Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных определениях сущности воспитания и умалчивается. Не