ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 382
Скачиваний: 1
Приведенное определение позволяет четко выделить те задачи, которые необходимо решать в процессе обучения. В качестве важнейших из них выступают следующие:
стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;
организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
развитие мышления, памяти, творческих способно стей и дарований;
выработка научного мировоззрения и нравственно- эстетической культуры;
совершенствование учебных умений и навыков.
Поскольку обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей, необходимо раскрыть эти понятия.
Говоря о сущности знания, нужно иметь в виду два его смысловых значения. В одном случае оно выступает как результат научного познания, в другом — как предмет усвоения. Характеризуя знание как научное постижение сущности природных и общественных явлений, философ П.В.Копнин писал: "Знание — это совокупность идей человека, в которых выражено теоретическое овладение им предметом"1. В этом значении понятие знание. в полной мере относится и к учебному познанию. Его результатом также является теоретическое овладение обучающимися изучаемыми предметами. Но это овладе-
1 Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М., 1973. С. 194.
154
ние носит специфический характер и выражается не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже известно науке и что нужно понять, сохранять в памяти, уметь воспроизводить и применять на практике, то есть сделать индивидуальным достоянием каждого обучающегося.
Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.),
В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки.
Умение — это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.
Например, умение решать задачи по математике связано с овладением такими приемами, как анализ условия задачи, сопоставление условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов этих знаний, практические действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае мы говорим о навыке.
Навык выступает как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.
Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности.
Способности — это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные.
К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, относятся такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. Скажем, лентяй вряд ли достигнет больших успехов в овладении знаниями. К общим способностям относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную па-
155
мять, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.
Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Есть, например, учащиеся, которые имеют хорошие музыкальные задатки, особую сообразительность в математике, склонность к литературному творчеству или изобразительному искусству.
Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам.
В процессе обучения решаются также задачи формирования научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры учащихся, однако сущность этих понятий будет раскрыта в главах, которые посвящены этим вопросам.
2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся. Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности, обычно выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, опе-рационно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Все это позволяет представить внутреннюю структуру и организацию процесса обучения в виде схемы (с. 157).
Осмысление данной схемы позволяет глубже уяснить сущностную характеристику обучения как педагогического процесса и дидактические подходы к его практическому осуществлению.
Во-первых, на ней показано, что обучение носит двусторонний характер и обусловливает необходимость тесного взаимодействия педагога и учащихся на всех этапах учебной работы, начиная с постановки ее целей и кончая проверкой и оценкой знаний. Если на каком-то из этих этапов тот или иной школьник "не включается" в учебно-познавательную деятельность, его обучение прекращается.
Во-вторых, выделение отдельных структурных компонентов этого сложнейшего процесса дает четкое пред-
156
Схема
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
|
ОБУЧАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА |
||||||
Определение целей и задач учебной деятельности уча- щихся
|
Формирование потребности в знаниях и мотивов" учебной деятельности учащихся
|
Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися
|
Организация учебно-познавательной деятель- ности по овладению учащимися изучаемым материалом |
Придание учебной деятельности учащихся эмоционально-волевого характера
|
Регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся
|
Оценивание результатов учебной деятельности учащихся
|
|
|
|||||||
Осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности учащи- мися
|
Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
|
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
|
Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение
|
Проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно- познавательной деятель- ности |
Самоконтроль и внесение корректив в улучшение учебно-познавательной деятель- ности
|
Самооценка результатов учебно-познавательной деятельности
|
|
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ставление о том, как нужно подходить к его организации. Эта организация включает в себя постановку целей учебной работы, возбуждение потребности учащихся в овладении изучаемым материалом, четкое определение его содержания, вовлечение учащихся в познавательную деятельность по его осмыслению, усвоению и т.д.
В-третьих, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения не сводится только к использованию учителем отдельных методических приемов при изложении изучаемого материала, как это иногда представляется. Эта задача должна решаться и при определении целей учебной работы, и при формировании потребностно-мотивационной сферы учащихся, и при структурировании содержания учебных занятий и т.д., то есть на всех этапах учебного процесса.
Именно с этих позиций и следует рассмотреть сущность и назначение каждого структурного компонента обучения.
3. Определение целевого компонента обучения. Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися.
Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов, то есть того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся.
В этом смысле целевые установки обучения делают для учащихся понятными смысл и способы организации учебно-познавательной деятельности и оказывают существенное влияние на ее активизацию.
Практическое определение целей обучения — процесс достаточно сложный и требует от педагога тщательного продумывания. Нужно, однако, помнить, что как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого учебного занятия в отдельности решаются три основные группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели образовательные (овладение знаниями, умениями и навыками), ко второй — цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей) и тс третьей — цели воспитательные (формирование научного мировоззрения, нравственности и эстетической культуры). Отсюда вытекает, что, проектируя проведение учебных занятий, педагогу нужно детально определять как образовательные, так и развивающе-воспита-
158
тельные цели, а также тот уровень, на котором будут решаться эти целевые установки. Так, на одних занятиях будет проводиться общее ознакомление с новой темой, на других — преобладать усвоение теоретической стороны изучаемого материала, на третьих — главным будет выработка практических умений и навыков, на четвертых — проверка знаний и т.д. Все это необходимо доводить до сознания учащихся, чтобы они хорошо понимали целевую направленность своей учебно-познавательной деятельности.
4. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения. Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии и формировании личности раскрывалась в главе о сущности и закономерностях воспитания. Это в полной мере относится и к обучению. Овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Еще А.Дистервег писал1:
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность — средство и одновременно результат образования.
Несколько в иной форме эту же мысль выражал известный психолог и педагог Л.В.Занков2.
...Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству.
Но когда же учащийся сам тянется к знаниям, к науке, к искусству? Тогда, когда он переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым материалом. В этом
1 Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956. С. 118.
2 Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1967. С. 18.
159
отношении весьма глубокий смысл имеют слова выдающегося французского физика Б.Паскаля: ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
Как же нужно формировать у учащихся потребность в учении и интерес к овладению знаниями?
На этот процесс оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление (активность) к овладению знаниями. Известный дидакт М.А.Данилов утверждал, что переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся.
Но как же приводить в действие эту движущую силу? Как формировать у учащихся потребность в учении? Весьма действенным фактором в этом отношении является личность учителя, его эрудиция (от лат. eruditio — ученость, образованность) и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и учащиеся переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активному учению.