Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 376

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, нелегко достичь успеха в воспитании со­знательной дисциплины, если один учитель добивается от учащихся порядка и организованности в работе, а другой проявляет либерализм и нетребовательность. Бывает и так, что учителя в какой-то период времени концентрируют внимание на усилении контроля за домашней учебной работой учащихся, не опираясь на общественное мнение детского коллектива. Ясно, что в таких условиях действен­ность воспитательного процесса в значительной мере сни­жается и теряет свою эффективность.

То же самое относится к воспитательной работе семьи и школы. Если школа будет воспитывать честность, а в отдельных семьях дети будут свидетелями стяжательства и недобросовестности, трудно рассчитывать на положи­тельные результаты педагогической работы. Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, детских организаций, а также семьи и обще­ственности придают воспитанию целенаправленность и действенность. А.С.Макаренко подчеркивал1:

1 Макаренко А.С. Соч. Т.5. С. 179.

108

...Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллек­тив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.

Таковы общие закономерности воспитания, если рассматривать его в широком значении и включать в него весь процесс формирования личности, то есть ее обуче­ние и воспитание в узком смысле. Они потому и назы­ваются общими, что относятся как к учебной работе, так и к воспитанию у учащихся личностных качеств.

6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы. Рассмотренные закономернос­ти, если взять их в совокупности, дают представление о том, какой должна быть практическая организация, ин­струментовка воспитательного процесса. Но давно изве­стно, что, когда в науке достаточно обстоятельно разра­ботаны теоретические закономерности, они становятся принципами практической деятельности. Речь идет о том, что установленные в науке закономерности должны обус­ловить характер соответствующей практической деятель­ности, выступать как принципиальные требования к ее организации. Но нужно хорошо осознавать, что определе­ние принципов практической деятельности не есть исход­ный пункт исследования, а его заключительный резуль­тат, поскольку принципы верны лишь тогда, когда они соответствуют сущности этой деятельности.


Однако по давно сложившейся традиции в педагогике основное внимание обращается не на раскрытие законо­мерностей воспитания, а главным образом на формули­рование его принципов. О закономерностях же во многих пособиях и научных трудах даже не упоминается. В данном случае рассмотренные закономерности воспитания высту­пают как основополагающие принципы, или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-вос­питательную работу в школе. Это значит, что нужно вклю­чать учащихся в разнообразные виды деятельности по ов­ладению общественным опытом, стимулировать их актив­ность в этой деятельности, проявлять к ним уважение и чуткость, помогать добиваться радости успехов и т.д.

В заключение, однако, необходимо подчеркнуть сле­дующее. Говорят, что ни одна цепь не может быть проч-

109

нее своего самого слабого звена. Если отнести указанное положение к воспитанию, то нужно сказать, что его успех во многом зависит от того, в какой мере удается умело реализовать всю совокупность рассмотренных закономер­ностей и принципов его организации. Сбои и недочеты в каком-то одном звене воспитательного процесса отрица­тельно сказываются на его результатах в целом.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Как определяется в педагогике понятие воспитание!

  2. В чем заключается сущность воспитания, если исходить из того, что личность развивается благодаря "распредмечиванию" и усвоению накопленного в обществе опыта?

  3. В чем состоит сущность деятельностно-отношенческой концеп­ ции воспитания?

  4. Что означает воспитание в его широком и узком смысле?

  5. Раскройте специфику обучения и воспитания в узком смысле и их взаимосвязь.

  6. Что следует понимать под закономерностями воспитания?

  7. Попытайтесь перечислить общие закономерности воспитания, раскрыть их сущность и психологические основы.

  8. Почему общие закономерности воспитания относятся как к обу­ чению, так и к воспитанию в его узком смысле?

  9. Каким образом закономерности в науке приобретают характер принципов практической деятельности? Какие принципы воспитания следуют из его закономерностей?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн., 1990.

Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5.


Поташник ММ. Как оптимизировать процесс воспитания. М., 1984.

Ушинский КД. Человек как предмет воспитания// Собр. соч.: В 11 т. М., 1950. Т.8.

Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Мн., 1967.

110


Глава 6

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Проблема возрастных и индивидуальных особен­ ностей развития и воспитания личности в педагоги­ ке.

  1. Особенности развития и воспитания младших школьников.

  2. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.

  3. Особенности развития и воспитания старших школьников.

5. Индивидуальные особенности развития уча­ щихся и их учет в процессе воспитания.

1. Проблема возрастных и индивидуальных особен­ностей развития и воспитания личности в педагогике.

Как отмечалось в предыдущей главе, личностное разви­тие человека несет на себе печать его возрастных и инди­видуальных особенностей, которые необходимо учиты­вать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявле­ния. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои воз-.. можности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наибо­лее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышле­ния и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физичес­кое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и инди­видуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Более того, отдель-

111

ные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономернос­тей развития ребенка, которые присущи природе чело­века, а именно: стремления к знанию, к труду, способно­сти к многостороннему развитию и т.д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходи­лись в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспита­ния.


Полезные идеи по данной проблеме содержатся в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых. Крупская подчеркивала, что, если не знать особеннос­тей ребят и того, что интересует их в том или ином воз­расте, нельзя хорошо осуществлять воспитание.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школь­ников: младенчество (до 1 года), ранний детский воз­раст (2—3 года), преддошколъный возраст (3—5 лет), до­школьный возраст (5—6 лет), младший школьный воз­раст (6—10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11—15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15—18 лет)1.

Обратимся к краткой характеристике развития и вос­питания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности, и, в-третьих, на особен­ностях их поведения.

2. Особенности развития и воспитания младших школьников.

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическое

1 Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. М., 1976. С. 47.

112

развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостене­ние конечностей, позвоночника и тазовых костей нахо­дятся в стадии большой интенсивности. При неблагоп­риятных условиях эти процессы могут протекать с боль­шими аномалиями (от греч. anomalia — отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, уве­личение массы мышц и значительный прирост мышеч­ной силы.

Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16—19 кг. Повы­шением мышечной силы и общим развитием двигатель­ного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практико­вать на занятиях различные виды учебной работы (чере­довать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы (физкультминутки), в теплое время зани­маться при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать доста­точный приток свежего воздуха в рекреационные (от лат. recreatio - восстановление сил) помещения и коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хоро­шую погоду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома за­ниматься утренней гимнастикой и т.д.