ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 384
Скачиваний: 1
1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. Л., 1968. С.30-31.
35
теля должно служить то, что среди представителей других наук о человеке только он один, владеющий педагогическими знаниями и соответствующими методиками, в состоянии действенно воспитывать и формировать растущую личность, развивая ее интеллектуально-творческие способности, высокую духовность, мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру.
3. Развитие методов исследования как условие совершенствования педагогической теории. Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и совершенствование методов ее исследования. Надо сказать, что и в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс. Сначала она разрабатывалась на основе умозрительных философско-социологичес-ких построений, а педагогические идеи выступали как результат творческой деятельности отдельных мыслителей. Однако, начиная с XVIII века, в наибольшей мере педагогику стали обогащать те ученые, которые сочетали теоретическую деятельность с практической воспитательной работой. Это в особенности относится к таким выдающимся педагогам, как Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др. В XIX веке начали широко проводиться экспериментальные исследования, способствовавшие дальнейшему углублению теории обучения и воспитания. В конце XIX — начале XX века довольно широкое распространение получила экспериментальная педагогика, видными представителями которой были немецкие педагоги В.Лай (1862-1926), Э.Мейман (1862-1915), а также американские педагоги и психологи С.Холл (1846-1924), Э.Торндайк (1874-1949) и др.
В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической статистики, теоре-тический анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рассмотреть сущность этих методов.
36
Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется практически в процессе любого педагогического исследования, что вполне естественно. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе. К примеру, ученый присутствует на уроке и замечает, что когда учитель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Но даже при этом одни ученики ведут себя активно, стремятся отвечать на вопросы учителя, дополняют ответы своих товарищей, сами ставят вопросы, чтобы глубоко вникнуть в содержание урока и т.д. Другие же отличаются пассивностью, невнимательностью. Когда учитель задает им вопросы, они испытывают затруднения и не в состоянии на них отвечать. Наблюдение этих явлений позволяет исследователю делать выводы о том, что усвоение материала во многом зависит от того, какое внимание проявляют учащиеся на уроке, как они относятся к объяснению учителя. Все это создает основу для тех или других теоретических суждений, которые, однако, требуют доказательства и проверки с помощью других методов.
Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученый выясняет отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям, мнение о них и тем самым -пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Если, например, взять приведенные выше факты о различном поведении учащихся на уроке, то собственное суждение о причинах этих явлений исследователю целесообразно сопоставить с мнением учителя и выяснить, почему в одних и тех же условиях школьники по-разному ведут себя на уроке. Станет понятным, что внимание учащихся при восприятии нового материала зависит не только от качества и эмоциональности его изложения учителем, но, очевидно, и от их внутреннего отношения к его изучению, которое в свою очередь может быть связано в данный момент с какими-то негативными переживаниями или с неспособностью некоторых учащихся осмысливать то, что объясняет учитель. Все это позволяет более основательно разобраться в изучаемых вопросах и подойти к тем или иным теоретическим выводам, установить научную истину.
37
Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. Так, изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся на их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения. Знакомство с читательскими формулярами учащихся в школьной библиотеке дает представление о том, как они читают, какие у них интересы в выборе литературы и т.д. Просмотр тетрадей для домашних работ позволяет исследователю изучить качество и содержание домашних заданий, отношение учащихся к их выполнению. Вполне понятно, что все это учитывается при разработке тех или иных вопросов школьного обучения и воспитания.
Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента (от лат. experimentum — проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.
В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный. В чем их сущность?
Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение состояния дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме. Обратимся к примеру. Если изучается вопрос о самоконтроле учащихся за своей учебной работой, то прежде всего нужно установить, в каком состоянии находится эта проблема. Вот здесь и необходимо провести констатирующий эксперимент. Он осуществляется с помощью различных методик, в частности, "проведения бесед с учителями и учащимися о том, знают ли они приемы самоконтроля и как используются эти приемы. По этим же вопросам можно провести анкетирование, наблюдение за процессом подготовки учащихся к урокам, проанализировать их оценки по классным журналам и т.д. В итоге исследователь констатирует целый
ряд недочетов в осуществлении учащимися самоконтроля за своей учебной работой, которые мешают улучшению успеваемости.
Если исследователь установил, что эта проблема является узким местом в работе школы, он приступает к следующему этапу исследования и проводит созидательно-преобразующий эксперимент. Сущность его заключается в том, что ученый разрабатывает гипотезу исследования, или, иначе говоря, теоретические основы и конкретные методические меры решения исследуемой проблемы. Если взять приведенный пример с улучшением самоконтроля учащихся за своей учебной работой, то исследователь предварительно предусматривает те конкретные меры, которые содействовали бы преодолению недостатков в осуществлении самоконтроля на практике (разъясняет сущность самоконтроля, знакомит с его приемами и формирует у учащихся соответствующие умения и навыки). Иначе говоря, он создает новую психологическую ситуацию с тем, чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону. Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, полученные данные подвергаются дальнейшему теоретическому анализу и делаются необходимые выводы о методике организации этой работы в школе.
Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей. Если он подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.
Особое место в методике педагогических исследований занимает естественный эксперимент, создателем которого является известный русский психолог А.Ф.Лазурский (1874—1917). Суть его состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер. Вот как, например, был организован подобный эксперимент по изучению эффективности различных методик совершенствования домаш-
39
него учения школьников в шестых классах Шарпиловс-кой средней школы Гомельского района, В одном из них классный руководитель провел ряд бесед о том, как нужно выполнять домашние задания, предъявил к учащимся соответствующие требования и усилил контроль за их учебной работой. В другом же классе эта работа проводилась несколько иначе. Кроме разъяснительных бесед о правилах выполнения домашних заданий и повышения требований к работе учащихся, с ними были организованы практические занятия, на которых их обучали выполнять домашние задания с соблюдением соответствующих правил. Потом сравнили полученные результаты, и оказалось, что во втором случае ребята быстрее улучшили свое домашнее учение. Был сделан вывод: для совершенствования учебной работы учащихся одних разъяснительных бесед и требований недостаточно, нужно также использовать метод упражнений (приучения). Сам же эксперимент проходил в естественных условиях, не нарушая обычного хода учебных занятий.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически (от греч. empiric — опыт), то есть опытным путем, учителя нередко подходят к важным методическим улучшениям, которые зачастую не были известны в педагогике и носят инновационный характер. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек. Об этом писал еще К.Д.Ушинский. Он отмечал, что для педагогической науки практический опыт имеет значение лишь тогда, когда из него выводится теоретическая мысль или обобщенное методическое положение: "Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт"1.
Только теоретическое осмысление передового, инновационного опыта учебно-воспитательной работы позволяет включать его в систему педагогической науки. Так было, например, со школьными учебно-производственными бригадами, возникшими в конце 50-х годов в колхозах и совхозах Ставропольского края. Изучение опыта их работы позволило подвести под него психолого-педа-
1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. С.19.
40
гогическую основу и сделать его важным средством политехнического обучения и трудового воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Широкую известность приобрела инновационная деятельность таких передовых учителей и руководителей школ, как В.Ф.Шаталов, Н.П.Гузик, Е.Н.Ильин, Н.Н.Палтышев, В.А.Гербутов (Минск) и других, проявивших педагогическое мастерство в совершенствовании обучения и воспитания и стимулировавших развитие педагогической теории.
Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок). Рассмотренные методы исследования при всех их достоинствах обладают одним недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно репрезентативного (представительного) характера, так как относятся к небольшому числу школ и учащихся. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. Когда, например, нужно выяснить, как используют свободное время школьники, правомерно провести анкету и предложить им ответить на несколько специально разработанных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество учащихся.
Рейтинг (оценивание) — метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности, а также поведение учащихся. Близким к нему является метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и других качеств учащихся дается компетентными лицами (учителями, классными руководителями, администрацией школы и т.д.). На основании этой оценки исследователь делает соответствующие выводы.
Методы математической статистики. Они используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала. Так, в одной из школ изучалось состояние домашней работы учащихся по математике. Обнаружилось, что в четвертых классах количество учащихся, самостоятельно выполнявших домашние задания по этому предмету, составляло 80 %, в шестых - 75 , в восьмых - 55 %. Возник вопрос: в чем причина этой тенденции? Является ли она
41
следствием усложнения программ по математике или же причины кроются в низком качестве преподавания предмета в этой школе?