Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 384

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. Л., 1968. С.30-31.

35

теля должно служить то, что среди представителей других наук о человеке только он один, владеющий педа­гогическими знаниями и соответствующими методи­ками, в состоянии действенно воспитывать и формиро­вать растущую личность, развивая ее интеллектуаль­но-творческие способности, высокую духовность, миро­воззрение и нравственно-эстетическую культуру.

3. Развитие методов исследования как условие со­вершенствования педагогической теории. Существен­ным фактором развития педагогической науки является обогащение и совершенствование методов ее исследова­ния. Надо сказать, что и в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс. Сначала она разрабатыва­лась на основе умозрительных философско-социологичес-ких построений, а педагогические идеи выступали как результат творческой деятельности отдельных мыслите­лей. Однако, начиная с XVIII века, в наибольшей мере педагогику стали обогащать те ученые, которые сочета­ли теоретическую деятельность с практической воспита­тельной работой. Это в особенности относится к таким выдающимся педагогам, как Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др. В XIX веке начали широко проводиться экспериментальные исследования, способствовавшие дальнейшему углублению теории обучения и воспитания. В конце XIX — начале XX века довольно широкое распро­странение получила экспериментальная педагогика, видными представителями которой были немецкие педагоги В.Лай (1862-1926), Э.Мейман (1862-1915), а также американские педагоги и психологи С.Холл (1846-1924), Э.Торндайк (1874-1949) и др.

В настоящее время педагогические исследования осу­ществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной докумен­тации и продуктов деятельности учащихся, педагоги­ческий эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы иссле­дования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической статистики, теоре-тический анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рассмотреть сущность этих методов.

36

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется практически в процессе любого педагогического иссле­дования, что вполне естественно. Изучение педагогичес­ких явлений требует от исследователя их непосредствен­ного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе. К примеру, ученый присутствует на уроке и замечает, что когда учитель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Но даже при этом одни ученики ведут себя активно, стремятся отвечать на вопросы учителя, дополняют ответы своих товари­щей, сами ставят вопросы, чтобы глубоко вникнуть в содержание урока и т.д. Другие же отличаются пас­сивностью, невнимательностью. Когда учитель задает им вопросы, они испытывают затруднения и не в со­стоянии на них отвечать. Наблюдение этих явлений позволяет исследователю делать выводы о том, что усвоение материала во многом зависит от того, какое внимание проявляют учащиеся на уроке, как они от­носятся к объяснению учителя. Все это создает основу для тех или других теоретических суждений, которые, однако, требуют доказательства и проверки с помощью других методов.


Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученый выясняет отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям, мнение о них и тем самым -пытается соста­вить более глубокое представление о сущности и при­чинах этих явлений. Если, например, взять приведен­ные выше факты о различном поведении учащихся на уроке, то собственное суждение о причинах этих явле­ний исследователю целесообразно сопоставить с мнени­ем учителя и выяснить, почему в одних и тех же усло­виях школьники по-разному ведут себя на уроке. Станет понятным, что внимание учащихся при восприятии но­вого материала зависит не только от качества и эмоцио­нальности его изложения учителем, но, очевидно, и от их внутреннего отношения к его изучению, которое в свою очередь может быть связано в данный момент с какими-то негативными переживаниями или с неспособностью некоторых учащихся осмысливать то, что объясняет учи­тель. Все это позволяет более основательно разобраться в изучаемых вопросах и подойти к тем или иным теорети­ческим выводам, установить научную истину.

37

Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При исследовании многих пе­дагогических явлений большое значение имеет изучение школьной документации и продуктов деятельности уча­щихся. Так, изучая стимулирующую роль оценки зна­ний учащихся на их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения. Знакомство с читательскими формулярами учащихся в школьной библиотеке дает представление о том, как они читают, какие у них инте­ресы в выборе литературы и т.д. Просмотр тетрадей для домашних работ позволяет исследователю изучить каче­ство и содержание домашних заданий, отношение уча­щихся к их выполнению. Вполне понятно, что все это учитывается при разработке тех или иных вопросов школьного обучения и воспитания.

Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента (от лат. experimentum — проба, опыт) как метода иссле­дования заключается в специальной организации педа­гогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теорети­ческих предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практи­ке, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

В зависимости от целевых установок различают сле­дующие виды экспериментов: констатирующий, сози­дательно-преобразующий и контрольный. В чем их сущ­ность?


Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение состояния дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме. Обратимся к примеру. Если изуча­ется вопрос о самоконтроле учащихся за своей учебной работой, то прежде всего нужно установить, в каком со­стоянии находится эта проблема. Вот здесь и необходимо провести констатирующий эксперимент. Он осуществля­ется с помощью различных методик, в частности, "прове­дения бесед с учителями и учащимися о том, знают ли они приемы самоконтроля и как используются эти при­емы. По этим же вопросам можно провести анкетирова­ние, наблюдение за процессом подготовки учащихся к урокам, проанализировать их оценки по классным жур­налам и т.д. В итоге исследователь констатирует целый

ряд недочетов в осуществлении учащимися самоконтроля за своей учебной работой, которые мешают улучшению успеваемости.

Если исследователь установил, что эта проблема явля­ется узким местом в работе школы, он приступает к сле­дующему этапу исследования и проводит созидательно-преобразующий эксперимент. Сущность его заключается в том, что ученый разрабатывает гипотезу исследования, или, иначе говоря, теоретические основы и конкретные методические меры решения исследуемой проблемы. Если взять приведенный пример с улучшением самоконтроля учащихся за своей учебной работой, то исследователь предварительно предусматривает те конкретные меры, которые содействовали бы преодолению недостатков в осуществлении самоконтроля на практике (разъясняет сущность самоконтроля, знакомит с его приемами и фор­мирует у учащихся соответствующие умения и навыки). Иначе говоря, он создает новую психологическую ситуа­цию с тем, чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону. Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, полученные данные подвер­гаются дальнейшему теоретическому анализу и делаются необходимые выводы о методике организации этой работы в школе.

Дальнейшим этапом исследования этой проблемы явля­ется проверка полученных выводов и разработанной ме­тодики в массовой школьной практике. Эта задача реша­ется с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной ме­тодики в работе других школ и учителей. Если он под­тверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теорети­ческим и методическим достоянием педагогики.


Особое место в методике педагогических исследова­ний занимает естественный эксперимент, создателем которого является известный русский психолог А.Ф.Лазурский (1874—1917). Суть его состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле но­сили естественный характер. Вот как, например, был организован подобный эксперимент по изучению эффек­тивности различных методик совершенствования домаш-

39

него учения школьников в шестых классах Шарпиловс-кой средней школы Гомельского района, В одном из них классный руководитель провел ряд бесед о том, как нуж­но выполнять домашние задания, предъявил к учащимся соответствующие требования и усилил контроль за их учебной работой. В другом же классе эта работа проводи­лась несколько иначе. Кроме разъяснительных бесед о правилах выполнения домашних заданий и повышения требований к работе учащихся, с ними были организо­ваны практические занятия, на которых их обучали выполнять домашние задания с соблюдением соответству­ющих правил. Потом сравнили полученные результаты, и оказалось, что во втором случае ребята быстрее улуч­шили свое домашнее учение. Был сделан вывод: для со­вершенствования учебной работы учащихся одних разъяс­нительных бесед и требований недостаточно, нужно так­же использовать метод упражнений (приучения). Сам же эксперимент проходил в естественных условиях, не нарушая обычного хода учебных занятий.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически (от греч. empiric — опыт), то есть опытным путем, учителя нередко подходят к важным методическим улучшениям, которые зачастую не были известны в педагогике и носят инновационный характер. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек. Об этом писал еще К.Д.Ушинский. Он отмечал, что для педагогической на­уки практический опыт имеет значение лишь тогда, когда из него выводится теоретическая мысль или обобщенное методическое положение: "Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт"1.

Только теоретическое осмысление передового, инно­вационного опыта учебно-воспитательной работы позво­ляет включать его в систему педагогической науки. Так было, например, со школьными учебно-производствен­ными бригадами, возникшими в конце 50-х годов в кол­хозах и совхозах Ставропольского края. Изучение опыта их работы позволило подвести под него психолого-педа-


1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. С.19.

40

гогическую основу и сделать его важным средством по­литехнического обучения и трудового воспитания уча­щихся общеобразовательной школы.

Широкую известность приобрела инновационная деятельность таких передовых учителей и руководите­лей школ, как В.Ф.Шаталов, Н.П.Гузик, Е.Н.Ильин, Н.Н.Палтышев, В.А.Гербутов (Минск) и других, проявив­ших педагогическое мастерство в совершенствовании обу­чения и воспитания и стимулировавших развитие педа­гогической теории.

Социологические методы исследования (анкетиро­вание, рейтинг, метод компетентных оценок). Рассмот­ренные методы исследования при всех их достоинствах обладают одним недостатком: с их помощью ученый по­лучает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно репрезентатив­ного (представительного) характера, так как относятся к небольшому числу школ и учащихся. Между тем неред­ко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. Когда, например, нужно выяснить, как используют свободное время школьники, правомерно провести анкету и предложить им ответить на несколько специально разработанных вопросов. Та­ким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество учащихся.

Рейтинг (оценивание) — метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личнос­ти, а также поведение учащихся. Близким к нему явля­ется метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и других качеств уча­щихся дается компетентными лицами (учителями, класс­ными руководителями, администрацией школы и т.д.). На основании этой оценки исследователь делает соответ­ствующие выводы.

Методы математической статистики. Они использу­ются для количественного анализа полученного в про­цессе исследования фактического материала. Так, в од­ной из школ изучалось состояние домашней работы уча­щихся по математике. Обнаружилось, что в четвертых классах количество учащихся, самостоятельно выполняв­ших домашние задания по этому предмету, составляло 80 %, в шестых - 75 , в восьмых - 55 %. Возник вопрос: в чем причина этой тенденции? Является ли она

41

следствием усложнения программ по математике или же причины кроются в низком качестве преподавания пред­мета в этой школе?